ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Проблема образования людей с легкой интеллектуальной недостаточностью сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания.
Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инертность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе с такими детьми – вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отношение детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и педагога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта.
При правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии обучающегося с ограниченными возможностями здоровья.
Комплексные вопросы различных частных задач воспитания должны быть подчинены решению одной общей задачи – воспитанию человека, способного самостоятельно жить и трудиться в нашем обществе, соблюдая все гражданские нормы поведения и взаимоотношений между людьми. Воспитание и развитие личности происходит только в процессе её активного участия в разнообразных видах деятельности и должны направляться на всестороннее и гармоничное развитие обучающихся.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: изучить особенности обучения младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью приемам разметки по линейке.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
1.1 Особенности обучения учащихся с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Словарь иностранных слов понятие «интеграция» объясняет как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей» [20, с. 274]. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова «интеграция групповая» рассматривается как «процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений… интеграция групповая возникает на том этапе, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения» [8, с. 46].
«Дефектология: словарь-справочник» дает следующее толкование понятия интегрированное обучение: «обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Интеграция как включение человека в общество в качестве полноценного его члена зависит от успешности его общеобразовательной и профессиональной подготовки» [1, с. 94].
Обсуждая проблему интеграции, известные ученые-дефектологи приходят к выводу, что интегрированное обучение «является закономерным этапом развития системы специального образования. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), в которые это происходит у нормально развивающихся детей. В этом смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует или близок к нему» [10, с. 42].
Принцип интегрированного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
При реализации интегрированного обучения перед коллективом учебного заведения возникают следующие задачи:
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОПЫТА ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В КЛАССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Дети с трудностями в обучении способны к усвоению учебного курса «Трудовое обучение» школы общего типа и получению затем профессионального образования в обычных условиях. Однако их трудовой подготовке в начальных классах придается определенная специфика, как в содержательном, так и методическом планах при соблюдении требований, ориентированных на образовательный стандарт и программу «Трудовое обучение» школы общего типа.
Курс трудового обучения в классе интегрированного обучения изучается этими детьми в рамках учебной программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и трудностями в обучении, которая по структуре и содержанию сохранила преемственность с программой «Трудовое обучение (I–IV классы). Его задачами являются:
• формирование у учащихся необходимых в труде положительных качеств личности;
• формирование у учащихся представлений и знаний об организации рабочего места, правилах безопасной работы, санитарии и гигиены при выполнении различных работ, о свойствах материалов, их видах, производстве, применении, хранении и правилах обработки, о растениях и домашних животных, правилах выращивания растений и уходе за домашними животными, устройстве и назначении инструментов и инвентаря;
• практическое ознакомление учащихся с технологиями обработки различных материалов, растениеводства и животноводства, хозяйствоведения;
• формирование двигательных трудовых навыков и развитие тонкой моторики в процессе обучения приемам труда;
• развитие у детей умений ориентироваться в трудовом задании, планировать и контролировать его выполнение;
• формирование у детей элементов творчества.
Эти задачи соотносятся с задачами курса «Трудовое обучение» начальной школы общего типа, который обеспечивает именно трудовую технологическую подготовку учащихся и стрежнем которого являются технологии ручной обработки материалов, выращивание растений и хозяйствоведения [4, с. 11].
Согласно нормативным документам, на основе которых организуется работа классов интегрированного обучения, уроки по предмету «Трудовое обучение» проводит, как правило, не учитель-дефектолог, а учитель класса.
В ходе данного исследования были изучены календарные планы учителя-дефектолога и календарных планов учителя начальных классов ГУО
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В КЛАССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
При составлении календарного плана по предмету «Трудовое обучение» возникает вопрос, возможно ли планирование уроков по общим для всех учащихся темам. Как отмечают М.В. Швед, В.А. Шинкаренко, такое планирование не только возможно, но и необходимо. Его целесообразность обосновывается общностью как указанных задач (которые и не должны иметь принципиальных отличий), так и конкретного содержания обучения предмету «Трудовое обучение» согласно указанных учебных программ.
Виды работ и технологические операции, обучение которым предусматривается обеими программами, отражают традиционное содержание трудового обучения в начальных классах школ разных типов, и лишь по-разному представлены в программах.
Программа «Трудовое обучение» для начальных классов специальных школ состоит из двух частей – базового компонента и работ по выбору учителя. В базовый компонент включены разделы «Выращивание комнатных растений и растений цветника», «Работа с глиной и пластилином» и «Заготовка природных материалов», «Работа с листьями растений (аппликация из листьев)», «Скульптура малых форм (из природных материалов, из природных материалов и пластилина)», «Вышивание на бумаге или картоне», «Работа с текстильными материалами» [23, с. 11], которые присутствуют и в программе школ общего типа.
Данная программа составлена с учетом того, что объем учебного времени на изучение курса «Трудовое обучение» в специальной школе может варьироваться от 1 до 2 часов в неделю. Поэтому в ней приведен расширенный перечень изделий (учитель выбирает отдельные из них) и предлагается развернутая тематика работ по выбору учителя, реализация которой в полном объеме также не обязательно. В условиях класса интегрированного обучения учитель планирует работы, которые предусмотрены и программой школы общего типа.
В классах интегрированного обучения и воспитания не только учителем класса, но и учителем-дефектологом могут планироваться также занятия по разделам «Общая технология» и «Технология хозяйствования», выделенным в учебных программах по трудовому обучению для I—IV классов учреждений общего среднего образования. Содержание этих разделов в достаточной мере соотносится с опытом учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в том числе приобретаемым на учебных занятиях по предметам «Человек и мир» и «Социально-бытовая ориентировка».
В каждом классе за счет учебного времени на первый из изучаемых разделов проводится вводное занятие, на котором изучаются (закрепляются)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях приоритетными направлениями получения образования учениками с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация, подготовка к участию в профессионально-трудовой деятельности. В связи с этим одной из основных задач обучения становится овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью уже начиная с начальной школы системой доступных математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, будущей профессии, и готовность их применять на практике. Одним из таких важных приемов является прием разметки по линейке.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
Дети с трудностями в обучении способны к усвоению учебного курса «Трудовое обучение» школы общего типа и получению затем профессионального образования в обычных условиях. Однако их трудовой подготовке в начальных классах придается определенная специфика, как в содержательном, так и методическом планах при соблюдении требований, ориентированных на образовательный стандарт и программу «Трудовое обучение» школы общего типа.
Структура урока в общеобразовательном классе соответствует требованиям, предъявляемым к организации и проведению уроков в малокомплектных школах, где учитель поочередно выстраивает совместную деятельность с разными группами детей в классе. Для объяснения сложно воспринимаемых тем ученикам с особенностями в развитии предлагаются инструкционные карточки с описанием пошаговых действий обучающегося. Такое построение учебных занятий создает условия, при которых все ученики класса вовлекаются в общеклассную работу.
Основным условием обеспечения эффективности учебно-трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью является его коррекционная направленность. Она определяется как особой организацией педагогического процесса (в частности, увеличением объема трудового обучения, в том числе практического повторения), так и специальным педагогическим руководством за развитием у учащихся мотивов учебно-трудовой деятельности, общетрудовых умений, двигательных трудовых навыков.
В ходе исследования было изучено планирование по предмету «Трудовое обучение»учителя начальных классов и учителя-дефектолога в 1 классе. Было обнаружено практически полное несовпадение планирование учителя начальных классов и учителя-дефектолога по предмету «Трудовое обучение».
Программа «Трудовое обучение» для начальных классов специальных школ состоит из двух частей – базового компонента и работ по выбору учителя. В базовый компонент включены разделы «Выращивание комнатных
1. Винникова, Е. А. Дошкольная олигофренопсихология : пособие / Е. А. Винникова, С. А. Глуховская. – Минск : БГПУ, 2012. – 216 с.
2. Дефектология. Словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Наука, 1996. – 380 с.
3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников : учебное пособие / Я. Л. Коломинский [и др.] ; под общ. ред. Я. Л. Коломинского. – Минск : Універсітэцкае, 1997. – 235 с.
4. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. – М. : Педагогика, 1969. – 216 с.
5. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования 01.09.2011 №251 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
6. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
7. Клюшников, Б. К. Разработка эффективных способов применения технических средств обучения в процессе формирования трудовых навыков у учащихся вспомогательной школы : автореф, дис. .,. канд. пед. наук / Б. К. Клюшников. – М. : Выш. школа, 1982. – 22 с.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова – М.: Наука, 2001. – 440 с.
9. Коноплева, А. И. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. – Минск : Национальный институт образования, 2003. – 232 с.
10. Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения / Н.Н. Малофеев // Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29–31 января 2001 г. – М., 2001. – С. 42–44.
11. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. – М. : Просвещение, 1980. –183 с.
12. Мирский, С. Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: кн. для учителя / С. Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.
13. Об организации интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного и общего среднего образования в 2015/2016 уч. г. : инструктивно-методическое письмо // Настаўніцкая газета. – 2015. – 05 июня. – С. 8.
14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. – М., 1991 г.
15. Павлова, Н. П. Трудовое обучение в 1–3 классах вспомогательной школы : пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. / Н. П. Павлова. – М. : Просвещение, 1992. – 190 с.
16. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : eчеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : Владос, 2001. – 408 с.
17. Петкевич, И. Е. Проблемы организации профессионально-трудового обучения во вспомогательных школах / И. Е. Петкевич // Дэфекталогія. – 2004. – № 4. – С. 25–31.
18. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – М. : Педагогика, 1985. – 128 с.
19. Пинский, Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969. —152 с.
20. Словарь иностранных слов в русском языке. – М. : Энциклопедия, 1996. – 420 с.
21. Содержание и методика развития познавательной деятельности младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью : учебно-методическое пособие / В. В. Гладкая, И. В. Зыгманова, Т. В. Кункевич, О. В. Мамонько, М. И. Хотько.– Минск : БГПУ, 2009. – 71 с.
22. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении : сб. науч. тр. / редкол. : С. Л. Мирский (отв. ред.) [и др.]. — М. : АПН СССР, 1983. – 99 с.
23. Трудовое обучение : учебная программа для I–V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. –Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 48 с.
24. Шевчук, Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении / Л.Е. Шевчук // Дефектология. – 2004. – № 6. – С. 28–31.
25. Шинкаренко, В. А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие / В. А. Шинкаренко. – Минск : Изд. центр БГУ. – Минск, 2013. – 104 с.
26. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение младших школьников с особенностями умственного развития: учеб.-метод, пособие / В. А. Шинкаренко. – Минск : Універсітэцкае, 1998.– 152 с.
27. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение? / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 41–45.