ВВЕДЕНИЕ
Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Проблема образования людей с легкой интеллектуальной недостаточностью сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания.
Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инертность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе с такими детьми – вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отношение детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и педагога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта.
Актуальность исследования работы обусловлена неослабевающим вниманием к поиску оптимальных форм и методов обучения младшего школьника с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Цель исследования: изучить особенности обучения младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью приемам разметки по линейке.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности учебно-трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью;
- определить особенности овладения учащимися с интеллектуальной недостаточностью приемами разметки по линейке;
- провести экспериментальное изучение у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью успешности выполнения приемов разметки по линейке;
- предложить рекомендации по обучению младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью приемам разметки по линейке.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПРИЕМАМ РАЗМЕТКИ ПО ЛИНЕЙКЕ
1.1 Особенности учебно-трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности.
Следует обратить внимание на то, что понятие «интеллектуально недостаточный ребенок» не равнозначно понятию «олигофрен». Как отмечает М.С. Певзнер, понятие «интеллектуально недостаточный» является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие (различные по причинам) состояния выраженного интеллектуального недоразвития.
Обязательным условием достижения эффективности учебной и трудовой подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью является учет в методике обучения свойственных им особенностей.
Проблемы обучения детей с легкой интеллектуальной недостаточностью рассматривали такие ученые, как Г. М. Дульнев [6], С. Л. Мирский [12], Б. И. Пинский [16, 17] Они установили, что учебно-трудовой деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью присущи типичные особенности, которые необходимо учитывать на всех этапах их подготовки. По общему мнению исследователей, у учащихся с интеллектуальной недостаточностью страдает как структура, так и содержание учебно-трудовой деятельности, но ее недостатки могут в определенной мере корригироваться и, соответственно, по-разному проявляются на разных этапах учебно-трудового обучения.
Из-за неустойчивости внимания и некритичности мышления такие дети учатся обычно плохо, но изредка удивляют своих учителей и очень удачными ответами. Эти дети легко поддаются дурным влияниям вследствие того, что отличаются повышенной внушаемостью и некритичностью. Кроме того, этому способствует присущая им слабость тормозных процессов.
У интеллектуально недостаточных детей новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими.
Как и другие виды человеческой деятельности, трудовая деятельность вызывается определенными мотивами – то, чем она побуждается, ради чего достигаются ее цели.
Даже у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью очевидной является слабость их побуждений к деятельности, которая проявляется в рамках всех ее видов, в том числе трудовой. Несмотря на то что эти дети обычно положительно относятся к урокам трудового обучения, это не означает, что у них в должной мере развиты мотивы учебно-трудовой
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИЕМОВ РАЗМЕТКИ ПО ЛИНЕЙКЕ
2.1 Организация и методика проведения констатирующего этапа исследования
Экспериментальное исследование было проведено на базе ГУО «Средняя школа №2 г.п. Белыничи», на учениках 3 класса, обучавшихся по учебному плану и учебным программам первого отделения. Всего в исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 10-11 лет.
Цель констатирующего экспериментального исследования: выявить уровень сформированности умения выполнения разметки по линейке у детей младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Экспериментальное исследование проводилось в привычной для детей обстановке в виде метода группового эксперимента. Каждому из учащихся в индивидуальном порядке было предложено выполнение разметки по линейке полосы бумаги – откладывание заданного размера (8 см) на верхней, затем нижней стороне (кромке) заготовки и соединение нанесённых черточек (точек) вертикальной линией. Для выполнения задания предлагались заготовка белой чертёжной бумаги размером 21*8 см, ученическая линейка, карандаш.
Задание выполнялось по расчлененной словесной инструкции:
1) Отложи 8 сантиметров на верхней стороне (кромке) заготовки.
2) Отложи 8 сантиметров на нижней стороне (кромке) заготовки.
3) Соедини эти чёрточки (экспериментатор указывал на них) по линейке.
Если учащийся допускал те или иные ошибки при откладывании размера на верхней кромке заготовки, была использована обучающая помощь в виде показа и объяснения примеров откладывания размера. Затем ребёнку предлагалась новая заготовка и задание выполнялось без помощи экспериментатора.
В протоколе выполнения задания фиксировалось.
- совмещение деления «0» линейки с краем заготовки;
- правильность откладывания размера на верхней кромке заготовки, ошибочные действия и допущенные при этом ошибки в разметке (при их наличии);
- правильность откладывания размера на верхней кромке заготовки при повторном его выполнении (если оно было необходимо), ошибочные действия и допущенные при этом ошибки в разметке (при их наличии);
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПРИЕМАМ РАЗМЕТКИ ПО ЛИНЕЙКЕ
Как видно из итогов проведенного эксперимента, на начальном этапе обучения у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью возникают большие трудности при работе с измерительной линейкой.
Известно, что навыки измерения и отмеривания являются важным компонентом деятельности в большинстве видов труда.
При анализе состояния обученности приемам работы с измерительной линейкой у учеников 3 класса обнаруживаются следующие характерные недостатки:
- отсутствие понимания протяженности отрезка прямой линии;
- недостаточные знания об устройстве измерительной линейки (рабочая и нерабочая кромки, начало отсчета, шкала, штрихи, деления);
- несформированность навыков беглого счета в пределах 10;
- отсутствие навыков устного счета до 1000 сотнями и до 500 десятками (хотя этого материала нет в программе по математике, но соответствующие знания необходимы, что обусловлено содержанием трудового обучения).
В 3 классе процесс обучения приемам работы с измерительной линейкой включает следующие этапы:
1. Формирование готовности учащихся к усвоению приемов работы.
2. Усвоение учащимися понимания длины отрезка прямой линии как результата приема отмеривания.
3. Изучение устройства измерительной линейки.
4. Формирование приемов измерения и отмеривания.
5. Проведение тренировочных упражнений (измерение, отмеривание, геометрические построения).
6. Практическое применение изученных операций и контроль результатов.
Содержание второго и третьего из указанных этапов обучения в соответствии с программой по математике должно отрабатываться на уроках общеобразовательного цикла. Однако практика показывает необходимость возвращения к этому материалу на уроках труда.
При обучении приемам работы с линейкой необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников и уровень их развития.
На первом этапе трудовой деятельности у учащихся обычно наблюдаются:
- недостаточная готовность к восприятию;
- замедленный темп восприятия;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях приоритетными направлениями получения образования учениками с интеллектуальной недостаточностью является их социальная адаптация, подготовка к участию в профессионально-трудовой деятельности. В связи с этим одной из основных задач обучения становится овладение детьми с интеллектуальной недостаточностью уже начиная с начальной школы системой доступных математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, будущей профессии, и готовность их применять на практике. Одним из таких важных приемов является прием разметки по линейке.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
При усвоении знаний о результате и орудиях труда у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью наибольшие трудности вызывает в процессе обучения разметке по линейке. Вместе с тем это умение очень важно – в ряде изучаемых видах труда применение измерительных инструментов служит основой операции «разметка заготовок» изделия. Правильность ее выполнения прежде всего определяет качество результата работы.
В ходе данного исследования на базе ГУО «Средняя школа №2 г.п. Белыничи», на учениках 3 класса, обучавшихся по учебному плану и учебным программам первого отделения, было проведено экспериментальное исследование. Всего в исследовании приняло участие 10 детей в возрасте 10-11 лет.
В ходе исследования необходимо было выявить уровень сформированности умения выполнения разметки по линейке у детей младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Результаты данного исследования показали, что большинство учащихся экспериментальной группы имеют сложности в выполнении разметки по линейке. Только 2 учащихся (20 %) выполняют данное задание самостоятельно регулярно, а также 1 учащийся (10 %) выполняет его эпизодически. С помощью выполнило данное задание большинство детей – 5 человек (50 %). Таким образом, выполнили задание 80 % учащихся (8 человек). 2 младших школьника (20 %) не справились с заданием даже после помощи педагога. Один из младших школьников, несмотря на необходимость использования линейки, пытался заменить его глазомерным измерением.
По итогам данного исследования были предложены следующие рекомендации по обучению приемам работы с измерительной линейкой:
изучить индивидуальные особенности учащихся с целью направленного применения дидактических приемов и средств;
1. Безрукова, Е. З. Психологическое изучение умственно отсталых школьников / Е. З. Безрукова, С. Д. Забрамная. – Свердловск : Изд-во СГПИ, 1974. – 80 с.
2. Варенова, Т. В. Критерии и показатели оценки качества специального образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью по математике в старших классах / Т. В. Варенова. // Образование и пед.наука : труды Нац. ин-та образования. – Вып.2. Концептуальные основания ; Серия 6: Образование лиц с особенностями психофизического развития ; ред.кол. Змушко А.М. (пред.) [и др.]. – Минск : НИО, 2008. – С. 90–101.
3. Варенова, Т. В. Особенности использования чертежно-графических, измерительных и вычислительных навыков в трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы : автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.В. Варенова. – М., 1983. – 21 с.
4. Винникова, Е. А. Дошкольная олигофренопсихология : пособие / Е. А. Винникова, С. А. Глуховская. – Минск : БГПУ, 2012. – 216 с.
5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников : учебное пособие / Я. Л. Коломинский [и др.] ; под общ. ред. Я. Л. Коломинского. – Минск : Універсітэцкае, 1997. – 235 с.
6. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. – М. : Педагогика, 1969. – 216 с.
7. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
8. Катаева, А. А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта / А. А. Катаева // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта/ под ред. Л. П. Носковой ; Научно-исследовательский ин-т дефектологии акад. Пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1984. – С. 74–90.
9. Клюшников, Б. К. Разработка эффективных способов применения технических средств обучения в процессе формирования трудовых навыков у учащихся вспомогательной школы : автореф, дис. .,. канд. пед. наук / Б. К. Клюшников. – М. : Выш. школа, 1982. – 22 с.
10. Коноплева, А. И. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. – Минск : Национальный институт образования, 2003. – 232 с.
11. Мирский, С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С. Л. Мирский. – М. : Просвещение, 1980. –183 с.
12. Мирский, С. Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: кн. для учителя / С. Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.
13. Павлова, Н. П. Трудовое обучение в 1–3 классах вспомогательной школы : пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. / Н. П. Павлова. – М. : Просвещение, 1992. – 190 с.
14. Перова, М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида : eчеб. для студ. дефект. фак. педвузов / М. Н. Перова. – М. : Владос, 2001. – 408 с.
15. Петкевич, И. Е. Проблемы организации профессионально-трудового обучения во вспомогательных школах / И. Е. Петкевич // Дэфекталогія. – 2004. – № 4. – С. 25–31.
16. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – М. : Педагогика, 1985. – 128 с.
17. Пинский, Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – М.: Просвещение, 1969. —152 с.
18. Содержание и методика развития познавательной деятельности младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью : учебно-методическое пособие / В. В. Гладкая, И. В. Зыгманова, Т. В. Кункевич, О. В. Мамонько, М. И. Хотько.– Минск : БГПУ, 2009. – 71 с.
19. Типологические особенности учащихся вспомогательных школ в трудовом обучении : сб. науч. тр. / редкол. : С. Л. Мирский (отв. ред.) [и др.]. — М. : АПН СССР, 1983. – 99 с.
20. Трудовое обучение : учебная программа для I–V классов первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения. –Минск : Адукацыя і выхаванне, 2014. – 48 с.
21. Шинкаренко, В. А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью : учеб.-метод. пособие / В. А. Шинкаренко. – Минск : Изд. центр БГУ. – Минск, 2013. – 104 с.
22. Шинкаренко, В. А. Трудовое обучение младших школьников с особенностями умственного развития: учеб.-метод, пособие / В. А. Шинкаренко. – Минск : Універсітэцкае, 1998.– 152 с.