ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1 Особенности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи
1.2 Характеристика связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи
1.3 Методы и средства коррекционного воздействия по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим нарушением речи
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Методика организации экспериментального исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает главное место в системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главная особенность этого возраста – это возникновение планирующей функции речи. В ведущей деятельности дошкольников – ролевой игре – возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста является достаточно сложным процессом, который еще более усложняется при общем нарушении речи.
Проблема развития связной монологической речи детей с общим нарушениями речи отражена в работах Н.Н. Баль [3], О.А. Бизиковой [5], В.К. Воробьевой [5], В.П. Глухова [8], Н.С. Жуковой [13], Т.А. Ткаченко [26], И.А. Тютюевой [27] и др.
Детям дошкольного возраста с ОНР необходима целенаправленная и продолжительная логопедическая коррекции. Так как речь тесно связана с другими сторонами развития ребенка, то недоразвитие речевой функции может привести к патологическим изменениям личности.
Анализ методической литературы по проблеме формирования связной речи у детей с ОНР позволяет сделать вывод о необходимости поиска новых эффективных путей развития отдельных сторон монологической речи.
Данная проблема обусловила выбор темы нашего исследования: «Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованно-игровой деятельности».
Цель исследования – разработать методические рекомендации по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР на занятиях по ознакомлению с окружающим миром (на материалах темы «Осень»).
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
2. Выявить уровень сформированности связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
В настоящее время под общим недоразвитием речи (ОНР) следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Существуют и другие формулировки ОНР. Филичева Т.Б. и Чиркина Г.В. определяют ОНР так: «Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Как отмечает Т.Г. Визель (2005), термин ОНР признается не всеми исследователями патологии детской речи и практическими специалистами. Они продолжают употреблять традиционный термин «алалия», пользуясь клинической классификацией. Алалия тоже подразумевает общее (системное) недоразвитие речи.
Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям; страдает связная речь. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР) [10, с. 7].
По своему клиническому составу эта категория объединяет разных детей. Так, по данным Е.М. Мастюковой, среди них можно выделить три основные группы:
так называемый неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение центральной нервной системы. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями», такими, как недостаточная регуляция мышечного тонуса, неточность двигательных
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Цель экспериментального исследования: выявить уровень сформированности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим нарушением речи в возрасте 4-5 лет.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
- отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
- изучение уровня связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи на основе выделенных показателей;
- разработка на основании результатов исследования рекомендаций по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим нарушением речи на занятиях по «Окружающему миру» (на материалах темы «Осень»).
Методы исследования: изучение логопедической документации, тестовая методика Т.А. Фотековой, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование осуществлялось на базе ГУО «….».
Выборка исследования: 30 учащихся старших групп ясли-сада в возрасте 4-5 лет. В экспериментальную группу вошли 15 детей с общим нарушением речи. В контрольную группу вошли 15 детей с нормальным речевым развитием (список детей представлен в приложении 1).
Разделением детей на данные группы было осуществлено на основании логопедического заключения дефектолога учреждения. Все дети экспериментальной группы имеют такие нарушения как общее недоразвитие речи (ОНР) II-III уровня речевого развития и стертая дизартрия.
Гипотеза исследования: уровень развития связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Для исследования уровня сформированности навыков связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи мы использовали серию заданий из тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой [30, с. 125].
Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей с нормальным речевым развитием и общим нарушением речи
В возрасте 3-7 лет дети все чаще стремятся к совместному обсуждению предметов окружающего мира, явлений, взаимоотношений между людьми. Известно, что речь самым тесным образом связана с мышлением ребёнка, поэтому развитие речи даёт возможность малышу покинуть границы ситуации, которую он переживает. При этом обогащаются и расширяются контакты детей с другими детьми старшими или младшими по возрасту. Именно такое общение важно для удовлетворения социальных потребностей детей, для успеха в совместной деятельности, для интеллектуального и эмоционального развития малыша.
Как развитие потребности в общении, так и иные виды деятельности, осваиваемые ребенком, ведут к развитию речи. Этим и объясняется факт смещения познавательной активности ребёнка от звуковой стороны слова к смысловой стороне.
Отличными занятиями по речевому развитию детей дошкольного возраста могут послужить посильная помощь ребенка родителям по дому, а также за его пределами: в саду, на детской площадке, в лесу, на даче.
Самый эффективный и простой способ в развитии речи дошкольника – простое общение с ним. Развитию речи способствует чтение стихотворений, сказок, рассказов о природе, животных, растениях, о таких же мальчиках и девочках, как он сам.
Для развития речи дошкольников можно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Есть ещё несколько простых, но очень действенных методов по развитию речи дошкольников.
В связи с вышесказанным, нами была составлена коррекционная программа на материалах темы «Осень», которая на наш взгляд, может способствовать развитию монологической речи дошкольников с ОНР (таблица 5).
Анализ литературных источников по теме курсовой работы показал следующее:
1. Дети дошкольного возраста с общим нарушением речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности.
2. Также для них характерно отставание в формировании тех или иных психических процессов (внимания, памяти, воображения, ощущений, мышления, восприятия).
3. Особенностями игровой деятельности детей с ОНР являются: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера.
4. Дошкольники с ОНР в некоторой степени отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего, монологической, речи.
5. Связная монологическая речь детей с тяжелыми нарушениями речи имеет следующие особенности: недостаточно полное понимание текста, нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ограниченный словарь, а значительные трудности в программировании связного высказывания, в связывании отдельных его элементов в структурное целое.
Анализ исследования уровня развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста показал следующее:
1. Сравнительные результаты исследования уровня развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР и детей с нормальным речевым развитием показывают, что по уровню развития связной речи дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от детей с нормальным речевым развитием.
2. Для детей с ОНР характерен низкий уровень (60%) сформированности связной речи, а также присутствуют дети со средним (40%) уровнем развития связной речи. Детей с высоким уровнем в данной группе не обнаружено.
3. Для детей с нормальным речевым развитием характерен высокий уровень (67%) сформированности связной речи, а также средний уровень (33%). Детей с низким уровнем в развития связной речи не обнаружено.
4. Для детей с ОНР характерны такие трудности связной речи как нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; стереотипность лексико-грамматических средств языка; ошибки и пропуски смысловых цепочек, повторы слов, длительные паузы, незавершенность смыслового выражения мысли; трудности в языковом выражении замысла; бедный словарь, необходимость в стимулирующей помощи.
1. Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М: Просвещение, 1991. – 127 с.
3. Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4. Баряева, Л.Б., Волосовец, Т.В. Гаврилушкина, О.П. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. Л.В. Лопатиной. – СПб: Питер, 2014. – 386 с.
5. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учебное пособие / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 35 с.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: Сфера, 2009. – 324 с.
7. Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи / Программа для специальных дошкольных учреждений / авт.-сост. Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. – Минск: НИО, 2007. – 280 с.
8. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2012. – 280 с.
9. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
10. Гончарова, В.А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития / В. А. Гончарова. // Логопед в детском саду. – 2008. – № 26. – C. 1-9.
11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001. – 240 с.
12. Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. – М.: Моск. психолого-соц. институт, 2001. – 194 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2009. – 389 с.
14. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 376 с.
15. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М.: Российское пед. агентство, 1997. – 318 с.
16. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 426 с.
17. Конопляста, С.Ю. Логопсихология: учеб. пособие / С.Ю. Конопляста, Т.В. Сак. – К.: Знання, 2010. – 394 с.
18. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: сб. науч. трудов. – Москва. – 1989. – 143 с.
19. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 520 с.
20. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника / А.М. Леушина // Уч. записки ЛГПИ им. А. Герцена. – Ленинград. – 1945. – T. 35. – С. 27-72.
21. Логопедия: учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
23. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие / М.Д. Маханева. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 364 с.
24. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. пособие / Е.В. Мигунова. – Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2006. – 126 с.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
26. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи: логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 236 с.
27. Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Тютюева // Концепт. – 2016. – Т.2. – С. 91-95.
28. Усанова, О.Н. Специальная психология: учеб. пособие / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
29. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
30. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2000. – 236 с.
31. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2001. – 296 с.
32. Яшина, В.И., Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 400 с.