ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА Я У ЛЮДЕЙ С НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
1.1 Понятие «Образ Я» в психологии
1.2 Психологические особенности людей с никотиновой зависимостью
1.3 Виды психологической помощи людям с никотиновой зависимостью
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ С НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ, ИМЕЮЩИМ НЕАДЕКВАТНЫЙ ОБРАЗ Я
2.1 Пояснительная записка
2.2 Диагностический этап
2.3 Тренинговый этап
2.4 Контрольный этап
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в нашей стране в значительной степени осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В поисках средств защиты от психического напряжения, дискомфорта, стресса люди чаще всего прибегают к различным формам аддиктивного поведения. Одна из самых распространенных форм аддиктивного поведения – никотиновая зависимость.
Начало XXI века характеризуется ростом различных стереотипных, привычных и зависимых форм поведения. В данном контексте курение можно рассматривать как симптом, проявление общего психологического неблагополучия общества. В настоящее время аддиктивное поведение является одной из острых социальных проблем не только Беларуси, но и всего мира. В научной литературе изучаются социальные, психологические и биологические истоки этого явления, общественные организации предпринимают попытки активизировать профилактическую деятельность.
Среди курящих имеется особый контингент курильщиков, которые хотят отказаться от курения, имеют опыт безуспешных попыток и в итоге не могут самостоятельно реализовать собственное намерение. Данный контингент курильщиков характеризуется специфическим комплексом негативного самоотношения и представляет собой круг лиц, обращающихся за психологической помощью.
Психологическая помощь людям с никотиновой зависимостью осуществляется наряду с процессом отказал от курения и представляет собой целостную трансформацию значимых сфер жизнедеятельности, ранее включавших курение, формирование новых личностных смыслов; пополнение энергетических психических ресурсов личности.
Учет потенциального ресурса, заложенного в человеке с его собственным опытом биосоциальной адаптации, выражаемого в его интеллектуально-личностных особенностях, является основой преодоления болезни (как результата той или иной психологической проблемы) и позволяет выявить критерии успешности преодоления зависимости Таким критерием является способность к самопроцессам, выражаемая в склонности к самопознанию, саморегуляции и самоорганизации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗА Я У ЛЮДЕЙ С НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
1.1 Понятие «Образ Я» в психологии
Появление в психологической литературе понятия «образ Я» связано с потребностью в исследовании и описании глубинных психологических структур и процессов личности. Термин «образ Я» рассматривается в контексте таких понятий как «Я-концепция», «самосознание», «Я», «самооценка», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно связано с ними.
В настоящее время не существует общепринятого понимания и определения понятия «образа Я». Природу и структуру этого психологического феномена анализировали многие ученые, представители различных подходов и направлений.
Истоки проблемы изучения «образа Я» берут свое начало в работе У. Джемса. Под глобальным личностным «Я» автор понимал двойственное образование, включающее Я-сознающее и Я-как-объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них является чистым опытом, а другая – содержанием этого опыта (Я-как-объект). У. Джеймс разделял «образ Я» на «эмпирическое Я» (наличное) и «идеальное Я» (желаемое) [10, с. 27].
В начале ХХ века «образ Я» изучали Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мид. В теории «зеркального Я» утверждается, что развитие содержание «образа Я» зависит от общества. В основе развития «образа Я» лежат два типа сенсорных сигналов: непосредственное восприятие и последовательные реакции людей, с которыми индивид себя идентифицирует. В качестве центральной функции «Я-концепции» выступает идентичность как генерализованная позиция в обществе, происходящая из статуса индивида в группе, членом которой он является [19, с .157]. «Образ Я» рассматриваться в качестве когнитивно-эмоционального комплекса с определенным уровнем осознанности, выполняющего адаптационную функцию в новой ситуации; условием развития «образа Я» является идентификация с позицией и статусом значимого другого [16, с. 166].
Представители когнитивной психологии рассматривали «образ Я» как процесс («Я-процесс»), характеризующий самопознание личности [29, с. 201]. «Я-концепции» не является целостной, так как индивида характеризуется множественными концепциями «Я» и процессами самоконтроля, которые изменяются от ситуации к ситуации. Х. Маркус в структуре «Я» выделяяет «Я -схемы», то есть когнитивные структуры, обобщения относительно себя,
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ С НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ, ИМЕЮЩИМ НЕАДЕКВАТНЫЙ ОБРАЗ Я
2.1 Пояснительная записка
Программа тренинга предназначена для людей с никотиновой зависимостью, имеющих неадекватные (завышенные или заниженные) представления о себе, своих качествах и индивидуальных особенностях, а также негативное отношение к себе. Психологические особенности личности оказывают значительное влияние на возникновение наркотической зависимости, а также могут быть ее следствием. В качестве формы работы со студентами с никотиновой зависимостью был выбран групповой психологический тренинг, позволяющий достигнуть положительных результатов по итогам работы с самосознанием участников.
Название программы: «Программа тренинга по формированию адекватного «образа Я» у студентов с никотиновой зависимостью».
Цель программы: формирование адекватного «образа Я» у студентов с никотиновой зависимостью.
Задачи тренинговой программы:
1) повышение способностей к самопознанию и осознанию, самоконтролю;
2) формирование адекватных представлений о себе и оценки себя как личности;
3) поиск ресурсов, необходимых для достижения целей, развитие рефлексии;
4) формирование умения адекватно планировать и прогнозировать свое будущее;
5) повышение ответственности перед собой и другими людьми.
Методы программы:
– групповая работа;
– методы арт-терапии;
– тренинг навыков;
– ролевые игры;
– поддержка.
Форма работы: групповая.
Контингент и количество участников: учащиеся 7-9 классов Оптимальное количество участников: 8-10 человек.
Структура программы: программа состоит из 5 занятий.
Время реализации тренинговой программы: 1,5 месяца.
Режим работы: длительность занятия – 50 минут 1 раз в неделю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования установлено, что «образ Я» представляет собой систему представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности, которая является инструментом познания себя, выступает в качестве регулятора действия. В отечественной психологии «Образ Я» рассматривается в качестве набора характеристик, посредством которых индивид описывает себя как индивидуальность. Зарубежные психологи «образ Я» образует систему представлений о себе, оценку себя и своих поступков, связанную с другими людьми. Структуру «Образа Я» образуют: знание индивида о своих особенностях (когнитивный компонент) и отношение к себе (аффективный компонент). «Образ Я» осуществляет контроль и интерпретацию поведения, влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивного или негативного образа себя.
Люди с никотинной зависимостью, как правило, характеризуются нравственной незрелостью личности, неспособностью адекватно планировать и прогнозировать своё будущее, низкими способностями в преодолении трудностей. Для них свойственна низкая рефлексия, снижение способности к самоконтролю, некритичность поведения, внушаемость, ненадежность, влекущая за собой неустойчивость взаимоотношений с другими людьми, безответственность перед собой и близкими людьми. Психологические особенности личности оказывают значительное влияние на возникновение наркотической зависимости, а также могут быть ее следствием.
Основными видами психологической помощи людям с никотиновой зависимостью являются: психологическое консультирование; психологическая коррекция; психологический тренинг; психологическая реабилитация. Психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов, систему информационного, оценочного и поведенческого компонентов. Результатом психологического тренинга для людей с никотиновой зависимостью является признание ими проблемы, желание измениться, готовность самостоятельно нести ответственность за свою жизнь, повышение способности к самоанализу и саморазвитию личности. При организации тренинга для людей с никотиновой зависимостью необходимо направить усилия на развитие компонентов самосознания.
На диагностическом этапе программы было установлено, что большая часть студентов с никотиновой зависимостью имеет низкую неадекватную самооценку. У этих студентов отмечается отрицательная связь между «Я идеальным» и «Я реальным», что свидетельствует о несоответствии или
1. Агеева, А.Д. Психологические особенности личности, способствующие развитию зависимого поведения / А.Д. Асеева // Журнал Кубанского гос. Аграрного ун-та. – 2014. – № 2. – С. 15-19.
2. Акопов, А.Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности / А.Ю. Акопов. – СПб.: Речь, 2008. – 224 с.
3. Ассаджоли, Р. Психосинтез / Р. Ассаджоли. – М.: Рефл-бук, 1997. – 316 с.
4. Батищев, В.В. Методология организации программы психотерапии реабилитации больных зависимостью от психоактивных веществ, имеющих низкий уровень мотивации на лечение / В.В. Батищев, Н.В. Негериш. – М.: Фонд НАН, 2000. – 184 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
6. Блейлер Э. Аффективность, внушение, паранойя / Э. Блейлер. – М.: ВИНИТИ, 2001. – 208 с.
7. Гаргушенко. С.А. Психологические особенности людей с никотиновой зависимостью / С.А. Гаргушенко // Вестник Самарской гум. Академии. – 2007. – № 1. – С. 155-159.
8. Горбачева, А.С. Профилактика аддикций у подростков средствами тренинга / А.С. Горбачева, Н.В. Ковалева // Казанский пед. Журнал. – 2016. – № 1. – С. 55-60.
9. Григорьев, Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости / Н.Б. Григорьев. – СПб.: СПбГИПСР, 2012. – 304 с.
10. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
11. Егоров, А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологии // Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр. / Под. ред. В.Д. Менделевича. – Казань, 2004. – С. 80-88.
12. Зенцова, Н.И. Психологическая реабилитация в структуре медико-социальной помощи наркозависимым / Н.И. Зенцова, К.В. Мубаракова // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 2. – С. 182-185.
13. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л.Я. Дорфмана. – М.: Смысл, 2004. – 19 с.
14. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
15. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – Новосибирск: Олсиб, 2001. – 257 с.
16. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М.: Идея-Пресс, 2000. – 312 с.
17. Лихтенберг, Дж.Д. Клиническое взаимодействие: Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем / пер. с англ. А.М. Боковикова. – М.: Когито-Центр, 2003. – 368 с.
18. Менделевич, В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 328 с.
19. Мид, Дж.Г. Избранное / пер. В.Г. Николаева. – М.: Академия, 2009. – 290 с.
20. Ошанин, Д.А. Предметное действие и оперативный образ: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 /Д.А. Ошанин. – М., 1973. – 20 с.
21. Патаки, Ф. Некоторые когнитивные процессы Образа Я // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред.: Д. Ковач, Б.Ф. Ломов. – М, 1983. – С. 45-51.
22. Первин, Л. Психология личности: Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. В. С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 607 с.
23. Попов Л.М. Методология и этапы саморазвития личности по преодолению себя // Наркозависимость и медико-социальные последствия: стратегия и профилактика. Сб. материалов междунар. конф. / Под общ. ред. проф. В.Д. Менделевич. – Казань, 2003. – С. 125-126.
24. Попов, Л.М. Технология психологической помощи в преодолении наркозависимости / Л.М. Попв // Ученые записки Казанского ун-та. – 2008. – № 1. – С. 45-49.
25. Роджерс, К.Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
26. Соколова, Е.Т. Психотерапия. Теория и практика / Е.Т. Соколова. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
27. Соловьева, Н.А. Динамика личностных особенностей наркозависимых в процессе реабилитации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Н.А. Соловьева. – М., 2009. – 19 с.
28. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
29. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
30. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: Наука, 1977. – 352 с.
31. Янчук, В.А. Современные представления о самости и Я-концепции личности // Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск, 2005. – С. 251-352.