ВВЕДЕНИЕ
В отечественном законодательстве выделяются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей-сирот относятся те дети, у которых умерли оба родителя или умер единственный имевшийся родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те дети, которые остались без попечения обоих родителей или единственного родителя в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными).
На сегодняшний день самыми распространенными причинами определения ребенка в интернатное учреждение при живых родителях являются: лишение родительских прав, отказ родителей от воспитания и заботы о своем ребенке, пребывание родителей в местах заключения.
Дети из государственных учреждений отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию и имеют ряд негативных особенностей, которые впоследствии сказываются на развитии ребенка, на его адаптации в социуме. Многочисленные исследования психического и социального развития детей-сирот и детей, лишенных родительской любви, осуществляются в рамках различных психологических и социологических направлений, среди которых основными являются психоанализ (Дж. Боулби, К. Хорни, Р. Шпиц, Э. Эриксон), бихевиоризм (А. Бандура, Дж. Брунер), гуманистическая психология (К. Роджерс, Э. Фромм). В отечественной психологии данной проблеме посвящены исследования Л. И. Божович, В. В. Лебединского, М. И. Лисиной, А. М. Муфтеевой, В. С. Мухиной, Л. Н. Севостьяновой, Г. В. Семьи, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан, Л. Ф. Обуховой, И. А. и Н. В. Фурмановых, Д. Б. Эльконина и др.
Одной из априорных, детерминирующих другие характеристики детей-сирот является социально-психологический статус ребенка. Статус «ребенок- сирота» имеет как внешнюю – социальную характеристику, выражающуюся в социальных стереотипах, предубеждениях, «своеобразном клейме», так и внутреннюю – психологическую позицию «ненужного и ничейного» ребенка. Для любого ребенка первым и наиболее устойчивым образцом поведения является поведение родителей. Лишенные этого стержневого стандарта поведения, дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормы и нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или ограничены. Такая внутренняя позиция проявляется в слабой ориентированности на будущее и упрощенном содержании образа-Я. Искаженное самосознание воспитанника интернатного учреждения включает в себя такие особенности, как сформированность чувства «Мы»,
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ
1.1 Понятие социального сиротства
Проблему социального сиротства невозможно назвать «чумой» 20 века, но вместе с тем, значительный рост числа «ненужных» детей приходится именно на этот период. К сожалению, в период становления общества существовали, и будут существовать дети, которые по каким-либо причинам остались без попечения родителей. В первую очередь, «сиротство» это социальное явление, которое характеризует образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей [6, с. 17].
В широком смысле, сиротами принято считать детей в возрасте до 18 лет, оставшихся без заботы и опеки обоих родителей или единственного родителя в связи с их смертью. Вместе с тем, существует такое понятие как «Социальное сиротство и его следует отличать от понятия сиротства в целом и вот почему: социальное сиротство это такое же социальное явление, но распространяет свое действие оно исключительно на детей, биологические родители которых живы, но по явственно необъективным причинам не считают необходимым должным образом относиться к своим родительским обязанностям и заботиться о своих детях, ввиду чего дети остаются без попечения родителей или родители попросту оказываются лишенными родительских прав, а дети отправляются в специализированные учреждения. И в том и в другом случае, не зависимо от причин приобретения ребенком статуса «сироты», бремя заботы о нем вынуждено нести общество и государство.
20 ноября 1989 Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая признает, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания», а также, что «что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании». Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, с этой целью они принимают необходимые законодательные и административные меры.
Сиротство существовало во все времена и дети нуждались в заботе и до принятия соответствующего нормативного акта. Повсеместная пропаганда свободы, поглотившая общество после февральской революции 1917 года в
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА
2.1 Деятельность социального работника с детьми-сиротами
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери-одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков [13, с. 306].
Решение проблем сирот заключается в:
- совершенствовании системы попечительства и сиротства;
- поощрении государством создания семейных форм устройства для детей-сирот;
-улучшении психологической работы;
- создании индивидуальных программ работы детских учреждений с учетом особенностей детей: сформированных у них навыков и способностей к различным видам трудовой деятельности, с учетом особенностей личности, развития индивидуальных наклонностей;
- расширении малых семейных детских домов;
- создании службы социальных работников, обеспечивающих облегчение социальной адаптации ребенка и подготовку детей для оформления усыновления, опеки, попечительства;
- выявлении индивидуальных психологических особенностей ребенка при поступлении в детский дом и проведении с учетом этого профилактики социальной адаптации;
- дифференцированном подходе к ребенку с учетом его индивидуальных особенностей;
- наличии определенного запаса знаний по возрастным закономерностям развития и особенностям воспитания в детских домах;
- создании условий жизни в сиротских домах для оптимизации здоровья и развития;
- помощи в социальной адаптации по достижении совершеннолетия.
Для того, чтобы положительно повлиять на социально-психологическое развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Социально-психологическое развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет ряд специфических, негативных черт и отличий от детей, воспитывающихся в семьях. Своевременная деятельность специалистов по коррекции данных социально-психологических черт окажет значительное влияние на адекватное формирование личности ребёнка и его социализацию.
2. Социальная ситуация развития ребенка-сироты представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Основные линии развития связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается в стремлении понять себя, свои возможности и особенности. Система ценностных ориентаций воспитанника детского дома составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и основу жизненной концепции.
У воспитанников детских домов отмечаются преобладающие особенности внутренней позиции, такие как слабая ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное содержание образа самого себя, несформированная Я-концепция, неразвитость, искаженность представлений о социальных ролях и половой идентификации. Социальные сироты, встречаясь с препятствиями на пути развития, часто прибегают к психологическим защитам в виде агрессивного и аддиктивного поведения, пренебрегая запретами и социальными нормами, что способствует дезадаптации ребенка. Особое значение для развития воспитанника имеет процесс развития его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального и духовного порядка. Развитие адаптационного потенциала воспитанников детского дома является залогом успешного самоопределения в будущем.
3. Изучая накопленный опыт по предупреждению социального сиротства во всем мире, можно увидеть, что решение проблемы профилактики социального сиротства должно включать целый комплекс мероприятий, осуществляемых на разных уровнях государства и общества. Эти мероприятия относятся к масштабам общей социальной политики государств и направлены на общество в целом, это и более селективные меры, относящиеся к определенным социальным группам. И, наконец, это – мероприятия, которые адресованы индивидуальному, личностному уровню конкретной женщины, находящейся в кризисной ситуации, угрожаемой отказом от материнства.
1. Астоянц, М.С. Дети-сироты: конструирование социальной проблемы в современном политическом дискурсе / М.С. Астоянц // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. – М.: Альфа-М, 2006. – Т. 13. – 232 с.
2. Астоянц, М.С. Политический дискурс о сиротстве r советский и постсоветский период: социальная интеграция или социальное исключение? / М.С. Астоянц // Журнал исследований социальной политики. – 2006. – Т. 4. – № 4. – С. 475-500
3. Баюмова, С.В. Социально-психологическая адаптация выпускников детских домов / С.В. Баюмова // Детский дом. – 2006. – №19. – с. 32.
4. Бибикова, Н.В. Арт-терапия как инновационная технология социальной работы / Н.В. Бибикова // Поволжский педагогический поиск. – Ульяновск: № 2 (4). – 2013. – 92–94 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1995. – 346 с.
6. Брутман, В.С. Социальное сиротство: по пути отчаяния / В.С. Брутман // Народное образование. – 2009. – № 9-10. – С. 15 – 22
7. Дубровина, И.В. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / И.В. Дубровина // Детский дом. – 2006. – №19. – С. 12-14
8. Дурасанова, Т.П. Проблемы социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни / Т.П. Дурасанова // Ученые записки Московского государственного соц. университета. – 2000. – №4. – С. 93-99
9. Иовчук, Н.М. Система социально-психологического сопровождения детей-сирот в интернатном учреждении/ Н.М. Иовчук. – М., 2003. – 245 с.
10. Коробейников, И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания / И.А. Коробейников. – Москва, 2006. – 57 с.
11. Кузнецова, Т.Ю. Социальные стереотипы восприятия выпускников детских домов / Т.Ю. Кузнецова // Социологические исследования. – 2003. – № 11. – С. 84-88
12. Мельников, В.П. История социальной работы в России / В.П. Мельников. – М., 2006. – 464 с.
13. Мустаева, А.Ф. Социальная педагогика / А.Ф. Мустаева. – М.: Академический Проект, 2003. – 516 с.
14. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Авт-сост. А.П. Крейсман. – М.: АРКТИ, 2010. – 312 с.
15. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан. – СПб, 2005. – 400 с.
16. Соколовская, М. Исследование социальных проблем / М. Соколовская // Социальное обеспечение. – 2006. – №3. – С. 30-34
17. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000. – 620 с.
18. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с.
19. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 587 с.
20. Шергенг Н.А. Истоки возникновения социального сиротства / Н.А. Шергенг // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. – С. 108-108
21. Ясавеев, И. «Социальная проблема» в социологическом лексиконе / И. Ясавеев // Социальная реальность: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://socreal.foni.ru/?Iink=ARTICLE&aid=l84. – Дата доступа: 20.11.2017