Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается ситуация ухудшения состояния репродуктивного здоровья населения, в основе которой лежат процессы социального характера, такие как изменение репродуктивных установок современной молодежи (стремление к раннему началу половой жизни, установка на малодетность), потеря ценностного отношения к своему здоровью и созданию семьи, недостаточная информированность в вопросах половых отношений.
Продуктивным подходом в решении данной ситуации является комплексность, то есть проведение как медицинских, так и социальных мероприятий в сфере охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Однако, в данной сфере здравоохранения социальная работа развита слабо и осуществляется специалистами не социального профиля.
В последние годы проблема планирования семьи и репродукции человека привлекает внимание специалистов из таких областей как медицина, сексология, педагогика, психология, социология.
В настоящее время можно выделить следующие направления в изучении репродуктивного здоровья и планирования семьи:
– изучение различных аспектов медико-социальной работы, где рассмотрены возможности развития социальной работы в сфере здравоохранения (В.Т. Кургузов, А.В. Лукина, А.В. Мартыненко, П.Д. Павленок, А.А. Попов, Е.И. Холостова, А.В. Шумов, Ю.Ю. Шурыгина);
– изучение социальных аспектов планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, где рассматривается значимость планирования семьи и направления деятельности в этой области (И.И. Гребешова, Н.И. Размахина, Т.А. Старостина);
– изучение состояния репродуктивного здоровья и полового воспитания молодежи, где рассматривается ситуация кризиса современной семьи, нарушения здоровья молодежи, недостатки системы полового воспитания (М.Б. Баранов, С.И. Голод, И.С. Кон, В.В. Кулаков, О.Г. Орлова, Т.М. Резер, Г.М. Савельева, Ю.Б. Шапиро);
– изучение особенностей репродуктивного поведения молодежи и его последствий, таких как аборты, ЗППП, подростковая беременность и др. (Е.В. Андрюшина, И.П. Каткова, Е.И. Нестеренко, В.И. Сакевич, В.Н. Серов, Д.М. Соломатин, Ю.А. Фокин).
Медико-социальный подход к решению проблем области планирования семьи и репродукции человека позволит наметить новые пути и способы их
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), планирование семьи – это обеспечение контроля репродуктивной (детородной) функции для рождения только желанных детей; в соответствии с этим определением «планирование семьи» означает те виды деятельности, которые имеют целью помочь отдельным лицам или супружеским парам достичь определенных результатов: избежать нежелательной беременности, произвести на свет желанных детей, регулировать интервалы между беременностями, контролировать выбор времени деторождения в зависимости от возраста родителей и определять количество детей в семье [15, с. 162].
На государственном уровне реализация права на планирование семьи обеспечивается созданием специальной службы, предоставлением населению доступной и полной информации об аспектах планирования семьи, обеспечением соответствующей медицинской и социальной помощью, возможностью широкого использования контрацепции, формированием культуры сексуального и репродуктивного поведения населения.
На региональном уровне в системе государственной службы планирования семьи основная роль принадлежит центрам планирования семьи и репродукции.
Центр планирования семьи и репродукции образуется в результате реорганизации функционирующих консультаций «Брак и семья», может являться самостоятельным учреждением или входить в состав многопрофильного лечебного учреждения.
Центры планирования семьи и репродукции создаются в целях развития службы планирования семьи, создания эффективной системы охраны репродуктивного здоровья, совершенствования медико-социальной помощи подросткам и взрослому населению.
Задачи центра связаны с проблемами планирования семьи в регионе:
- оказанием консультативной помощи по вопросам планирования семьи, контрацепции;
- внедрением новых средств планирования семьи;
Согласно определению ВОЗ в широком смысле, репродуктивное здоровье – это способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путем, гарантия безопасности беременности и родов, выживание ребенка, благополучие матери и возможность планирования последующих беременностей [15, с. 231].
Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов включая воспроизводство потомства и гармонию психосоциальных отношений в семье.
Таким образом, репродуктивное здоровье является важнейшей составляющей общего здоровья человека и общества в целом.
Репродуктивное здоровье также предполагает свободное принятие решений в репродуктивной сфере и доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь.
Репродуктивный выбор – проявление моральной автономии личности в вопросах сексуальности и деторождения. В первую очередь речь идет о сознательном и ответственном отношении личности к этим вопросам.
Каждый человек также обладает репродуктивными правами. Репродуктивные права призваны создать социальные предпосылки для обеспечения репродуктивного здоровья. Они нашли отражение во многих международных документах по правам человека и национальных законодательствах.
Основы репродуктивного здоровья женщины закладываются еще в раннем возрасте.
Раннее начало половой жизни, заболевания, передающиеся половым путем (включая ВИЧ/СПИД), подростковая беременность, аборты, бесплодие являются основными проблемами репродуктивной сферы.
Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, ответственным отношением к своему здоровью, а также
Таким образом, можно сделать обобщающие выводы:
1. Теоретический анализ литературы показал, что в современном обществе планирование семьи обеспечивается созданием специальной службы, предоставлением населению доступной и полной информации об аспектах планирования семьи, обеспечением соответствующей медицинской и социальной помощью, возможностью широкого использования контрацепции, формированием культуры сексуального и репродуктивного поведения населения. В связи с происходящими процессами дестабилизации института семьи, ухудшение состояния общественного здоровья, и репродуктивного в частности, основными группами клиентов специалиста по социальной работе в центре планирования семьи являются: молодежь (школьники, студенты, социально-дезадаптированные дети и подростки, безпризорные и безнадзорные, дети из неполных семей и пр.); семьи (прежде всего, молодые, бесплодные, ждущие ребенка, воспитывающие подростка и пр.); беременные женщины (в том числе и желающие сделать аборт).
2. Половое воспитание и сексуальное образование должно начинаться с детского возраста и продолжаться до взрослой жизни; являться составной частью процесса обучения; проводиться для всех детей, подростков и взрослых, в том числе имеющих психологические и эмоциональные трудности; рассматривать вопросы морали, межличностных и сексуальных отношений, которые будут способствовать принятию осознанных решений; способствовать повышению самоуважения, чувства моральной ответственности и формированию навыков по избеганию нежелательного сексуального опыта; формировать у подростков ответственное самоохранительное сексуальное поведение.
3. Основными проблемами репродукции человека являются: раннее начало половой жизни, заболевания, передающиеся половым путем (включая ВИЧ/СПИД), подростковая беременность, аборты, бесплодие. Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется образом жизни человека, ответственным отношением к своему здоровью, а также уровнем его информированности об основах репродуктивного здоровья, возможностях его сохранения и реализации репродуктивных прав. Существующие проблемы репродуктивного здоровья связаны с такими причинами как: безнравственность в сфере половых отношений; отсутствие необходимых знаний по сохранению здоровья, о сексуальности человека; несоответствующая требованиям, некачественная и недоступная информация
1. Баранов, А.А, Санников, А.В. Половое воспитание и сексуальное образование необходимы / А.А. Баранова, А.В. Санников // Врач: научно-практический журнал. – 1999. – № 9. – С. 40-41.
2. Баранов, А.Н. Организация социально-медицинской работы в учреждениях планирования семьи / А.Н. Баранов, Н.Н. Сизюхина, Ж.Л. Варакина // Социально-медицинская работа: учеб. пособие. – Архангельск, 2010. – С. 173-203.
3. Богданова, Е.А. Деятельность ВОЗ в области охраны репродуктивного здоровья подростков / Е.А. Богданова // Акушерство и гинекология. 1992. – №1. – С. 13-15.
4. Брюхина, Е.В. Беременность и роды у подростков / Е.В. Брюхина // Контрацепция и здоровье женщины. – 2001. – № 2. – С. 46–47.
5. Гребешева, И.И. Аборт и проблемы семейного планирования в России /И.И. Гребешева // Планирование семьи. – 1993. – №1. – С. 10-11.
6. Гребешова, И.И. Охрана репродуктивного здоровья как проблема социальной безопасности России / И.И. Гребешова // Планирование семьи. – 2002. – № 1. – С. 74-76.
7. Гуркин, Ю.А. Факторы формирования гигиенической культуры девушек-подростков / Ю.А. Гуркин // Планирование семьи, 2001. – 204 с.
8. Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь: государственная программа: утверждена постановлением Совета Министров от 14 марта 2016 года №200 // Национально правовой интернет-портал РБ. – 2016. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/filecdf0f8a76b95e004.PDF. – Дата доступа: 29.04.2016.
9. Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.-практ. семинара, г. Минск, 19–21 мая 2011 г. / ред. кол.: Н.М. Римашевская и др.; Ин-т социологии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2011. – 331 с.
10. Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты: X Международная научная конференция «Сорокинские чтения». Сборник материалов. – М.: Изд-во Московского университета, 2016. – 897 с.
11. Кулаков, В.И, Фролова, О.Г. Репродуктивное здоровье в РФ / В.И. Кулаков, О.Г. Фролова // Народонаселение и общество. – 2004. – № 3. – С. 45-46.
12. Кулаков, В.И. Руководство по планированию семьи / В.И. Кулаков, В.Н. Серов, Н.Н. Ваганов. – М.: Академия, 1997. – 181 с.
13. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование / А.В. Мартыненко. – М.: Наука, 1999. – 240 с.
14. Масоликова, Н. Знания и потребности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений, в области сексуального образования/ аналитический доклад: [Электронный ресурс] / Н. Масоликова. – Электрон. Ст. – Режим доступа к ст.: www.Sexplorer.ru
15. Медик, В.А., Юрьев, В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению / В.А. Медик, В.К. Юрьев. – М.: Медицина, 2003. – Ч. I. – 312 с.
16. Резер, Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования / Т.М. Резер // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 102.
17. Родригес, Г. Сексуальное образование в Швеции глазами мексиканцев / Г. Родригес // Планирование семьи в Европе. – 1996. – №4. – С. 112.
18. Савельева, И.С. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение современной молодежи: перспективы и пути оптимизации: дисс. на соис. уч. степ. д-ра мед. наук / И.С. Савельева. – Москва. – 2004. – 312 с.
19. Савельева, И.С., Волкова, О.И. Репродуктивное здоровье и права молодежи в Российской Федерации: материалы III Российского форума «Мать и дитя» / И.С. Савельева, О.И. Волкова. – Москва. – 2002. – С. 621-622.
20. Старостина, Т.А. Планирование семьи / Т.А. Старостина, Н.И. Размахнина, И.Г. Торганова. – М.: Медицина, 1996. – 78 с.
21. Сурмач, Ю.М. Медико-социологический анализ как средство разработки способов воздействия на демографические процессы и состояние репродуктивного потенциала молодежи Республики Беларусь / Ю.М. Сурмач // Медицинские новости. – ГрГМУ. – 2007. – №2. – т.2. – С. 35-39.
22. Филиппова, Г.Г. Репродуктивная психология: психологическая помощь бесплодным парам при использовании вспомогательных репродуктивных технологий / Г.Г. Филиппова // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: науч. журнал. – 2014. – №3. – C. 6-9.
23. Шадчнева, Е.В. Медико-социальные аспекты подростковой беременности / Е.В. Шадчнева // АГ-инфо. – 2006. – № 4. – С. 24-25.
24. Шапиро, Ю.Б. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. – Т.2. – С. 131-137.
25. Шурыгина, Ю.Ю. Теория и методика социально-медицинской работы. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. – 121 с.