ВВЕДЕНИЕ
В настоящее проблема абортов является поводом для дискуссий специалистов из различных областей. Она концентрирует в себе отношения между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознания.
Абортом называется всякое прерывание беременности. Известно, что аборты бывают самопроизвольными и искусственными. Основные морально-этические проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. Проблема искусственного прерывания беременности является открытым в связи с поиском нравственно достойных способах ее решения. Для правильного понимания моральных аспектов аборта необходимо понимать, что беременность – это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной и ее организмом, а с другой, – это процесс биологического формирования нового человека. Двойственность проблемы аборта обуславливает разделение мнений морально-этических взглядов на данную проблему.
Проблема абортов на Западе давно переросла из медицинской в этическую проблему. Так, на Западе существует две точки зрения на проблему аборта. Согласно первой, аборты это грех, преступление и убийство, так как жизнь ребенка начинается в момент зачатия. Согласно второй, до определенной стадии развития ребенок является частью тела своей матери, которой она может распоряжаться по своему усмотрению. Подобное идеологическое противостояние поддерживает многие годы острое обсуждение проблемы аборта, огромное количество публикаций на тему абортов.
В последнее время в Беларуси усилились дискуссии об абортах в связи с предложениями религиозных организаций внести в Закон о здравоохранении запрет / ограничения на проведение абортов.
В нашей стране религия особенно неравнодушно относится к проблеме аборта. Православная и католическая церкви Беларуси активно предлагают внести ряд дополнений и изменений в закон «О здравоохранении».
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ АБОРТА
1.1 Основные подходы к проблеме аборта
Проблема аборта является предметом изучения медицины, биомедицинской этики, юриспруденции. Изучением различных сторон аборта занимались А.Я. Иванюшкин, Л.В. Коновалова, Л.Ф. Курило, А.А. Попов, И.В. Силуянова.
Абортом (от лат. abortus - выкидыш) называется всякое прерывание беременности [7, с. 122].
В области медицины, биомедицинской этики, юриспруденции выделяются различные виды абортов.
В медицинской науке и практике различают самопроизвольное и искусственное прерывание беременности.
Самопроизвольное прерывание беременности (выкидыш) – это явление, полностью относящееся к области медицины, и не является предметом исследования биомедицинской этики.
Искусственное прерывание беременности (аборт) представляет собой процесс использования медицинских технологий человеком, нацеленный на прерывание естественного течения процесса беременности в организме женщины, т.е. активное целенаправленное деструктивное вмешательство человека в процессы жизнедеятельности другого человека [17].
В правовой сфере в настоящее время в соответствии с действующим законодательством выделяют легальный и криминальный аборты, то есть произведенные в соответствии с нормами действующего законодательства или нарушающие его.
Существуют также аборты «по желанию женщины», «по социальным показаниям» и «по медицинским показаниям». Наибольшее количество этических вопросов возникает в связи с абортами, производимыми по желанию женщины и по социальным показаниям, так как в этой области в наибольшей степени проявляется свобода человека по вмешательству не только в естественные процессы человеческой жизнедеятельности, но и в духовную, социальную жизнь человека, область его прав и свобод.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
2.1 Профилактика абортов
Профилактика – это система мер предупреждения какого-либо явления или устранение факторов риска [13].
Профилактика абортов – это профилактика нежелательной беременности. Г. Филлипова отмечает, что профилактика абортов – это единственный путь к решению этой проблемы. Все остальное – это работа и помощь уже в кризисной ситуации, там, где это уже произошло [23].
Профилактическая работа должна быть направлена на формирование готовности к родительству. Самое главное в ситуации аборта – это именно неготовность к тому, чтобы стать родителями, в первую очередь для женщины, чтобы стать матерью.
Одним из самых продуктивных путей профилактики абортов является планирование семьи. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.
Планирование семьи – это комплекс медико-социальных мероприятий, позволяющий предупредить нежелательную беременность, обеспечить оптимальные интервалы между родами с учётом возраста женщины, её здоровья, количества детей в семье и других факторов, то есть предупреждение слишком ранних, поздних и частых родов [10].
Планирование семьи – это система социальных, культурных, правовых и медицинских мер, направленных на свободное и ответственное решение супружескими парами вопроса о числе детей и времени их рождения, на рождение здоровых и желанных детей [13].
Работа по планированию семьи может осуществляться:
– индивидуально;
– на уровне семьи;
– на уровне коллектива;
– путем реализации соответствующих муниципальных и федеральных программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении курсовой работы можно сделать обобщающие выводы:
1. Теоретический анализ литературы показал, что в современном обществе существует противоречие отношения людей к аборту как к медицинской операции, такой же, как и любая, противостоит мнению о том, что аборт – это форма убийства человека (детоубийства). Проблема аборта сложна и многогранна. В современном обществе сложились три точки зрения на проблему аборта: консервативный подход (противники аборта), либеральный подход (сторонники аборта), умеренный подход (допускаются исключения), связанные с попыткой ее решения и множеством аргументов в защиту каждого из них.
2. Основными морально-этическими проблемами аборта являются: проблема статуса эмбриона, проблема права выбора; а также проблема морального выбора в принятии решения об аборте. Критерием морального статуса плода является его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда эмбрион становится объектом морального осмысления для матери в тот или иной критический момент выбора. А также для человеческой культуры, которая самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав. Проблема права выбора ставит вопрос о репродуктивном здоровье, репродуктивном выборе и репродуктивных правах человека. Принцип права женщины распоряжаться своим телом – является основополагающим в данной проблеме. Проблема морального выбора в принятии решения об аборте женщины также имеет место быть. Решение об аборте – это всегда трудный, мучительный моральный выбор и оно всегда имеет негативные последствия: социально-психологические проблемы, психоэмоциональные нарушения, которые могут принимать форму нервных, психосоматических и даже психических заболеваний. Распространенность незапланированных беременностей, их искусственное прерывание, являющиеся во многом следствием отсутствия полового просвещения – важные социальные проблемы.
1. Аборты, современные методы планирования семьи: учебно – методическое пособие / Сост. Л.И. Кудрявцева. – Самара: СВМИ, 2003. – 98 с.
2. Аничкова, 3.Я. Охрана здоровья будущего ребенка / З.Я. Аничкова. – М.: Гардарики, 2007. – 324 с.
3. Антипова, Н.Д. Аборт как этическая проблема: автореф. дисс. … канд-та филос. наук: 09.00.05 / Н.Д. Антипова. – Москва. – 2005. – 120 с.
4. Антипова, Н.Д. Этические коллизии вокруг проблемы аборта в рамках различных ценностно-мировоззренческих ориентаций / Н.Д. Антипова // Вестник Московского Университета. Философия. – 2005. – №1. – С. 107-120.
5. Баранов, А.Н. Социально-гигиенические факторы, формирующие проблему искусственного аборта / А.Н. Баранов, А.Л. Санников, И.А. Рогозин // Акушерство и гинекология. – 1998. – №6. – С. 38-40.
6. Белокриницкая, Т.Е. Социально психологические проблемы абортов / Т.Е. Белокриницкая, Н.А. Жуковская, Л.А. Василевская // Планирование семьи. – 1997. – № 3 – С. 8-10.
7. Введение в биоэтику: учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. – 381 с.
8. Волгина, В.Ф. Этические и психологические аспекты аборта / В.Ф. Волгина // Мать и дитя. – М.: Академия, 2003. – С. 566-567.
9. Галин, А.П. Медицинские, социальные и психологические проблемы аборта у юных женщин: автореф. дисс. . канд-та. мед. наук / А.П. Галин. – Ижевск. – 2001. – С. 1-25.
10. Гребешева, И.И. Аборт и проблемы семейного планирования в России /И.И. Гребешева // Планирование семьи. – 1993. – №1. – С. 10-11.
11. Денисов, С.Д. Биомедицинская этика: практикум / Под общ. ред. С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. – Мн.: БГМУ, 2011. – 255 с.
12. Захаров А. Слово об абортах //Мол. Гвардия – 1998. – № 4. – С. 62-78.
13. Иванюшкин, А.Я. Морально-этические проблемы аборта и контрацепции / А.Я. Иванюшкин // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – 1999. – №3. – С. 39-42.
14. Коновалова, Л.В. Правила и исключения. Дискуссии об этических проблемах аборт / Л.В. Коновалова // Биоэтика: принципы, правила, проблемы. – М.: Эдиториал УРСС. – 1998. – С. 190-196.
15. Кулаков, В.И. Руководство по планированию семьи / В.И. Кулаков, В.Н. Серов, Н.Н. Ваганов. – М.: Академия, 1997. – 181 с.
16. Липатов, А.Н. Медико-социальные аспекты искусственного прерывания беременности / А.Н. Липатов, С.Н. Габидуллина // Казанский медицинский журнал. – 1996. – № 4. – С. 308-310.
17. Малярская, М.М. Правда об аборте / М.М. Малярская // Формула здоровья. – 2004 – №3. – С. 46-48.
18. Медведева, И.Т. Жить или не жить? / И.Т. Медведева // АиФ «Семейный совет». – 2000. – № 21. – С. 2-3.
19. Муфель, Н.П. Принятие решения об аборте подростками / Н.П. Муфель // Здоровый образ жизни. – 2000 – №3. – С. 43-48.
20. Павлов, О.Г. Медико-социальные аспекты беременности в юном возрасте: автореф. дисс. … канд-та. мед. наук / О.Г. Павлов. – Рязань, 1996. – 20 с.
21. Попов, А.А. Искусственные аборты / А.А. Попов. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
22. Силуянова, И.В. Морально-этические проблемы искусственного аборта / И.В. Силуянова // Введение в биоэтику. – M.: Прогресс-Традиция, 1998. – С. 133-136 с.
23. Филиппова, Г. Женщина собирается на аборт – как с ней поговорить? / Г. Филиппова // Лекции по профилактике абортов. – М.: ИППиПРС. – 2015. – С. 1-23 с.
24. Шурыгина, Ю.Ю. Основы социальной медицины в вопросах и ответах / Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. – 184 с.
25. Юсупова, А.Н. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России / А.Н. Юсупова. – М.: Медицина, 2001. – 248 с.
26. Белорусская декларация защиты жизни человека: информационно-политический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pro-life.by/. Дата доступа: 15.05.2016.
27. Белорусские новости: общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naviny.by/. Дата доступа: 15.05.2016.
28. Тарасевич, Т. Роль традиционных вероисповеданий в решении проблем сохранения жизни и демографической безопасности Беларуси: доклад на конференции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pro-life.by/. Дата доступа: 15.05.2016.