В последнее время учеными доказано, что здоровье только в 7-8% случаев зависит от здравоохранения, более же чем наполовину – от образа жизни людей.
По материалам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), здоровье населения определяется в основном:
· образом жизни (на 50 %);
· неблагоприятным воздействием среды обитания (до 20 % совокупности факторов);
· наследственностью (20 %);
· качеством медико-санитарной помощи (10 %).
Основываясь на вышеуказанных данных, необходимо, чтобы роль каждого человека в борьбе за собственное здоровье возрастала, более того, необходимо, чтобы это стало по-настоящему престижным делом. И тут нужен механизм не только морального, но и социально-экономического стимулирования здорового образа жизни.
Проблемы, связанные со здоровьем и болезнью, считавшиеся традиционно уделом медицины, получают новое наполнение. Эта сфера становится привлекательной для социальных психологов, так как социально-психологическое знание оказывается необходимым для объяснения феноменов и действия механизмов, связанных с практикой здорового поведения, пропагандой здорового образа жизни, адаптацией к стрессу, разработкой стратегий совладающего поведения, с эффективностью кампаний против табакокурения, употребления наркотиков и др.
Особое внимание социальные психологи уделяют проблемам ВИЧ. Из «экзотической» болезни наркоманов и гомосексуалистов ВИЧ превратился в смертельную угрозу человечеству, ежедневную боль десятков и сотен тысяч людей. Ежегодно число больных во многих странах удваивается, каждый второй больной в течение года умирает.
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) стал одним из инфекционных заболеваний, эпидемия которых наблюдается в глобальном масштабе.
СПИД вызвал множество социальных проблем. Одна из них, чрезвычайно актуальная, заключается в необходимости организации сети услуг для ВИЧ
Рассмотрение таких понятий как СПИД, ВИЧ-инфекция, определение стадий позволит изучить их наиболее полно.
ВИЧ-инфекция - инфекционный процесс в организме человека, вызываемый вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), характеризующийся медленным течением, поражением иммунной и нервной систем, последующим развитием на этом фоне оппортунистических инфекций, новообразований, приводящих инфицированных ВИЧ к летальному исходу [5].
Основой организации медицинской помощи ВИЧ-инфицированным является обеспечение их комплексным обследованием и лечением в полном объеме.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О здравоохранении» медицинская помощь – это комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование [3].
Подготовка ВИЧ-инфицированных клиентов к высокоактивной антивирусной терапии основывается на мультипрофессиональном подходе, учитывает интеграцию всех симптомо-комплеков: социальных, наркологических, психологических и соматических — исходя из чего выстраивается стратегия лечения. Это означает, что ВИЧ-инфицированный клиент должен иметь дело со многими специалистами. Сотрудники медицинских учреждений, каждый в своей области, строго руководствуются существующими инструкциями. Клиент, направляемый из одного кабинета в другой, теряет терпение и доверие к предлагаемой помощи. Чтобы не допустить этого, специалисты организуют согласованную помощь, ориентированную на потребности клиента, приглашая его стать активным участником процесса подготовки к лечению.
Вопрос лечения ВИЧ-инфекции до сих пор не является окончательно решенным, поскольку медицина не имеет средств, которые позволяли б полностью вылечить больного. Однако существуют разработанные схемы лечения, которые могут задержать развитие заболевания, возможно, к тому времени, когда будут созданы новые эффективные лекарственные средства.
Основными принципами терапии ВИЧ-инфекции являются предупреждение прогрессирования болезни, сохранение состояния хронической и вялотекущей инфекции, применение противовирусной терапии и лечение оппортунистических инфекций.
Иммунодефицит требует первичной профилактики пневмоцистной пневмонии, криптококковой и другой грибковой инфекции, цитомегаловирусной инфекции, туберкулеза. Этиотропные препараты с этой
Проанализировав ВИЧ-инфицирование как социальную проблему, мы выявили что ВИЧ-инфекция - это одна из важнейших и трагических проблем, возникших перед человечеством в конце 20 века.
ВИЧ-инфекция – сложная социальная проблема, в составе которой выделяют медицинский, демографический, социально-экономический аспекты.
ВИЧ-инфекция является не только медицинской проблемой, но и социальной так как ведет к различным социальным последствиям, создает проблемы как для самих ВИЧ-инфицированных, так и для их родных, близких, для всех людей, которые так или иначе связаны с ним. Таким образом, социально-психологические последствия ВИЧ-инфекции проявляются на нескольких уровнях: индивидуальности, семьи, общества, помогающих структур.
Наряду с медицинскими и социальными проблемами ВИЧ-инфицированные испытывают серьезные психологические нагрузки: внутренние кризисы, страх, стресс, одиночество, разрушение личности, потерю индивидуальности, самоуважения, трудности в межличностных отношениях. Наличие всякого рода проблем у ВИЧ-инфицированных обуславливает применение в социальной работе различных методов.
Также мы определили основные методы социальной и медицинской работы с ВИЧ-инфицированными клиентами. Таковыми являются:
- комплексное обследование и лечение;
- информирование;
- консультирование;
- прямая натуральная и финансовая помощь;
- уход и обслуживание;
- психологическая поддержка;
- реабилитация.
Медицинская работа, прежде всего, направлена на комплексное обследование и лечение в полном объеме ВИЧ-инфицированного клиента, оказание ему и его семье психологической помощи.
Социальная работа предусматривает создание оптимальных условий жизнедеятельности, позволяющих больному лучше адаптироваться в социальной среде, почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда проблем.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Уголовный Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г., с изменениями и дополнениями от 29.01.2015г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2015.
3. О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О здравоохранении»: Закон Республики Беларусь от 11 января 2002 г. № 91-3. – Минск: Тетрасистем, 2013 – 27 с.
4. О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-3: с изменениями и дополнениями от 30.12.2014г . – Минск: Тетрасистем, 2014 – с. 21
5. О пересмотре ведомственных нормативных актов, регулирующих вопросы по проблеме ВИЧ/СПИД: Приказ Министерства здравоохранения
Республики Беларусь от 16 декабря 1998 г № 351. – Минск: Дикта, 2014 – 61 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник /А.Г. Асмолов. – Москва: Издательство МГУ, 2003. – 367 с.
7. Быкова, В.М. Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: спецкурс / В.М. Быкова – Томск: Тесей, 2002. – 136 с.
8. Галкин, Ю.Н. О клинической классификации синдрома приобретенного иммунодефицита / Ю.Н. Галкин. – Москва: ИНФРА-М, 2008. – 115 с.
9. Золотарева, Т.Ф. Основы психологической самопомощи социального работника: учебное пособие / Т.Ф. Золотарева, М.Р. Минигалиева. – Москва: Издательство МГСУ, 2001. – 182 с.
10. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика: учебное пособие / Г.И. Климантова. – Минск: Амалфея, 2007. – 192 с.
11. Мархоцкий, Я.Л. Профилактика ВИЧ-инфекции: учебник / Я.Л. Мархоцкий. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 148 с.
12. Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний: учебник / Е.Е. Тен. – Москва: Мастерство, 2012. – 256 с.
13. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник / Е.И. Холостова. – Минск: Дикта, 2001. – 400 с.
14. Черносвистов, Е.В. Социальная медицина: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Черносвистов. – Москва: ВЛАДОС, 2006. – 304 с.
15. Шурыгина, Ю.Ю. Теоритические основы социально-медицинской реабилитации различных групп населения: Учебно-методическое пособие/ Ю.Ю. Шурыгина. – Москва: РИОР, 2005.- 100 с.