ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕМЬИ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
1.1 Особенности и проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида
1.2 Социальный капитал как фактор социальной адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов
1.3 Механизмы социализации детей-инвалидов
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В сложившейся в настоящее время социально-экономической ситуации в нашей стране в фокусе интересов государства оказывается социальная сфера. Институту семьи, который за последние десятилетия претерпел значительные изменения, отводится особая роль в системе социальных институтов. Мы можем отметить позитивные изменения, произошедшие за последние годы в социальной сфере, в том числе в вопросах, касающихся семьи и детства. Однако часть граждан нашего государства не смогли адаптироваться к новым условиям и влиться в контекст современного устройства общества. В том числе социально и экономически дезадаптированными остаются семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями. Особые условия, в которых оказались такие семьи, во многом определяют специфичность их существования в различных сферах: бытовой, социальной, трудовой, экономической. В каждой из этих сфер обнаруживается особая уязвимость семьи ребёнка-инвалида.
Семья, в которой рождается ребёнок с ограниченными возможностями или, в силу определённых обстоятельств, получает инвалидность, сталкивается с множеством трудностей и проблем. Несомненно, инвалидность ребёнка является стрессом для семьи, порой сила эмоциональных переживаний побуждает к резкому ограничению социальных контактов, изоляции от внешнего мира, т. е. происходит разрыв даже существующих социальных связей.
На фоне проблем, переживаемых современной семьей, особую значимость приобретает проблема социальной адаптации семьи, в которой воспитывается ребенок, имеющий определенные отклонения или нарушения в психическом, сенсорном, моторном и интеллектуальном развитии. Несомненно, что семья, воспитывающая больного ребенка, - это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические, по сравнению с семьей со здоровыми детьми, сложные экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Трудности семей с детьми-инвалидами достаточно типичны, хотя, конечно же, характер и течение заболевания каждого ребенка индивидуальны.
Объектом исследования выступает социализация семей детей с ограниченными физическими возможностями
Предметом исследования являются условия и факторы социальной адаптации семей детей с ограниченными физическими возможностями.
Цель исследования заключается в изучении особенностей социальной адаптации, воспитывающих детей-инвалидов.
В соответствии с указанной целью нами были определены следующие
Появление больного ребенка в семье, как правило, видоизменяет взаимоотношения супругов. Рождение больного ребенка повергает всех членов семьи в состояние эмоционального шока. В тех случаях, когда еще до рождения ребенка взаимоотношения не были гармоничными, появление больного ребенка усиливает и проявляет скрытый до поры внутренний конфликт между ними.
Обычно социологи выделяют три типа семейных отношений: патриархальный, матриархальный и эгалитарный. Патриархальный тип семьи представляет собой необычайно устойчивый тип семейных отношений. К ним относятся, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое абсолютистское государство с авторитарным стилем правления. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи. Так как патриархальные семьи характеризуются устойчивыми отношениями, то рождение больного ребенка никак не влияет на семейные отношения в семье. Авторитет главы семьи остается, непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, правовых, политических, воспитательных) находилось и находится только в его руках.
Матриархальные семьи, как правило, авторитарные, представляющие собой семью с авторитарным женским стилем управления. Авторитет супруги непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи находится только в ее руках. С рождением его содержания и воспитания. Но так как в этой семье существует равенство между супругами, то зачастую родители не могут договориться между собой, не идут на уступки друг другу [13, с. 6].
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями требует от родителей особого внимания. В детском возрасте инвалидность можно определить, как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре».
Так как в патриархальной семье отношения между супругами строятся по
Исследование проблемы социальной адаптации семей,воспитывающих ребенка-инвалида проводилось на базе на базе учреждения здравоохранения поликлиники г. Сеница филиала №1 «Атолинская больница» оказывающей медицинскую амбулаторную помощь. В исследовании принимали участие 30 семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями в возрасте 7-8 лет. Контролем выступали 30 семей, воспитывающих практически здоровых детей.
На первом этапе исследования были изучены медицинские документы детей-инвалидов, особенностей и длительности течения болезни. Изучено также мнение лечащих врачей и психологов по поводу психологических особенностей и реакций на заболевание в исследуемых семьях.
Для исследования использовалась индивидуальная беседа со всеми совершеннолетними членами семей, участвующих в исследовании, а также в контрольной группе, в ходе которой выяснялись следующие факторы: биографические данные (пол, возраст), состояние психики, эмоциональная адаптация к заболеванию.
Для выявления различных факторов, оказывающих влияние на адаптацию и психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, была составлена анкета и проведен социологический опрос членов семей, участвующих в исследовании.
Уровень тревожности родителей, воспитывающих детей-инвалидов, а также родителей практически здоровых детей измерялся с использованием опросник Спилбергера.
Для определения степени достоверности результатов исследования для каждой относительной величины вычисляли соответствующую среднюю ошибку (mp). Для решения вопроса о степени достоверности показателя определяли доверительный коэффициент (t).
При числе наблюдений n=30 значение критериев определяется по таблице Стьюдента. Полученные величины в экспериментальной и контрольной группах выше табличной величины, что указывает на достоверность результатов показателей.
Обработка материала осуществлялась с использованием стандартного пакета статистического и математического анализа программного приложения Microsoft Excel 2007.
Для изучения особенностей социальной адаптации семей, воспитывающих детей-инвалидов, был проведен анализ данных по этой проблеме, предоставленных поликлиникой филиала №1 «Атолинская больница» оказывающей медицинскую амбулаторную помощь жителям г. Сеница, а также социологический опрос членов семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.
На добровольной основе для проведения исследования были отобраны 30 семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями в возрасте 7-8 лет. Были изучены медицинские документы участников исследования. Контролем выступали 30 семей, воспитывающих здоровых детей. Диагноз детей представлен в таблице 1.
Семья с ребёнком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ»» у матери, но главное – специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.
Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей-инвалидов в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым, обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Инвалидность ребёнка существенным образом сказывается на социальных связях семьи и её участии в социальных сетях и преимущественно негативно влияет на возможности накопления социального капитала. Предпринимаемые попытки по улучшению социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, не приводят к значительным положительным изменениям, социальная поддержка особой семьи остаётся недостаточной. Не решены множество проблем, которые практически исключают инвалидов и членов их семей из социального контекста: неприспособленность инфраструктуры городов для беспрепятственного перемещения людей с физическими ограничениями, экономические трудности, проблемы со специальными техническими средствами, дискриминационные общественные установки и стереотипы. Таким образом, достаточно обширный круг проблем остаётся нерешённым, очевидна необходимость разработки новых стратегий и подходов по созданию благоприятных условий особой семье. Рассмотрение социального капитала семей с детьми-инвалидами в свете ключевых социологических парадигм обеспечивает многоаспектное видение проблемы, позволяет выявить основные болевые точки и в перспективе наметить адекватные пути преодоления барьеров, которые препятствуют формированию социальных связей ребёнка-инвалида и его семьи.
Сложившаяся ситуация требует введения специальных мер социальной защиты семей с детьми-инвалидами. В качестве подходов к их разработке могли бы стать предложения, предусматривающие сохранение экономической активности родителей, обеспечивающие их успешную социально-экономическую адаптацию.
1. Андреева О.С., Алешин Д.А., Бублик В.И., Кулагина Е.В. Социальная характеристика семей, имеющих детей-инвалидов / Серия “Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов”. Вып. 15 // Министерство труда и социального развития РФ. Центральное отраслевое бюро научно-технической пропаганды. М., 2003. – C. 44-51.
2. Антонов А. И. Семья - какая она и куда движется / А.И. Антонов // Семья в России. - 2005.- № 1-2.- С. 30-53.
3. Бабич Е.Г. Основные направления социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с инвалидизирующей патологией на этапе взросления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 1. С. 39-44.
4. Бахуташвили Т.В. Срочная социальная помощь неполным семьям, воспитывающим детей-инвалидов: сущность и технологии // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 2 (35). С. 126-129.
5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Книга, 2000. – С.128.
6. Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога / М. А. Галагузова, Л.В.Мардахаев. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 165 с.
7. Галахова А.В. Социальный капитал семей с детьми-инвалидами в свете ключевых социологических теорий // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2009. Т. 2. № 1. С. 251-257.
8. Грачев Л.К. Медико-социальная помощь детям-инвалидам // Педиатрия. -1995. №4.- С. 48-52.
9. Доманевская И.И. Роль, функции и компетенция специалиста по социальной работе, работающего с семьей ребенка с ограниченными возможностями // Образование и практика специалистов социальной работы: состояние, проблемы, перспективы: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф.-Казань, 2001. С.115-117.
10. Ильина Г.М. Семья как фактор социально-культурной интеграции ребенка-инвалида. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург 2004 г., - 32 с.
11. Носко Р.Д. Понятие «ребенок-инвалид» в системе социологических категорий // Молодежь Поволжья, проблемы и перспективы: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Казань, 2001. С. 150-151.
12. Казакова Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 256-266.
13. Каткова И.П. Кузнецова В.В. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов // Медицинская помощь,- 1994. -№2,- С. 6-8.
14. Кевля, Ф. И. Семья и развитие личности ребенка / Ф.И. Кевля // Семья в России. - 1997. - №2.- С. 78 - 90.
15. Комлев Ю. Ю. Социальная теории девиации и проблемы социального контроля,- Казань: КГУ. 1997.-188 с.
16. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. 389 с.
17. Кулагина Е.В. Гендерные проблемы адаптации семей с детьми-инвалидами // Народонаселение. 2003. № 4. – С. 21-25.
18. Кулагина Е.В. Гендерное измерение социально-экономических потребностей семей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Гендерно-чувствительная социальная работа: образование и практика: Сб. учеб.-метод. материалов Международной летней школы, Саратов, 1–14 мая 2002 г. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион. учеб. центра, 2002. – С. 13-18.
19. Кулагина Е.В. Семьи с детьми-инвалидами: социально-экономическое положение (на примере Москвы) // Народонаселение. 2002. №1. – С. 20-25.
20. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
21. Олифирович Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь/ Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2005.
22. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями (пособие для социальных работников, психологов, педагогов реабилитационных центров).- М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России». 1997. 165 с.
23. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними/Под ред. Т.Л.Крюковой, М.В.Сапоровской, Е.В.Куфтяк. СПб., 2005. 453 с.
24. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. Панова A.M.- М. 1997. -230 с.
25. Румянцев Ю.В. Методика работы с семьей воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 167-169.
26. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.Холостовой. - М.: Пресса, 1997. – 261 с.
27. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. С.П. Ковалева. - М.: Наука, 2005. – 197 с.
28. Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. 2005. № 1. С. 25-34.
29. Филатова Сафронова М.А., Гафарова P.M. Основы психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями и членов их семей: Учеб.-метод, пособие / М-во соц. защ. РТ, Респ. центр соц-психол. помощи населению,- Казань, 2001,- 160с.
30. Чучко Т.Л. Основные аспекты реабилитации детей-инвалидов в Республике Татарстан // Уровень жизни населения и социальная политика в регионах: Сб. материалов всероссийской науч.-практ. конф. Пенза, 2001. С. 160-161.
31. Яковлева Ф.Э. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей-инвалидов, и возможных направлениях их решения // Женщины-инвалиды: пути интеграции в общество: Материалы науч.-практ. конф. Казань, 1999. С. 114-119.