В настоящее время профилактика заболеваний и формирования здорового образа жизни населения, особенно молодежи, являются сегодня актуальной проблемой.
Различные аспекты здорового образа жизни исследовали О.В. Гринина, И.В. Котляров, Ю.П. Лисицын, О.С. Мавропуло, Д.У. Нистрян, А.Г. Щедрина.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Индивидуальное здоровье человека принято определять как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недомогания
Все стороны человеческой жизни определяются уровнем здоровья. Многолетние исследования научной школы специалистов по общественному здравоохранению, возглавляемой академиком Ю.П. Лисицыным, позволили распределить их следующим образом:
– образ жизни человека – он на 50-55% определяет состояние его здоровья;
– экологические факторы – на 20-25% влияют на здоровье человека;
– биологические факторы – на 15-20% определяют состояние здоровья;
– медицинские факторы – на 8-10% оказывают влияние на здоровье человека []. лисицын
Приведенные цифры свидетельствуют о приоритетном влиянии образа жизни человека на уровень его здоровья.
Проблема образа жизни как совокупности всех видов жизнедеятельности в имеющихся социально-экономических условиях, требует определения возможных путей его изменения в сторону здорового с использованием накопленного обществом опыта сохранения и укрепления здоровья.
Однако, в современной литературе проблема связь образа жизни с проблемами здоровья недостаточно раскрыта. Таким образом, актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы.
Цель курсовой работы: проанализировать связь образа жизни с проблемами здоровья общества.
Объект исследования: образ жизни и здоровье.
Предмет исследования: связь образа жизни с проблемами здоровья.
Здоровье является важнейшей составляющей жизнедеятельности организма. Проблематика здоровья является междисциплинарной и является предметом изучения не только представителей медицинской науки, но и философов, демографов, экономистов, социологов, психологов и др.
В отечественной литературе встречаются различные определения здоровья.
Здоровье – это количество (резервы) энергетического, пластического и регуляторного обеспечения физиологических функций (Г.Л. Апанасенко, Г.И. Царегородцев).
Здоровье – это соответствие возрасту физического, психического развития, уровня физиологических систем, легкая адаптация к меняющимся условиям и, наконец, отсутствие заболеваний (С.М. Громбах, Г.И. Сердюковская).
Индивидуальное здоровье (практическое здоровье) есть отсутствие болезни, полное физическое и духовное благополучие. Согласно этому определению выделяют 3 группы людей: 1) здоровые; 2) нездоровые; 3) группа риска – состояние между здоровьем и болезнью (В.Н. Казначеев, Р.М. Бальский, И.Н. Брехман).
Здоровье – это целостное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции [24, с. 71].
Согласно Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов [5, с. 101].
Физическое благополучие – отсутствие патологических изменений в организме при наличии способностей и возможностей человека к хорошей адаптации к изменяющимся условиям среды;
Психическое благополучие подразумевают достаточную психоэмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях;
Рассмотрим медико-социальные проблемы современных детей и подростков.
1. Устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья.
Происходит снижение доли здоровых детей, с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Нарушения состояния здоровья беременных женщин и кормящих матерей, сопряженные с низкой распространенностью грудного вскармливания и нерациональным питанием детей первого года жизни, лежат в основе высокой частоты рахита, анемий, гипотрофии, острых инфекционных заболеваний и других нарушений в состоянии здоровья детей раннего возраста, что в свою очередь, вызывает рост сердечнососудистых заболеваний, болезней почек, желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ в последующие возрастные периоды.
Значительная доля болезней формируется в школьном возрасте. Изучение фактического питания учащихся выявило явные нарушения в структуре их питания (энергетическая, белковая, витаминно-минеральная недостаточность, биологическая неполноценность), что служит серьёзной причиной алиментарно-зависимых заболеваний.
Результаты проводимых научных исследований показывают, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет. Ежегодный прирост заболеваемости у подростков является отражением того, что подростковый возраст является критическим этапом в жизни человека. В силу анатомо-физиологических особенностей именно в этом возрасте организм ребенка становится наиболее уязвимым и незащищенным от воздействия различных факторов среды. Как отмечают эксперты ВОЗ, ухудшение условий жизни и снижение стабильности в обществе с переходной экономикой, глубокое их реформирование с ломкой сложившихся социальных стереотипов способствуют формированию чувства неуверенности, прежде всего в такой возрастной группе, как подростки,
Теоретический анализ литературы позволяет сделать обобщающие выводы:
1. На социальном уровне функционирования человека норма и патология выступают в качестве состояний здоровья и болезни. Существуют два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный. Негативное определение здоровья рассматривается как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Позитивное определение здоровья не сводит его к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание. В определение болезни существуют две точки зрения: болезнь – это любое состояние, диагностированное профессионалом; и болезнь – это субъективное ощущение себя больным. Биомедицинская модель болезни сосредоточена на изучение природных факторов как внешних причин заболевания. В биопсихосоциальной модели болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункцией.
2. Здоровый образ жизни можно рассматривать как основу профилактики заболеваний. Он направлен на устранение факторов риска (низкий уровень трудовой активности, неудовлетворенность трудом, пассивность, психоэмоциональная напряженность, невысокая социальная активность и низкий культурный уровень, экологическая безграмотность, гиподинамия, нерациональное, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженные семейные отношения, нездоровый быт, генетический риск и др.). С образом жизни связывают следующие понятия: уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологически индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура.
3. Медико-социальными проблемами детей и молодежи характеризуются неуклонным ростом хронических болезней, полисистемностью заболеваний; ухудшением репродуктивного здоровья подрастающего поколения; увеличением уровня психических расстройств; деформацией медико-социального портрета семей, имеющих детей; учащением девиантных форм поведения, подростковой преступностью; увеличением алкоголизации, наркотизации, токсической зависимости общего населения. Основными медико-социальными проблемами общества
1. Амиров, Н.Х. За здоровый образ жизни: программа для учащихся общеобразовательных школ, учителей, родителей / Н.Х. Амиров, А.В. Иванов А.В. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. – 72 с.
2. Бахтин, Ю.К. Факторы формирования здоровья человека и их значение / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. – 2012. – №5. – С. 397-400.
3. Гурович, И.Я. Психическое здоровье населения и психиатрическая помощь в России / И.Я. Гурович // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2001. – № 1. – С. 3-9.
4. Зборовский, Э.И. Этика здоровья: ценности социальной работы: учебное пособие / Э.И. Зборовский. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. – 248 с.
5. Здоровье 21. Основы политики и постижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ / Копенгаген, 1999. – 310 с.
6. Иванюшкин, А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. – 1982. – №1. – С. 49-58.
7. Карвасарский, Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский. – Спб.: Питер, 2002. – 564 с.
8. Качан, В.И. Формирование здорового образа жизни – основа физического и духовного оздоровления нации / В.И. Качан // Организация здорового образа жизни в зависимости от профессиональной деятельности: тез. докл. респ. науч.-практ. конф., Минск, 27 мая 2009 г. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. – С. 43-45.
9. Котляров, И.В. Здоровье населения как научная проблема: материалы II Междун. науч. практ. семинара, г. Минск, 19-21 мая 2011г. / Ред. кол.: Н.М. Румашевская: НАН Беларуси; ин-т социологии / И.В. Котляров. – Минск: Право и экономика. – 2011. – С. 3-6.
10. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни студенческой молодёжи: учебное пособие / Р.И. Купчинов. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 211 с.
11. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для вузов / Ю.П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.
12. Лисицын, Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: учебное пособие / Ю.П. Лисицын. – М.: Медицина, 1993. – 512 с.
13. Лисицын, Ю.П. Теории медицины XX века / Ю.П. Лисицын. – М.: Медицина, 1999. – 176 с.
14. Лучкевич, В.С. Основы социальной медицины и управления здравоохранением: учебное пособие / В.С. Лучкевич. – СПб: СПбГМА, 1997. – 184 с.
15. Мавропуло, О.С. Образ жизни и здоровье человека / О.С. Мавропуло // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2010. – №5. – С. 97-103.
16. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование / А.В. Мартыненко. – М.: Наука, 1999. – 240 с.
17. Невлева, И.М. Теория социальной работы: учебное пособие / Невлева И.М., Соловьева Л.В. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 431 с.
18. Нистрян, Д.У. Некоторые вопросы здоровья человека в условиях научно-технического прогресса / Д.У. Нистрян // Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. – Кишинев. – 1991. – С. 40-63.
19. Общественное здоровье и здравоохранение: сборник трудов научно-практической конференции, посвященной 10-летию БелЦМТ // Под ред. Л.А. Постоялко. – Минск. – 2002. – С. 11-36.
20. Севковская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия. – Мн.: БГУ, 2002. – 128 с.
21. Состояние здоровья и медико-социальные проблемы современных детей и подростков // Руководство по социальной педиатрии / Под ред. В.Г. Дьяченко. – 2010 – С. 206-228.
22. Фролов, С.С. Социология: учебник / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. – 428 с.
23. Черносвитов, Е.В. Социальная медицина / Е.В. Черносвитов. – М.: Владос, 2000. – 303 с.
24. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты /Щедрина А.Г. – Новосибирск: Наука, 1989. – 136 с.
25. Ястребов, В.С. Психическое здоровье населения накануне третьего тысячелетия / В.С. Ястребов // Психиатрия и психофармакотерапия, 2001. – №1. – С. 12-15.