ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛИОНА ФЕЙХТВАНГЕРА
1.1 Краткая биография Лиона Фейхтвангера
1.2 Творческий путь Лиона Фейхтвангера
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА «ЛИСЫ В ВИНОГРАДНИКЕ»
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА БЕНДЖАМИНА ФРАНКЛИНА В РОМАНЕ «ЛИСЫ В ВИНОГРАДНИКЕ»
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Лион Фейхтвангер – немецкий писатель, покинувший Германию, подобно многим другим, после прихода к власти национал-социалистов и живший сначала во французской, потом в американской эмиграции.
Лион Фейхтвангер продолжает оставаться одним из наиболее читаемых у нас западных авторов наравне с такими писателями, как Анри Барбюс и Ромен Роллан, Эптон Синклер и Теодор Драйзер.
Лион Фейхтвангер особенно известен своими историческими романами, для которых характерна одна общая черта: роман как бы повернут в сторону современности, ему придан оттенок современности, он полон намёков и уподоблений. Анализируя все произведения Фейхтвангера, можно сказать, что основной вопрос его творчества отражает пути социальных изменений, которым он сам был свидетелем. Он изобразил в своих произведениях столкновение идей, борьбу сил прогресса и регресса, последствия которых сильно влияли на социальные разногласия в обществе.
Изучение литературного наследия Л. Фейхтвангера в разное время велось с различной степенью интенсивности, хотя актуальность поднятых им проблем подчеркивалась критиками постоянно, как при жизни писателя, так и спустя десятилетия после его смерти. Творчество Фейхтвангера стало предметом исследования таких литературоведов, как Д. В. Затонский, Н. С. Лейтес, К. М. Нартов, Т. С. Николаева, Н. Н. Рачинская, А. Л. Спектор, Б. Л. Сучков.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что несмотря на тот факт, что изучению исторических романов Лиона Фейхтвангера посвящено много работ, его произведение «Лисы в винограднике» незаслуженно игнорировалось при анализе данного жанра в творчестве писателя.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности изображения образа Бенджамина Франклина в романе «Лисы в винограднике».
В соответствии с целью курсовой работы были поставлены следующие задачи:
ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛИОНА ФЕЙХТВАНГЕРА
1.1 Краткая биография Лиона Фейхтвангера
Лион Фейхтвангер (1884 – 1958 гг.), немецкий писатель еврейского происхождения, самый популярный автор исторической прозы, журналист.
В многодетной семье коренного жителя Баварии, преуспевающего фабриканта Зигмунда Фейхтвангера 7 июля 1884 года появился на свет долгожданный первенец, которого родители назвали Лион. Зигмунд унаследовал от своего отца налаженное производство маргарина и поэтому семья ни в чем ни нуждалась. Следом за Лионом родилось ещё восемь детей.
Ортодоксальный религиозный мир, в котором воспитывался будущий писатель, постепенно стал ему чуждым. Лион отвергал всякую религиозность. Много времени уделяет изучению древнееврейского и арамейского языков, санскрита. В 1894 году поступает в Вильгельм-гимназиум, где изучает историю и латинский язык. В 1903 году зачислен на первый курс Мюнхенского университета. Позже переводится в Берлинский.
На протяжении пяти университетских лет с увлечением читает классические произведения на иностранных языках. В этот же период выходят его первые литературные труды: «Два наброска», «Маленькие драмы», «Фетиш». В драмах отражается реальная жизнь Мюнхена в те годы [4].
В 19 лет полностью отказывается от любой помощи родителей. В эти годы он довольно часто нуждается, терпит нищету, меняет места проживания. Немного зарабатывает частными уроками, остальное время посвящает чтению литературной классики. Его увлекают поэмы Рильке, романы Эмиля Золя, Льва толстого и Ивана Тургенева. Усердно работает над диссертацией, которая посвящена недописанной повести «Бахарахский раввин» Генриха Гейне.
Отказавшись от должности приват-доцента, Лион пробует себя в собственном издательстве журнала «Шпигель», освещающего события в
ГЛАВА 2 ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА «ЛИСЫ В ВИНОГРАДНИКЕ»
В «Лисах в винограднике» изображается Франция накануне революции 1789 г., её одряхлевший режим феодального абсолютизма. Королевскому двору, знати, являющимся выразителями отжившего мира, автор противопоставил тех, кто идейно подготовил французскую революцию – просветителей Вольтера, Дидро, Руссо, Бомарше [13].
Идея необходимости революции, уничтожения феодального строя во Франции – вот идея романа Фейхтвангера. Автор создает яркую портретную галерею французского общества, которые сами приближают себя к гибели. В название вкладывается огромный смысл. Автор писал «Мне вспоминаются слова из «Песни песней»: «…ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники…» Но французское общество того времени безвольно взирало на лисиц, несущих гибель виноградникам» Таков аллегорический смысл названия романа.
В предисловии к «Лисам в винограднике» автор признается, что у романа есть и другое название «Оружие для Америки». Признаться, и то и другое название отражают суть романа. Здесь есть и лисы, почти все герои, и тема оружия для восставшей против протектората метрополии молодой республики аж из 13-ти штатов.
Работу запущенных механизмов трудно остановить. Ещё труднее, если дело касается человеческого общества. Одна идея сменяет другую. И вот – революция! Движение ускоряется, сметая преграды. Этого нельзя избежать, можно попытаться отсрочить. Безумные мысли сгорают, а разумные способствуют прогрессу. И именно о его важности решил рассказать Лион Фейхтвангер, взявший для примера британские колонии в Америке, совершившие невероятное деяние – отреклись от короля. Вольные каменщики, масоны, поставили для себя целью развить подобное в других государствах. Свершился прогресс человеческой мысли, зажжённый французскими
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗА БЕНДЖАМИНА ФРАНКЛИНА В РОМАНЕ «ЛИСЫ В ВИНОГРАДНИКЕ»
Франклин, несомненно, является самым близким по духу героем для Лиона Фейхтвангера, и, можно даже сказать, его втором «я». В творчестве писателя – это первый образ революционера, с которым автор солидарен.
Б. Франклин – мудрый политик, писатель, ученый и дипломат, представляющий американских повстанцев при дворе французского короля. Он понимает неизбежность революционного насилия в деле завоевания свободы. По его словам, свободу и лучший порядок нигде нельзя установить без насилия.
Франклин все время говорит притчами и сказками. Одна из них очень любопытна. Она о мухе, которая, толкая завязшую в грязи телегу, думает, что именно она оказывает самую ощутимую помощь. А вот на роль мухи годится любой, и Бомарше, который мошенник, и толстый король, который ради помощи Америки не только развязал войну, но и сдвинул лавину, кончившуюся сами знаете чем для последнего Людовика.
Именно в манере вести беседу и проявляется его талант как дипломата и политика, его черты, из которых и складывается образ Б. Франклина.
Немногословному, мудрому, степенному Франклину, убежденному в глубоком имманентном смысле мировой истории и нецелесообразности её подстегивания какими-то мелкими, запутанными интригами, претили развязность Бомарше, его ораторский талант, сочетавшийся с поверхностностью мысли, стремление и умение быть в центре внимания в любой компании, ловкость и способность пролезать в игольное ушко для достижения цели. Иными словами, Франклин ненавидел Бомарше именно за те его качества, что способствовали успеху франклинской же политической игры.
Прежде всего, во Франклине привлекает его образ ученого-дипломата-эпикурейца. Человека, способного, как опытный охотник, долго ждать до момента, когда сложится благоприятная для политического действия ситуация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лион Фейхтвангер – характерная, знаковая фигура эпохи, которая ушла, но отнюдь не потеряла полностью значимости для нас и связи с сегодняшним днем. Его сложная духовная эволюция отражает переломы, переходы, смены ориентиров прошедшего века. Однако Фейхтвангер остается чрезвычайно актуальным и сейчас со всем накалом своего еврейского нравственного чувства и европейского интеллекта. Он по-прежнему воюет против варварства, угнетения, принципа «сила – право».
Главный вопрос творчества Фейхтвангера – о путях, перспективах и движущих силах социальных изменений, свидетелем которых он был. В разные периоды Фейхтвангер отвечал на него по-разному, но всегда раздумья над судьбами человечества составляли пафос его духовных и творческих исканий. Фейхтвангер завоевал известность, главным образом, как автор исторических романов. «Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой», – говорил писатель. В своих произведениях он видел и изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали глубочайшее влияние на социальные конфликты современного ему общества.
В романе «Лисы в винограднике» речь идет об остроумном безумии и нравственной испорченности погибающего французского общества. Вы найдете здесь сочетание ума с нравственным опустошением и щедрую душу в сочетании с неумелой рукой. Помимо этого, в романе раскрываются темы о борьбе людей, нравственности и политических идей и взглядов. Эта книга может рассказать о людском безразличии к историческому процессу и последствиях этого; о вере в медленный рост прозрения на протяжении эпох.
Роман Лиона Фейтвангера не только и не столько о завоевании независимости Америки, и не об отдельных исторических персонажах – Франклине, Бомарше. Он о неизбежности прогресса, о значении случайности и закономерности в истории.
1. Ивина, Р.Г. Творческий путь Лиона Фейхтвангера / Р.Г. Ивина, Е.В. Смотрицкая. – М.: Аброс, 2008. – 213 с.
2. Изотов, И.Т. Ранние исторические романы Лиона Фейхтвангера: монография / И.Т. Изотов. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 160 с.
3. История немецкой литературы. В 3-х т. Т. 3. Пер. с нем. / общ. ред. А. Дмитриева. – М.: Радуга, 1986. – 464 с.
4. Калихман, Г. Лион Фейхтвангер. Жизнь и творчество / Г. Калихман [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2009/12/233/3966. – Дата доступа: 09.11.2017.
5. Карпенко, В.С. История литературы. Кино / В.С. Карпенко. – М.: Просвещение, 1977. – 317 с.
6. Лейтес, Н.С. Немецкий роман 1918–1945 годов (эволюция жанра) / Н.С. Лейтес. – Пермь: Перм. гос. ун-т им. А.М. Горького, 1975. – 324 с.
7. Нартов, К.М. Лион Фейхтвангер – писатель-антифашист: (К 100-летию со дня рождения) / К. М. Нартов. – М.: Знание, 1984. – 64 с.
8. Павлова, Н.С. Типология немецкого романа (1900-1945) / Н.С. Павлова. – М.: Наука, 1982. – 279 с.
9. Рачинская, Н.Н. Лион Фейхтвангер (1884-1958) / Н.Н. Рачинская. – Москва: Высш. школа, 1965. – 85 с.
10. Соколова, Г.В. К проблеме характера в исторических романах Лиона Фейхтвангера / Г.В. Соколова // Вестник Ленингр. ун-та. Сер.2. История, языкознание, литературоведение. – 1990. – № 4. – С. 81–82.
11. Станевич, В.С. Иудейская война / В.С. Станевич. – М.: Гослитиздат, 1937. – 205 с.
12. Сучков, Б.Л. Лион Фейхтвангер /Б.Л. Сучков // Лики времени. – М., 1969. – С. 241–334.
13. Фейхтвангер, Л. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 11 / Л. Фейхтвангер // Лисы в винограднике. – М.: Художественная литература, 1968. – 920 с.
14. Хильшер, Э. Поэтические картины мира. Генрих Манн, Томас Манн, Герман Гессе, Роберт Музиль, Лион Фейхтвангер / Э. Хильшер. – М.: Художественная литература, 1979. – 195 с.
15. Schober, R. Kunst kontra Wissenschaft / R. Schober // Was kann Kunst. – Halle, 1979. – S. 123–154.