Формирование здорового образа жизни подростков средствами процесса обучения
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование здорового образа жизни подростков средствами процесса обучения»
по дисциплине: «Педагогика»
2020
45.00 BYN
Формирование здорового образа жизни подростков средствами процесса обучения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Здоровье человека как ценность
1.2 Понятие здорового образа жизни
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Возрастная обусловленность формирования здорового образа жизни у подростков
1.2 Практика формирования здорового образа жизни у подростков средствами процесса обучения
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии душевных и физических сил, гармония которых увеличивает резервы здоровья, создает условия для творческого выражения в различных сферах жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжает творческую, активную работу, не допускает «душевной лени». Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он прекрасно себя чувствует, получает удовлетворение от работы, стремится к самосовершенствованию, добивается непостоянной молодости духа и внутреннего покоя.
Выбор человеком того или иного образа жизни тесно связан с ценностными ориентациями, мотивацией, мировоззрением. Современное поколение во многом воспитано на культуре потребления, которая не улучшает и не сохраняет здоровье подростков, а противоречит ценностям здорового образа жизни. На это влияет многое: качество питания, экология, уровень развития медицины, но ключевую роль в этом играет сам человек, его образ жизни, эмоционально-нравственное состояние, мировоззрение, образ мышления и мировоззрение.
Эффективность обучения и воспитания детей и подростков зависит от их здоровья. Здоровье является важным фактором работоспособности и гармоничного развития детского организма [Антропова, 2000, с. 123].
Согласно определению ВОЗ: «здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физической инвалидности, а состояние полного физического, психического и социального благополучия» [ВОЗ, Электронный ресурс]. Сегодня во всем мире проблема ухудшения здоровья становится очевидной не только для пожилых людей, но даже и для такой группы населения, как подростки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
1.1 Здоровье человека как ценность
Здоровье – это первая и самая главная потребность человека, которая определяет его трудоспособность и обеспечивает гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой для познания окружающего мира, для самоутверждения и счастья человека. Активная длительная жизнь является важной составляющей человеческого фактора.
Здоровье – это состояние организма, в котором функции всех его органов и систем сбалансированы с внешней средой и отсутствуют болезненные изменения. Здоровый человек не всегда достаточно внимателен к собственному здоровью или здоровью других людей (например, к здоровью своих учеников), думая, что здоровье дается навсегда. Часто о здоровье вспоминают только тогда, когда оно потеряно и его трудно восстановить.
Главным признаком здоровья является высокая приспособляемость организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Здоровое тело способно выдерживать огромные физические и умственные нагрузки, значительные колебания окружающей среды, и его очень трудно вывести из равновесия. Наконец, характерной чертой здоровья является поддержание определенного постоянства внутренней среды в организме – так называемый гомеостаз [Кучма, 2009, с.32].
Здоровье является бесценным активом не только для каждого человека, но и для всего общества. Встречаясь, расставаясь с близкими и дорогими людьми, мы желаем им крепкого и крепкого здоровья, ведь это главное условие и гарантия полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать главные жизненные задачи, преодолевать трудности, а при необходимости даже значительные перегрузки.
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ
2.1 Возрастная обусловленность формирования здорового образа жизни у подростков
Период развития детей в возрасте от 11–12 до 15–16 лет обычно считается подростковым возрастом. Этот период характеризуется быстрым психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе нет единства в понимании хронологических ограничений возраста.
Б.Г. Ананьев описывает возрастные особенности подросткового возраста. Автор выделяет, что это возраст кардинальных трансформаций в сфере сознания, деятельности и системе отношений. Этот этап характеризуется быстрым ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Основой формирования новых психологических и личностных качеств является общение в процессе различных видов деятельности – образовательной, производственной, творческой и др.
Естественными в этом возрасте являются стремление к зрелости, развитие самосознания и самоуважения, интереса к своей личности, способностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации потенциалов, процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Кризисные периоды характеризуются значительным прорывом в психике подсознания, едва контролируемыми или полностью неконтролируемыми импульсами [Ананьев, 2010, с.69].
Для подростка крайне важным является осознание своей уникальности, неповторимости. Большое внимание подростки уделяют особенностям общения со сверстниками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что здоровье является естественной, абсолютной и вечной жизненной ценностью, занимающей высшее положение в иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого существования, как интересы и идеалы, гармония и красота, смысл и счастье в жизни, творчество, программы и ритм жизни. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его основных потребностей (пищи, жилья и т. д.) Относительная ценность здоровья будет возрастать.
В заключение хотелось бы отметить, что, познакомившись с собой, прислушавшись к себе, мы уже находимся на пути создания здорового образа жизни. Это требует осознания личной ответственности за жизнь и, в частности, за здоровье. Тысячи лет человек отдавал свое тело в руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Человек перестал быть ответственным за силу и здоровье своего тела и души. В результате «душа человека оказалась во тьме». И единственный способ освободить наше сознание от иллюзий и навязанных жизненных схем – это наш собственный опыт.
Здоровье во многом зависит от образа жизни, но когда мы говорим о здоровом образе жизни, то в первую очередь имеем в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но недостаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - активное создание здоровья, включая все его составляющие.
Были проанализированы основные понятия «здоровый образ жизни» и определили основные критерии этого понятия. Соблюдение норм и правил соответствует условиям, необходимым для развития личности каждого человека. Для формирования здорового образа жизни характерен определенный набор составляющих, таких как закаливание, правильный режим труда и отдыха и т. д.
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. / Н.М. Амосов. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 178 С.
2. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. / В.А. Ананьев. – Концептуальные основы психологии здоровья. – СПБ.: Речь, 2010. – 245 С.
3. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. / М.В. Антропова. – М.: Медицина, 2000. – 289 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
5. Белецкая В.И. Школьная гигиена / Т.И. Егорова. – М.: Просвещение, 2009. – 256 с.
6. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания: уч пособие для студентов педагогических вузов / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1986. – 256 с.
7. Вайнер Э.Н. Самооценка уровня здоровья учащихся / Е.В. Волынская. – М.: Флинта, Наука, 2010. – 213 с.
8. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья / В.И. Воробьев. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003. – 256 с.
9. Запорожченко В.Г. К понятию здоровый образ жизни / В.Г. Запорожченко. – Новгород, 2013.– 26 с.
10. Запорожченко В.Г. Образ жизни и вредные привычки / В.Г. Запорожченко. – М.: Медицина, 1984. – 246 с.
11. Исакова Е. Возлюби ближнего как самого себя. Формирование у детей навыков здорового образа жизни // Дошкольное воспитание. − 2014. − № 3. − С. 13–16.
12. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения / В.В. Колбанов. – СПБ.: ДЕАМ, 2013. – 147 с.
13. Коршунова Н. В. 5 слагаемых здорового образа жизни / Н.В. Коршунова. – 2010 – 2.– С. 5–8.
14. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 247 с.
15. Колесов В.Д. Предупреждение вредных привычек у школьников / В.Д. Колесов. – М.: Педагогика, 2001. – 245 с.
16. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни // Здоровье 2009 – №2. – С. 5 – 8
17. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков / В.Р. Кучма. – М.: Медицина, 2009. – 147 с.
18. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника / Н.Т. Лебедева. – Мн.: Народная света, 1996. – 256 с.
19. Лещинский Л.А. Берегите здоровье / Л.А. Лещинский. – М. Москва: Физкультура и спорт, 1995. – 245 с.
20. Митяева А.М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2011. – 127 с.
21. Педагогика здоровья / А.Г. Соловьева. – М.: Педагогика, 2014. – 256 с.
22. Соковня – Семенова И. И. Основы здорового образа жизни / И.И. Соковня- Семенова. – М.: Академия, 2010. – 245 с.
23. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1990. – 245 с.
24. Юковчиц Л.К. Педагогическое воспитание / Л.К. Юковчиц. – М.: Москва, 2013. – 156 с.
25. Как ВОЗ определяет здоровье? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/who-we-are/frequently-asked-questions.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты