ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1.1 Понятие реализма в литературном контексте
1.2 Литературный реализм как художественный метод
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ» ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА
2.1 Становление творчества Чарльза Диккенса
2.2 Особенности реализма в романе «Большие надежды» Чарльза Диккенса
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Чарльз Диккенс является величайшим писателем своей эпохи и одним из представителей литературы критического реализма XIX века. Его влияние на мировую литературу огромно. Еще при жизни Чарльз Диккенс считался выдающимся рассказчиком, тонким сатириком и убежденным гуманистом. Его литературное наследие не забывается и до сих пор востребовано благодаря художественной ценности и актуальности поднятых вопросов. Поэтому Чарльз Диккенс остается знаменитым писателем, чье имя сейчас узнаваемо даже те, кто не читает его произведений.
Изучением творчества и биографии Чарльза Диккенса занимались не только советские, но и зарубежные литературоведы. Такие как, Н.П. Михальская, Е.Ю. Гениева, А.В. Луначарский, К. и Ф. Ливисов, Стоун, Б. Харди, Д. ван Гент, Н. Ларри, А. Герард, Г. Стюард и многие другие. В их трудах романы Диккенса рассматриваются на фоне и в сравнении с произведениями крупнейших европейских писателей этого периода, которые близки Диккенсу по духу и мироощущению. Чаще всего роман «Большие надежды» сопоставляют с произведениями В. Гюго, Ф. М. Достоевского и О. де Бальзака.
Роман «Большие надежды» поднимает большие количество тем, которые были характерны не только для эпохи реализма, но и имеют для нас значение и по сей день. Это вопросы социального неравенства, вопросы справедливости и воспитания, места человека в мире и саморазвитие.
Актуальность курсовой работы заключается в недостаточной изученности всеобъемлющего творчества Чарльза Диккенса, а в частности, характерных черт реалистического романа «Большие надежды». Объект исследования – проблемы реализма в романе «Большие надежды». Предметом исследования являются формы реалистического изображения в романе. Цель курсовой работы – изучить проблемы реализма в романе Чарльза Диккенса «Большие надежды» и выявить формы их изображения.
ГЛАВА 1 РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1.1 Понятие реализма в литературном контексте
Понятие «литературный реализм» имеет различные трактовки в истории литературы и литературоведении.
В словаре литературоведческих терминов С.П. Белокуровой «реализм – (от лат. realis - вещественный) — это художественный метод в литературе и искусстве, следуя которому, писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью; правдивое воспроизведение «типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс). В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени, в котором он живет» [1, c. 203].
Литературный реализм — это направление, главной чертой которого является правдивое описание действительности и ее характерных особенностей без искажений и преувеличений. Это литературное направление начало развиваться в 30-40-х годах XIX века, а его сторонники резко выступали против использования сложных форм поэзии и различных мистических концепций в произведении.
Реализм – одно из важнейших направлений и в современности. Его название тесно связано с понятиями «реальность», «правдивость», «достоверность». Основная идея реализма заключается в том, что в литературных произведениях должна описываться реальная жизнь людей правдиво и достоверно. В реализме нет места фантастике и вымыслу, противоречащим явлениям реального мира. Произведения, написанные с позиций реалистического направления, присутствуют в литературе практически всех народов. Самыми значительными писателями, которые создали и развивали данное направление в своих странах являются Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер, Стендаль, Чарльз Диккенс, Александр Пушкин, Фёдор Достоевский, Николай Некрасов, Лев Толстой, Иван Шамякин, Лу Синь и многие другие [14, c.88].
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗМА В РОМАНЕ «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ» ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА
2.1 Становление творчества Чарльза Диккенса
Чарльз Диккенс является блестящим представителем реализма в Англии. В 30-е годы выступив со своими романами он «открыл блестящую страницу в истории английского критического реализма» [7, с.3] Его творчество как социального романиста, демократа, урбаниста, составляет целую эпоху в развитии национальной культуры Англии. Он является любимым писателем не только для детей, но и для величайших писателей (Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, А.М. Горького и других).
В творчестве Чарльза Диккенса можно выделить четыре основных периода:
Первый период (1833-1841) относится к созданию таких произведений, как «Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби» и другие. Уже в первых своих произведениях Чарльз Диккенс выступает как писатель-юморист.
Второй период (1842-1848) включает в себя такие наиболее значительные произведения как «Американские заметки», «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита», «Домби и сын» и другие. Данный период характеризуется подъемом английского освободительного движения и является важнейшей эпохой в его творчестве.
Третий период (1849-1859) характеризуется наиболее сильными по своему звучанию произведениями – «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит» и другие – в которых Чарльз Диккенс выступает как писатель-сатирик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литературный реализм — это направление, главной чертой которого является правдивое описание действительности и ее характерных особенностей без искажений и преувеличений. Это литературное направление начало развиваться в 30-40-х годах XIX века, а его сторонники резко выступали против использования сложных форм поэзии и различных мистических концепций в произведении.
Реализм как художественной метод имеет два основных направления: критический и социалистический реализм. Каждое из которых получило свое развитие в литературах различных стран.
В Англии представителями реализма являются сестры Бронте, Диккенс, Теккерей, Гаскелл, поэты-чартисты Джонс и Линтон и другие.
Чарльз Диккенс является блестящим представителем реализма в Англии. В 30-е годы выступив со своими романами он «открыл блестящую страницу в истории английского критического реализма».
Становление творчества Чарльза Диккенса – одного из величайших писателей Англии можно разделить на четыре периода. Каждый из которых характеризуется своими особенностями: в первом периоде творчества Чарльза Диккенс выступает как писатель-юморист, второй период является важнейшей эпохой в его творчестве, в третьем периоде написаны величайшие произведения его жизни и он выступает как писатель-сатирик, в последнем, четвертом периоде все романы написаны в более пессимистическом ключе.
1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова – СПб.: Паритет, 2006. – 320 с.
2. Большой энциклопедический словарь: [А-Я]/ гл.ред А.М. Прохоров – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая рос.энцикл.: СПб.:Норинт, 1997. – 1408 с.
3. Иванов, В.О. О сущности социалистического реализма / В. О. Иванов. - М.: Политиздат, 1965. – 269 с.
4. Ивашева, В.В. Творчество Диккенса / В.В. Ивашева - М.:Изд-во Моск. ун-та.- 1954. – 472 с.
5. Катарский, И.М. Диккенс (Критико-биографический очерк) / И.М. Катарский - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 272 с.
6. Купченко, М. Л. Сказка Г. Х. Андерсена "Снежная Королева" и роман Ч. Диккенса "Большие Надежды": опыт сравнительного анализа/ М.Л. Купченко// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств: сб.ст. – Санкт Петербург, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 2013. - № 4 – с.166-170
7. Михальская, Н.П. Чарлз Диккенс / Н.П. Михальская - Москва: Просвещение, 1987. – 128 с.
8. Михальская, Н.П., Аникин, Г.В. История английской литературы Учебник для гуманитарных факультетов вузов/ Н.П. Михальская, Г.В. Аникин — М.: Академия, 1998. — 516 с.
9. Пирсон, Х. Диккенс / Х. Пирсон. Перевод с английского Кан М. - Москва: Молодая гвардия, 1963. – 512 с.
10. Сильман, Т.И. Диккенс/ Т.И. Сильман - Ленинград: Художественная литература, 1970. – 376 с.
11. Смирнов, Ю. В. Литературный реализм как способ познания социально-исторического бытия / Ю.В. Смирнов // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2012. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/literaturnyy-realizm-kak-sposob-poznaniya-sotsialno-istoricheskogo-bytiya
12. Тугушева, М. Чарлз Диккенс. Очерк жизни и творчества/ М.Тугушева - Москва: Детская литература, 1979. – 223 с.
13. Хализев, В. Е.Теория литературы: Учебник / В. Е. Хализев.— 4-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2004.-405 с.
14. Шамякина, С. В. Введение в литературоведение : учеб.-метод. пособие / С. В. Шамякина. – Минск : БГУ, 2019. – 111 с.
15. Dickens, Charles. Great Expectations / Charles Dickens - Collector's Library Editions, 2003. – p.648