ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятие атрибутивного стиля
1.2 Самоэффективность студентов при изучении иностранного языка
1.3 Особенности влияния атрибутивных стилей на самоэффективность студентов при изучении иностранного языка
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время наблюдается рост научного интереса к проблеме самоэффективности и успешности личности в различных областях жизнедеятельности, так как самоэффективность является значимой ценностью, как для самой личности, так и для общества. Значимым является изучение вопроса о влиянии стилей атрибуции на оценку личностью своей самоэффективности. Однако недостаточное внимание уделяется операционализации понятия «атрибутивный стиль», факторам, связанным с оцениванием успехов и неудач, атрибуциям ответственности в ситуации успеха или неудачи.
В последние десятилетия был предложен целый ряд теорий, описывающих и объясняющих феномен каузальных атрибуций. Авторы этих теорий в дальнейшем стали распространять свои объяснительные принципы и терминологию на другие области, например, мотивацию. Из всех областей психологии наиболее систематично и плодотворно теория атрибуции применялась в исследованиях мотивации достижения. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также М. Селигман и Г. Келли. Теорию самоэффективности разрабатывал А. Бандура. В дальнейшем неоценимый научный вклад внесли Л.Хьелл, Д.Зиглер, Дж.Капрара, Д.Сервон. В отечественной психологии происходит процесс теоретического осмысления данного феномена и его эмпирическая разработка теории самоэффективности в в исследованиях Р.Л. Кричевского, М.В.Чистовой, Т.М.Маланьиной, Т.О.Гордеевой и др.
Несмотря на то, что существует много исследований, связанных с выявлением атрибутивных стилей личности, недостаточно внимания уделяется выявлению взаимосвязи атрибутивных тенденций личности с ее ощущением собственной успешности и самоэффективности. Таким образом, исследование самоэффективности студентов актуально в связи с важными прикладными задачами, которые стоят перед педагогической психологией в аспекте внедрения подхода в образование на основе учета профессиональных компетенций.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
1.1 Понятие атрибутивного стиля
Понятие атрибутивного стиля было введено представителями социальной психологии, исследовавшими феномен каузальной атрибуции. Ф.Хайдер один из первых психологов выделил каузальную атрибуцию. Он пришёл к выводу, что люди стремятся приписывать поведение либо внутренним (личностным), либо внешним (ситуативным) причинам [16].
Из других авторов, работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонс и К. Дэвис, а также М. Селигман и Г. Келли. По мере развития идей каузальной атрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шла лишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способы приписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качеств личности. Однако основной тезис остается неизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и вообще причинных зависимостей окружающего их мира. При этом они, естественно, опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, поскольку сплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остается, человек в такой ситуации начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывать их интересующему его социальному объекту [23, с.140].
В развитии теории атрибуции большое влияние оказали работы М. Селигмана и Г. Келли.
Понятие «атрибутивный стиль» принадлежит М. Селигману, автору концепции «выученной беспомощности», под которой он имел в виду способ, с помощью которого человек интерпретирует поведение других людей и собственное поведение. Автором были описаны три параметра: персонализация, глобальность, постоянство, которые составляют основу пессимистического и оптимистического стилей атрибуции. Именно от того, какими параметрами субъект руководствуется, чтобы объяснить удачу либо неуспех его можно отнести либо к пессимистам, либо к оптимистам [20].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АТРИБУТИВНЫХ СТИЛЕЙ И САМОЭФФЕКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Организация и методики исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь атрибутивных стилей и самоэффективности студентов при изучении иностранного языка.
Объект исследования: взаимосвязь атрибутивных стилей и самоэффективности студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь атрибутивных стилей и самоэффективности студентов при изучении иностранного языка.
Описание выборочной совокупности: выборку исследования составили студенты лингвистического профиля, 4 курса. Возраст испытуемых 20 лет.
Гипотеза исследования: атрибутивные стили взаимосвязаны с самоэффективностью студентов при изучении иностранного языка.
Этапы исследования:
1. Психологический анализ атрибутивных стилей студентов.
2. Психологический анализ самоэффективности студентов при изучении иностранного языка.
3. Оценка корреляционной связи между переменными.
4. Оценка достоверности взаимосвязи атрибутивных стилей и самоэффективности студентов при изучении иностранного языка.
5. Формулирование выводов согласно полученным данным.
Методы исследования: тестирование, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, статистическая обработка данных (корреляционный анализ – непараметрический критерий Ч. Спирмена).
Описание психодиагностических методик исследования:
1. Методика «Тест атрибутивных стилей (ТАС)» (Л.М. Рудина).
Методика позволяет диагностировать атрибутивные стили «оптимизм» или «пессимизм». Тест ТАС разработан на базе методики «Опросник атрибутивного стиля» М.Э. Селигмана. Оптимистичность как стиль атрибуции человека определяется привычным для него способом трактовки и интерпретации событий, стилем, объянения, интерпретации, который формируется в детстве и юношеском возрасте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании обзора научной литературы по проблеме исследования можно заключить, что понятие «атрибутивный стиль» можно трактовать как способ, с помощью которого человек интерпретирует поведение других людей и собственное поведение. М. Селигманом были описаны три параметра: персонализация, глобальность, постоянство, которые составляют основу пессимистического и оптимистического стилей атрибуции. Именно от того, какими параметрами субъект руководствуется, чтобы объяснить удачу либо неуспех его можно отнести либо к пессимистам, либо к оптимистам.
Самоэффективность трактуется как способность людей к осознанию собственных способностей и к применению этих способностей самым лучшим образом. Личностная самоэффективность студента при изучении иностранных языков является целостным, динамическим, многокомпонентным образованием, и включает такие виды самоэффективиости, как самоэффективность в сфере деятельности и в сфере в межличностном общении. Деятельностная самоэффективность содержит следующие компоненты, обеспечивающие его успех в процессе изучения иностранного языка: когнитивный (знания, умения, навыки); мотивационно-ценностный (мотивация изучения иностранного языка); регулятивно-поведенческий (усилия, затрачиваемые на изучение иностранного языка, самоуправление и самоконтроль). Самоэффективность в общении при изучении иностранного языка представляет самооценку коммуникативной готовности студента к взаимодействию с носителями изучаемого иностранного языка. Она показывает, что он обладает потенциалом и опытом, который может позволить ему быть компетентным в общении с носителями изучаемого иностранного языка, в сочетании с уверенностью, что он сумеет эффективно применить их в ситуациях взаимодействия с другими людьми, использовав адекватно этим ситуациям имеющиеся у него средства общения.
Анализ полученных результатов исследований влияния атрибутивных стилей на самоэффективность студентов при изучении иностранного языка показал, что влияние стиля атрибуции на самоэффективность при изучении иностранного языка студентами опосредовано эмоциональными и мотивационными процессами. Поэтому зависимость успешности деятельности, самоэффективности от стиля каузальных атрибуций студента носит характер целостного и взаимосвязанного влияния когнитивного процесса атрибутирования своих успехов и неудач на деятельность достижения, а также самооценивания успешности собственной деятельности в процессе изучения иностранного языка.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2010.– 376 с.
2. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
3. Богданова, О.Е. Влияние эмоционального отношения студентов языкового факультета к изучению иностранного языка на успешность их когнитивного развития / О.Е. Богданова // Вестник Томского государственного университета. – 2007. – №6. – С. 34-38.
4. Бороздина, Г.В. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Под общ.ред. Г. В. Бороздиной. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 463 с.
5. Гайдар, К.М. Новые противоречия и проблемы в системе подготовки профессиональных психологов / К.М. Гайдар // Психология – XXI век. Роль и место психолога в современном образовательном пространстве / науч. ред. К.М. Гайдар. – Воронеж: ВГУ, 2007. – С. 4-14.
6. Гончар, С.Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педагогов-психологов / С. Н. Гончар // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 250-253.
7. Гордеева, Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова. – М.: Смысл, 2009. – 152 с.
8. Гордеева, Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М: Смысл, 2011. – C. 131-177.
9. Гордеева, Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2006. – № 3. – С. 78 -85.
10. Гордеева, Т.О. Позитивное мышление как фактор учебных достижений / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Вопросы психологии. – 2010. – № 1. – C. 24-33.
11. Далгатов, М.М. Каузальная атрибуция и деятельность - феноменология, исследования, изменение: монография. – М.: МГУ, 2006. – 334 с.
12. Коломиец, О.В. Самоэффективность студентов гуманитарных и технических специальностей / О.В. Коломиец. – 2015. – №4. – С. 94-97.
13. Кричевский, Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности / Р.Л. Кричевский // Акмеология. – 2001. – № 1. – С. 47-52.
14. Крысько, В.В. Словарь-справочник по социальной психологии / В.В. Крысько. – СПб, «Питер», 2003. – 420 с.
15. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. – М.: Приори, 2011. – 288 с.
16. Межличностное общение / Под общ.ред. Н.В. Казариновой, В.М.Погольши. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
17. Митицина, Е.А. Теоретические основания изучения профессиональной самоэффективности студентов / Е.А. Митицина // Вестник Псковского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 376-379.
18. Огнев, А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза / А.С. Огнев. – Воронеж, 1997 – 121 с.
19. Селигман, М. Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь / М. Селигман. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 220 с.
20. Социальная адаптация / Авт.-сост. Л. В. Астапович. – Минск : Красико-Принт, 2008. − 176 с.
21. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
22. Трусов, В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии / В.П. Тру.сов // Психология межличностного познания. – М.: Педагогика, 1981. – С.139-157.
23. Турова, Ю. С. Исследование социальных и психологических условий, оказывающих влияющих на преодоление академической неуспеваемости у студентов (на примере Северо-Восточного Государственного Университета г. Магадан) / Ю. С. Турова. – Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск : Два комсомольца, 2013. – С. 49-52.
24. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А.Янчук. – Минск: АСАР, 2005. – 520 с.