| Введение | |
| Глава 1. Гражданское воспитание личности как социально-педагогическая проблема | |
| 1.1 Теоретические основы гражданского воспитания личности | |
| 1.2 Особенности гражданского воспитания в детских организациях (БРПО, Юнеско, Скауты) | |
| Выводы | |
| Глава 2. Формы и методы гражданского воспитания | |
| 2.1 Анализ воспитания гражданина | |
| 2.2 Формы гражданского воспитания в детских организациях | |
| 2.3 Гражданско-патриотическое воспитание в школах | |
| Выводы | |
| Заключение | |
| Список использованных источников | |
| Приложение | |
Введение
В современных условиях демократизации государства и становления гражданского общества в Республике Беларусь резко возрастает необходимость гражданского воспитания подрастающего поколения, нашему развивающемуся обществу нужны разносторонне образованные, нравственно и социально устойчивые граждане, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, готовые к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающие гражданскими качествами, чувством ответственности за судьбу страны, способные участвовать в развитии ее экономики, политики и культуры.
Динамика идеологических процессов в белорусском обществе и государстве определяет необходимость формирования у воспитанников взрослой гражданской позиции, лидерских навыков, социально ответственного поведения. В этой связи главной задачей социального развития в условиях детских и молодежных общественных объединений и организаций является формирование гражданской и политической культуры личности, социальной жизнеспособности через развитие гражданских компетенций как актуальных способностей, основанных на знаниях, опыте, ценностях и обеспечивающих социальную мобильность, жизнеспособность личности.
Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык и красотам родной природы. Данная проблема очень важна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности.
Глава 1. Гражданское воспитание личности как социально-педагогическая проблема
1.1 Теоретические основы гражданского воспитания личности
В послании Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеком, осознал свою сопричастность происходящему, ответственность за судьбу Отечества, от его ценностных ориентаций и мировоззренческих установок зависит содержание, характер, направленность социально-экономического и политического развития Республики Беларусь. Сегодня мир пришел к пониманию того, что основой решения глобальных экологических и социальных проблем является осознание того, что миру необходим человек самостоятельный, свободный и культурный.
Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к Государственному флагу и гербу Республики Беларусь, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание. И наконец, способствует единению всех граждан республики вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений, оно консолидирует общество во имя процветания Беларуси.
Огромное значение в социальном и духовном развитии человека имею патриотизм и гражданственность. Они выступают как составные элементы
Глава 2. Формы и методы гражданского воспитания
2.1 Анализ воспитания гражданина
Основным средством гражданского воспитания является процесс обучения.
Цели и задачи гражданского воспитания могут быть успешно решены в целостном учебно-воспитательном процессе благодаря богатому содержанию всех изучаемых в школе учебных дисциплин. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.
Многообразие используемых при этом общих активных форм и методов работы учителя на уроках (диалог, дискуссия, коллективная разработка и защита тематических проектов, решение проблемных ситуаций с социальным содержанием, обсуждение публикаций политического и правового содержания) способствует развитию критичности мышления учащихся, формированию у них устойчивого эмоционально-положительного отношения к изучаемым ценностным идеям.
Существенным дополнением к урочной работе по гражданскому воспитанию учащихся является внеклассная воспитательная работа, в процессе которой не только расширяется социальный кругозор учащихся, но и обогащается опыт активной гражданской позиции.
В воспитании гражданственности действенными средствами являются также труд, обеспечивающий формирование духовного здоровья личности; книга, создающая запас духовной прочности; природа, закладывающая истоки доброты, гуманного отношения ко всему живому; средства массовых коммуникаций.
Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что гражданственность — это приоритетная ценность, обретение которой
Заключение
В новой социально-политической ситуации решающее значение имеет способность человека принимать ответственные социально-политические решения. И в этом смысле педагогически актуальной является задача формирования у детей и подростков потребности в созидательной деятельности, трудолюбия, воли, навыков самоорганизации и самовоспитания, необходимо выработать научное мировоззрение как систему политических знаний об обществе, власти, ее легитимности, государственном обустройстве, факторах демократии, правоспособности, правоответственности граждан. Исключительную значимость для современного школьника приобретают навыки общественной, электоральной деятельности, самоуправления, активного гражданского поведения на основе понимания взаимосвязи прав и обязанностей как фактора демократии.
Новый мир выдвигает новые методы социального взаимодействия: это переход от принуждения к убеждению, от давления к сотрудничеству, от подчинения к системе горизонтальных связей. В работе с современными подростками необходимо создание атмосферы подлинной демократии, равноправия, равенства возможностей, уважения достоинства права выбора на основе личной ответственности. Именно в этом заключаются базовые ценности молодых людей, остро осознающих необходимость не только жизненного успеха, и подлинной демократии, свободы, справедливости реального мира по отношению к каждому из них.
В результате изучения педагогической литературы подтвердилась важность формирования гражданственности у детей и подростков в условиях детских организаций и современной школы для развития полноценной личности и дальнейшего процветания нашей республики. Как и нравственность в целом, гражданственность носит деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности детей.
1. Авдонин, В.С Исторический компонент в концепции гражданского воспитания молодежи / В.С.Авдонин. М, 1996.
2. Боголюбов Л.Н., Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И., Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003, №9.
3. Воспитание гражданина в советской школе. /Под ред. Г.Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990.
4. Воспитание гражданина в пионерской дружине [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.brsm.by.
5. Жилинская, И.В. Политические партии и общественные объединения в идеологических процессах / И.В.Жилинская – Мн., 2006 – С. 142.
6. Жоголь-Лабзеева, И.П. Формирование гражданской культуры/ И.П. Жоголь-Лабзеева //Праблемы выхавання. – 2009. – №1. – с.17 – 21.
7. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях». – Мн., 2004 – С. 16.
8. Завадова, Т. Е. В помощь педагогу-организатору / Т.Е.Завадова Минск, 2004.
9. Завадова Т. Е. Организаторам детского движения, / Т.Е.Завадова Минск, 2005.
10. Захарова, М. И. Гражданином быть обязан / М.И.Захарова.- Минск, 2005.
11. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н.В.Ипполитова. –Минск, 2006.
12. Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности / Л.В.Кузнецова. - М.: "Педагогика", 1986.
13. Кабуш, В. Т. Моральные ценности детского объединения. / В. Т. Кабуш // Праблемы выхавання. – 2003. – №6. – С.73-83.
14. Криволап Н. С., Минич О. В. Свободное время школьника,ИООО”Красико-принт”, 2005
15. Кулич, Г. Г. Школьный клуб. Сценарии мероприятий и праздников / Г.Г.Кулич. - Москва, “ВАКО”, 2007.
16. Кирчук, И. И. Воспитание на национальных традициях / И.И.Кирчук. - Минск, 2008
17. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т.Лихачев. - М.: "Юрайт", 2000.
18. Методические рекомендации «Актуальные аспекты организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году» [Электронный ресурс].
19. Молодцова, И.В. Педагогические условия становления гражданской позиции старшего подростка // Преподавание истории в школе. - Москва, 2007. -№1.
20. Овчинникова, И.Г. Будь гражданин. / И.Г.Овчинникова. - М.: "Знание", 1989.
21. Подгорнов, А,В. Ориентация учащейся молодежи на гражданско-патриотические ценности: (на материале доп. Образования): Автореф. Дис.канд. пед. наук. Петрозаводск, 1998
22. Проблемы правового образования в общеобразовательных учреждениях // Материалы Всероссийской конф. - М.: Университет, 2001. - С.97-100.
23. Правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь. Сборник нормативно правовых актов. Под. ред. Е.Н. Липской. – Мн., 2001 – С.260.
24. Суколенов, И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях (Историко-педагогические аспекты) / И.В.Суколенов. - Дис.д-ра пед.наук. - М., 2002.
25. Савотина, Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования / Н.А.Савотина. - Педагогика. -2002. - №4.
26. Финогенова, А.В. Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.bgam.edu.by/bgam.
27. Храмцова, Ф.И. Детские и молодежные организации и объединения: воспитание гражданской направленности школьников / Ф.И.Храмцова. – Мн., 2008 – С. 160.