Луиз Эдрич — талантливая и знаменитая американская писательница индейского происхождения, пишущая преимущественно о своем родном регионе, в прерийных землях верхнего Среднего Запада. По причине смешанной немецкой, французской и оджибвской родословной, Л. Эдрич склонна подчеркивать родную американскую сторону своего наследия в ее текстах о жизни внутри и вне резервации. Талантливая и часто изобретательная, она преуспела в создании оригинального художественного мира, который является узнаваемым, ее собственным, и привлекает внимание и интерес со стороны читателей и критиков.
В своем восьмом романе The Master Butcher’s Singing Club Эрдрич осталась верна своей тематике и стилю — события происходят, как и в некоторых предшествующих произведениях автора, в вымышленном городе Аргус, штат Северная Дакота, но она переключила свое внимание с индейского населения города на преимущественно польских и скандинавских граждан. Посредством опыта этих персонажей, она стремится показать зловещее влияние войн на человеческие судьбы, а также обсуждает проблемы национально-культурной идентичности и ассимиляции.
Актуальность исследования обусловлена тем, что художественный мир романа The Master Butcher’s Singing Club своеобразен: не только в контексте литературного творчества в целом, но и самой писательницы в частности. В литературоведении ранее не проводилось исследований этого аспекта романа Л. Эрдрич.
Объект исследования — роман Л. Эрдрич The Master Butcher’s Singing Club.
Предмет исследования — художественный мир литературного произведения.
Цель исследования — выявить специфику художественного мира романа Л. Эрдрич The Master Butcher’s Singing Club.
1.1 Художественный мир произведений Луиз Эрдрич
Художественное произведение — это целостная и законченная система, обладающая характеристиками, свойственными исключительно ей. В соответствии с В.Е. Хализевым, мир литературного произведения — это «воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность» [10, с. 158]. Под художественным миром писателя, согласно концепции В.П. Федорова, понимается «картина мира», преломленная через художественное творчество писателя [9, с. 28]. Именно в таком устройстве художественного мира и проявляется своеобразие автора, так как произведение не только отражает, но и преображает мир, создает вторую реальность, которая мыслится моделью мира первичного.
Мир литературного произведения включает в себя большое количество различных компонентов, среди которых можно выделить материальные данности, психику и сознание человека [6, c.13]. Главным же и в большинстве случаев неотъемлемым элементом мира литературного произведения является сам человек, выступающий в качестве душевно-телесного единства.
Мир произведения отражает две реальности — «вещную» и «личностную». В структуре литературных произведения эти два начала не являются равноправными: как правило, в центре расположена живая, личностная, человеческая реальность, а не «мертвая природа».
По своей сути, мир произведения является неотъемлемой содержательной гранью его формы. При этом необходимо отметить, что в литературоведении это понятие употребляется в более широком значении: «синоним творчества писателя, своеобразия того или иного жанра: мир Пушкина, мир Лермонтова, рыцарского романа, научной фантастики и т.д.» [11, с. 32].
The Master Butcher’s Singing Club — это роман Луиз Эдрич, изданный в 2003 году. Он рассказывает о жизни Фиделиса Вальдвогеля и его семьи, а также Дельфины Вацка и ее партнера Киприана, о том, как они приспосабливаются друг к другу каждый в своей жизни в маленьком городке Аргус, Северная Дакота. События охватывают период между Первой мировой войной, в которой сражались Фиделис и Киприан, и Второй мировой войной, в которой участвуют дети Фиделиса. Роман содержит несколько общих тем, включая семью, традиции, потерю, предательство и память.
Большая часть The Master Butcher’s Singing Club вращается вокруг немецко-американской культурной традиции, которая является частью личного наследия Л. Эрдрич, хотя она больше известна как «писательница об индейцах» [17, c. 25].
Роман впоследствии стал основой для театральной пьесы, написанной лауреатом Пулитцеровской премии драматургом Марши Норман. Премьерная постановка состоялась в сентябре 2010 г. под руководством Франчески Замбелло [23, c. 67].
События романа начинаются в конце Первой мировой войны с Фиделисом Вальдвогелем в главной роли, немецким снайпером, возвращающимся с боевых позиций в свой родной город в побежденной Германии. Фиделис находит Еву Кальб, беременную подругу его дорогого друга Йоханнеса, и сообщает ей, что ее жених умер на войне. Он рассказывает Еве о своем обещании Йоханнесу, что он женится и позаботится о ней. Она соглашается, и вскоре они вступают в брак.
Целью работы было выявление специфики художественного мира романа Л. Эрдрич The Master Butcher’s Singing Club. Работа представлена теоретической и практической частями. Для достижения поставленной цели осуществлялось поэтапное решение ряда задач.
Первой задачей было раскрытие сущности понятия «художественный мир» литературного произведения. В результате изучения теоретической литературы было выявлено, что художественное произведение — это целостная и законченная система, обладающая, обладающая характеристиками, свойственными исключительно ей. В свою очередь, мир литературного произведения — это «воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность». Под художественным миром писателя понимается «картина мира», преломленная через художественное творчество писателя. Художественный мир произведения имеет ряд свойств, типичных для него. Наиважнейшими среди них являются следующие: нетождественность первичной реальности; участие вымысла в его создании; использование писателем условных форм изображения.
Вторая задача исследования заключалась в выявлении специфики художественного мира Луиз Эрдрич, а также в ознакомлении с творческой биографией писательницы. Результатом изучения теоретической литературы стало выявление некоторых положений. Художественный мир романов Луиз Эрдрич в полной мере соотносится с их тематикой и проблематикой — она всячески подчеркивает самобытность каждого народа.
Писательница родилась 7 июня 1954 года, в городе Литл-Фолс, Миннесота, США. Она является зарегистрированным членом Группы Черепашьей горы индейцев Чиппева, группы Анишинаабе (также известной как оджибве и чиппева), что в значительной мере обусловливает тематику ее творчества. Эрдрич широко известна как одна из самых значительных писателей второй волны Ренессанса коренных американцев.
1. Ващенко, А.В. Характерные особенности литературы индейцев США (1960-1970 годы): дис… канд. филол. наук: 10.01.03 / А.В. Ващенко. — М., 1975. — 213 с.
2. Ващенко, А.В. «Индейская территория» в литературе США / А.В. Ващенко // Проблемы становления американской литературы / Под ред. Я.Н. Засурского. — М. : Наука, 1981. — c.251-274.
3. Ващенко, А.В. Америка в споре с Америкой (этнические литературы США) / А.В. Ващенко. — М. : Знание, 1988. — 64 с.
4. Ващенко, А.В. Мы — ваша совесть. Литература коренных американцев на пороге XXI века / А.В. Ващенко // История и семиотика индейских культур Америки / Под ред. А.А. Бородатовой, В.А. Тишкова. — М. : Наука, 2002. — c.444-452.
5. Ващенко, А.В. Современный индейский писатель США / А.В. Ващенко // Исторические судьбы американских индейцев. Проблемы индеанистики / Под ред. В.А. Тишкова. — М., 1983. — c.45-47.
6. Ващенко, И.В. Художественный мир Пауля Хейзе: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / И.В. Ващенко. — Орск, 2013. — 28 с.
7. Егорова, И.Н. Художественный образ в американской литературе: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / И.Н. Егорова. — Москва, 2014. — 31 с.
8. Лихачев, Д.С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. — 1968. — № 8. — c.15-21.
9. Федоров, В.П. Романтический художественный мир: пространство и время / В.П. Федоров. — Рига, 1988. — 210 с.
10. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. — М. : Просвещение, 2004. — 405 с.
11. Чернец, Л.В. Мир литературного произведения / Л.В. Чернец // Художественная литература в социокультурном контексте. Поспеловские чтения/ Под ред. Г.Н. Поспелова. — М., 1997. — c.32-41.
12. Эко, У. Имя розы / У. Эко. — М., 1989. — 520 c.
13. Allen, P.G. The Sacred Hoop: Recovering the Feminine in American Indian Traditions / P.G. Allen. — Boston : Beacon, 1986. — 207 p.
14. Bhabha, H.K. lntroduction: Narrating the Nation / H.K. Bhabha // Nation and Narration / ed. by Homi K. Bhabha. — London : Routledge, 1990. — p.1-7.
15. Castillo, S. Postmodernism, Native American Literature, and the Real: The Silko-Erdrich Controversy in Notes from the Periphery / S. Castillo // Marginality in North American Literature and Culture. — New York : Peter Lang, 1995. — p.179-190.
16. Columbia Literary History of the United States / ed. by E. Elliott. — New York : Columbia University Press, 1988. — 620 p.
17. Cornelia, M. Shifting Boundaries: Reflections on Ethnic Identity in Louise Erdrich’s The Master Butchers Singing Club / M. Cornelia // Glossen. — 2004. — №19. — p.23-28.
18. Erdrich, L. The Master Butchers Singing Club / L. Erdrich. — New York : Harper Collins, 2003. — 394 p.
19. Halliday, L. Louise Erdrich. The Art of Fiction No.208 / L. Halliday // The Paris Review. — 2010. — №195. — p.27-30.
20. Jones, D. Contemporary Authors / D. Jones, J.D. Jorgenson // New Revision Series. — Detroit : Gale Research Inc., 1998. — Vol. 62. — p.162-169.
21. Lee, P. Introduction in Native American Renaissance: Literary Imagination and Achievement / P. Lee, S. Velie. — 130 p.
22. Lincoln, K. Native American Literatures: Old Like Hills, Like Stars // Three American Literatures: Essays on Chicano, Native and Asian-American Literature for Teachers of American Literature; ed.: H.A. Baker, Jr. — New York : Modem Language Association of America, 1982. — P.80-167.
23. Owens, L. Other Destinies: Understanding the American Indian Novel / L. Owen. — Norman: University of Oklahoma Press, 1992. — 148 p.
24. Rainwater, C. Reading between Worlds: Narrativity in the Fiction of Louise Erdrich // American Literature. — September 1990. — Vol. 62. — № 3. — p.18-44.
25. Sanders, К. A Healthy Balance: Religion, Identity, and Community in Louise Erdrich’s ‘Love Medicine’ / K. Sanders // MELUS. — 1998. — Vol. 23. — №2. — p.129-138.
26. Sollors, W. Beyond Ethnicity: Consent and Descent in American Culture / W. Sollors. — New York : Oxford UP, 1986. — 189 p.
27. Stookey, L. Louise Erdrich. A Critical Companion / L. Stookey. — Westport : Greenwood Press, 1999. — 143 p.
28. Tharp, J. Women Community and Survival in the Novels of Louise Erdrich / J. Tharp // Communication and Women’s Friendships: Parallels and lntersectiom in Literature and Life; ed. J.D. Ward & J.S. Mink. — Bowling Green : Bowling Green State University Popular, 1993. — p.165-180.