ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2 НАЛОГ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1. Плательщики
2.2. База, ставка, льготы, объект
2.3. Порядок расчета и уплаты
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ОСОБЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Каждое государство формирует свою систему налогообложения, позволяющую обеспечить решение его социально-экономических задач, так как налоги являются основополагающими доходами бюджета. На разных этапах развития экономики налоговая система страны претерпевает изменения, способствуя реализации приоритетных направлений государственной социально-экономической политики.
Если углубиться в недавнюю историю, то Республика Беларусь перешла на налогообложение, способствующее развитию рыночных отношений, еще в 1992 году. В этот период появились налог на добавленную стоимость и налог на прибыль, заменившие налог с оборота; было принято множество законов и подзаконных актов, касающихся налогообложения организаций и физических лиц. Впоследствии был принят Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть – в 2002 году и Особенная часть – в 2010 году), который обобщил налоговое законодательство. С течением времени и новыми вызовами экономики налоговое законодательство вышло за рамки налогового кодекса и обросло множеством нормативных правовых актов. Это было одной из причин принятие новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь.
Новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь была утверждена Законом Республики Беларусь 30 декабря 2018 г. № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь». В новой редакции Налогового кодекса нашли свое отражение следующие направления: совершенствование налогового администрирования, позволяющее упростить порядок исчисления и взимания налогов; простота, понятность, легкость восприятия норм Налогового кодекса; попытка снижения налоговой нагрузки на организации [1].
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с понятием и видами особых видов налогообложения.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с понятием и видами особых видов налогообложения.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с понятием и видами особых видов налогообложения.
Цель образует задачи:
- рассмотреть понятия, связанные с понятием и видами особых видов налогообложения;
- определить особенности, связанные с понятием и видами особых видов налогообложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Система налогообложения Республики Беларусь включает в себя, во-первых, республиканские налоги, к которым относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, земельный налог, экологический налог, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; во-вторых, республиканские сборы (пошлины), в составе которых оффшорный сбор, гербовый сбор, консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины, таможенные пошлины и таможенные сборы, таможенные платежи в отношении товаров для личного пользования, утилизационный сбор; в-третьих, местные налоги и сборы, включающие налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей [2].
Если проводить параллель с налогообложением до введения новой редакции Налогового кодекса, то состав налогов, определяющих общий режим, остался прежним. И это объясняется налоговой политикой, проводимой в Республике Беларусь в рамках моратория на введение новых налогов. В составе республиканских сборов и пошлин произошли незначительные изменения. Это связано с введением утилизационного сбора и отменной сбора за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.
Помимо общего режима налогообложения Налоговым кодексом предусмотрены особые режимы налогообложения, определяющие специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), состав которых тоже не претерпел изменений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о преемственности налогов. Рассмотрим направления налоговой политики в части снижения налоговой нагрузки посредством изменения налоговых ставок.
По налогу на добавленную стоимость с 2019 года упразднены ставки в размере 9,09 % и 16,67 %, применявшиеся при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога.
Остальные ставки НДС остались прежними, ставка налога 0% применяется условно при экспорте; ставка 10% устанавливается при реализации и ввозе продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением пушнины), рыбоводства, продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь. Ставка 25% применяется для услуг электросвязи. Основной ставкой так и осталась ставка в размере 20%, которая применяется для случаев не перечисленных выше. Таким образом, изменение ставок налога на добавленную стоимость практически не коснулось [3]; [4].
ГЛАВА 2 НАЛОГ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1. Плательщики
С 1 января 2019 г. вступил в силу обновленный Налоговый кодекс Республики Беларусь. Изменения затронули и одну из наиболее распространенных систем налогообложения. Рассмотрим основные из них.
С 2019 года расширен круг плательщиков налога при рассматриваемой системе как за счет снятия некоторых ограничений для применения системы, так и увеличения критериев валовой выручки.
Так, унитарные предприятия, собственником имущества которых является некоммерческая организация Республики Беларусь, с 2019 года вправе применять упрощенную систему налогообложения.
С 2019 года не вправе применять рассматриваемую систему организации, осуществляющие операции с цифровыми знаками (токенами) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и их обмен на иные цифровые знаки (токены) [9].
В то же время исключены нормы, запрещающие применять упрощенную систему налогообложения организациям и индивидуальным предпринимателям, которые:
— осуществляют розничную торговлю через интернет-магазины;
— оказывают услуги (права), связанные с размещением на сайтах информации о субъекте торговли (или о продаже им товаров), содержащей доменное имя сайта интернет-магазина или гиперссылку на него.
Отметим, что с 2018 года данное ограничение снято Декретом №7.
В экономике стран с рыночной системой хозяйствования, малый и средний бизнес играет существенную роль. Для трансформационной экономики Республики Беларусь роль малого и среднего бизнеса незаменима, особенно при решении наиболее острых экономических и социальных задач. Не требуя значительных затрат со стороны государства, малый и средний бизнес, как явление, стабилизирует социальную ситуацию в стране, решая проблемы, связанные с социальной напряженностью и занятостью населения. Малый бизнес способствует повышению занятости работников в экономике путем создания дополнительных рабочих мест, дает возможность улучшения качества жизни путем организации собственного бизнеса, позволяет человеку удовлетворить возникающие время от времени бытовые потребности, особенно в сферах непривлекательных для крупного бизнеса. Малый бизнес характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к меняющейся экономической обстановке, способен придать рынку необходимую насыщенность, повысить конкурентную среду, смягчить последствия кризисных изменений. Нельзя не отметить и вклад, который малый бизнес, как самостоятельный сектор рыночной экономики вносит в развитие страны, что отражается в основных экономических показателях. В тоже время, малому и среднему бизнесу сложнее выживать и развиваться, чем крупному. Основными причинами являются недостаточность собственных финансовых ресурсов, как правило, низкий уровень кредитоспособности и инвестиционной привлекательности, слабый уровень диверсификации бизнеса. Поэтому в интересах государства оказывать всевозможное содействие созданию и развитию малых и средних предприятий. В этом аспекте большое значение имеет государственная политика в области налогового регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства.
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ОСОБЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Налог является одним из наиболее действенных способов государственного вмешательства в экономику в целях решения фискальных задач. Основная доля доходов консолидированного бюджета (более 80%) формируется именно за счет налоговых поступлений.
Приоритет публичных (общегосударственных) интересов над частными – неотъемлемый признак налоговых правоотношений. «…Главная, конечная цель налогово-правового регулирования состоит не в реализации интересов отдельных частных лиц, а в обеспечении государства финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций; все остальные цели здесь носят вторичный, производный характер» [1]. Вместе с тем, проблемы эффективности налогового воздействия на экономику необходимо рассматривать не только с позиций наполняемости государственной казны, а и с точки зрения управления мотивациями субъектов хозяйствования, поскольку решающее влияние на активность последних оказывают их интересы.
Природа налоговых правоотношений обусловливает сложность выбора оптимального правового режима налогообложения для различных видов экономических отношений. Учитывая экономические интересы плательщиков налогов, государство должно использовать различные правовые средства, способствующие согласованию публичного и частного интереса в налоговых правоотношениях. Особую роль в этой связи играют правовые стимулы, под которыми в теории права понимается «…правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования» [2, с. 19]. Правовые стимулы в налоговом праве – одно из проявлений регулирующей функции налога, значение которого в современной экономике возрастает.
Основываясь на имеющихся в юридической науке разработках по вопросам правового стимулирования (А.В. Малько, в частности), можно выделить следующие признаки правовых стимулов, используемых в налоговом праве: 1) связаны с благоприятными условиями для осуществления интересов плательщиков налогов; 2) сообщают плательщику о расширении объема его возможностей в налоговых правоотношениях и экономике; 3) выражают положительную правовую мотивацию, которая способствует повышению позитивной активности плательщика в экономических отношениях; 4) направлены на упорядоченное изменение налоговых отношений, создание заинтересованности плательщика, когда общественные интересы воспринимаются им как собственные.
ГЛАВА 4 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В настоящее время в Республике Беларусь налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки, которой признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном пунктом 6 статьи 156 и статьей 176 Налогового кодекса для определения доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, при исчислении и уплате подоходного налога с физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных статьей 288 Налогового кодекса.
К внереализационным доходам относятся доходы, включаемые в соответствии с Налоговым кодексом в состав внереализационных доходов при исчислении налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, кроме указанных в подпункте 3.17 пункта 3 статьи 128, подпункте 6.2 пункта 6 статьи 176 Налогового кодекса. Сумма налога при УСН исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.
Производители сельскохозяйственной продукции при условии соблюдения установленных законодательством критериев имеют право исчислять и уплачивать платежи в бюджет в общеустановленном порядке либо применять особые режимы налогообложения, к которым относится единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.
Плательщиками единого налога признаются перешедшие на применение такого налога в порядке, установленном главой 36 Налогового кодекса:
- организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию;
- организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам обособленных подразделений, в части этой деятельности.
Налоговая база единого налога определяется исходя из валовой выручки, полученной за налоговый период, определяемой как сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализируем, как изменение ставок повлияло на налоговую нагрузку организации. За первое полугодие 2019 года налоговая нагрузка на организацию снизилась с 4,1% до 3,9% в части налоговых платежей в выручке от реализации товаров (работ, услуг) [5].
При этом снижение удельного веса НДС с 1,6% до 1,5% произошло за счет уменьшения ввозного НДС из государств-членов ЕАЭС (импорта нефти и нефтепродуктов).
За счет снижения ставок земельного налога, уменьшения и отмены повышающих коэффициентов к ставкам и снижения кадастровой стоимости, используемой в качестве налоговой базы, снизился удельный вес земельного налога на 0,1% (с 0,2% до 0,1%).
Удельный вес остальных налогов организации остался неизменным.
Следует отметить, что полугодие является непоказательным примером, так как наиболее репрезентативным налоговым периодом при исчислении налогов является год.
За 9 месяцев 2019 года по сравнению с 9 месяцами 2018 произошло снижение поступлений в бюджет по всем налогам, по которым снизились ставки. Так по земельному налогу на 0,9%, по налогу на недвижимость 0,3%, налог на доходы (дивиденды) на 0,2%. Также снизились поступления от единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (на 0,1%), что может свидетельствовать о снижении налоговой нагрузки, однако для более точных выводов надо проводить более детальный анализ. Снизились также поступления от акцизов с 10,7% до 10,0% в связи с уменьшением импорта нефти и нефтепродуктов.
Остальные платежи по налогам повысились (НДС, подоходный налог с физических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, налог на прибыль) или остались на прежнем уровне (налог на игорный бизнес, экологический налог (включая утилизационный сбор)).
Но для анализа влияния Налогового кодекса 2019г. на налоговую нагрузку организации и налоговые поступления в бюджет, наиболее показательным будет период – 1 год.
Следует отметить, что на налоговые поступления и долю того или иного налога в выручке организации будут влиять не только изменившиеся ставки налога, но и корректировка других элементов налогообложения (налоговой базы, льгот по налогам).
1. Белорусское телеграфное агентство БЕЛТА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belta.by/ ru/all_news/economics/Kolichestvo-subjektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-Belarusi-za-2012-god-vyroslo-na67_i_626950.html
2. Борисов, A.M. Эволюция и проблемы базовой терминологии в сфере налогообложения / А.М. Борисов // Налоги и налогообложение. – 2010. – № 2. – С. 71–73.
3. Быков, С.С. Классификация налоговых льгот как условие и этап оценки их эффективности / С.С. Быков // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2013. – № 5. – С. 20–26.
4. Гончаренко, Г.А. Эффективность специального налогового режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей / Г.А. Гончаренко // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2010. – № 8. – С. 111–115.
5. Гончаренко, Л.И. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования / Л.И. Гончаренко // Налоги и налогообложение. – 2010. – № 2. – С. 17–24.
6. Катаев, В.И. Оценка налоговой поддержки аграрного сектора экономики / В.И. Катаев // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2012. – № 3. – С. 98–101.
7. Катаев, В.И. Экономическая целесообразность минимизации налогов в сельском хозяйстве / В.И. Катаев // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2011. – № 3. – С. 127–132.
8. Михнова, Е.Ю. Специфические особенности единого сельскохозяйственного налога / Е.Ю. Михнова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2009. – № 8. – С. 96–99.
9. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Особенная часть: принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 18 дек.2009 г., 29 дек. 2009 г., №71-З // Ведомости Нац. собрания Респ. Беларусь. – 2009. – № 7–9; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – 30.12.2018. – 2/2355.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/nalog1
11. Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.salyk.gov.kz/ru/taxcode/Pages/default.aspx.
12. Нечаев, В.И. Налоговое стимулирование инноваций в сельхозпроизводство / В.И. Нечаев // Экономика сельского хозяйства России. – 2009. – № 9. – С. 51–63.
13. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: постановление Правительства Рос. Федерации от 9 февр. 2013 г. № 101 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=141.
14. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон: принят Гос. Думой 6 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779 .
15. О развитии предпринимательства: Декрет Президента Республики Беларусь, 23 нояб. 2017 г. № 7 // Нац. правовой Интернет–портал Респ. Беларусь. – 23.11.2017. – 1/13452.
16. О частном предпринимательстве: Закон Респ. Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30044096 .
17. Сайфиева, С. Российская система налогообложения: взгляд изнутри / С. Сайфиева // Вопросы экономики. – 2012. – № 12. – С. 116–132.
18. Сасина, А.В. Эффективность применения систем налогообложения в сельском хозяйстве / А.В. Сасина // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2009. – № 6. – С. 84–87.
19. Шакирова, Р.К. О снижении стимулирующей роли специальных налоговых режимов вследствие изменений налогового законодательства / Р.К. Шакирова // Российское предпринимательство. – 2014. – № 18. –С. 171–183.
20. Шакирова, Р.К. Реализация плана антикризисных мероприятий 2015 года в части налоговой политики и малого бизнеса / Р. К. Шакирова / м-лы науч.-практ. конф «Актуальные проблемы экономики современной России». – Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 2016. – Вып. 3. – С. 286–292.