Введение
В Республике Беларусь гарантии жилищных прав граждан установлены на конституционном уровне. Так, в соответствии с частью второй статьи 21 Конституции Республики Беларусь все граждане имеют право на достойный уровень жизни, включая нормальные жилищные условия, а также их улучшение. Согласно статье 48 Конституции Республики Беларусь «граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством. Никто не может быть произвольно лишен жилья».
Статья 1 Конституции Республики Беларусь, определяя белорусское государство как социальное, обязывает его держать ориентир на социальный стандарт, который не только обеспечивает минимум благ цивилизации и социальных гарантий, но и планомерно поднимает общий уровень жизни граждан.
В Послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 21.04.2011 «Предприимчивость, инициатива и ответственность каждого - достойное будущее страны» в разделе «О государственной социальной политике в новых условиях» отмечено, что «признаком благополучия любой семьи является наличие у нее собственного благоустроенного жилья».
Право на жилье не является правовой абстракцией. Государство содействует гражданам в реализации гарантированных Конституцией Республики Беларусь жилищных прав.
Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день право на жилище и способы его обеспечения хотя четко и регламентированы законодательством, однако остается множество спорных вопросов в его правоприменении, результатом чего является постоянное совершенствование и изменение жилищного законодательства.
Проблемы способов обеспечения права на жилище уже достаточно широко разработаны в юридической литературе как отечественными учеными, так и представителями зарубежной науки.
1 Конституционное право граждан Республики Беларусь на жилище
1.1 Понятие и содержание права на жилище
В последние годы ученые-правоведы уделяют все больше внимания проблеме изучения правовой природы, сущности и содержания конституционного права граждан на жилище. В частности, исследуются понятие и правовая природа конституционного права граждан на жилище в современных условиях [1, с. 31], проводится сравнительный анализ «прежних и нынешних конституционных норм права на жилище» [2, с. 3], появляются обобщающие теоретико-правовые исследования [3, с. 43].
Однако далеко не все аспекты конституционного права граждан на жилище должным образом исследованы, остается немало дискуссионных вопросов, требующих скорейшего разрешения. Как справедливо указывается в литературе, «недостаток исследований феномена права на жилище сказывается, в первую очередь, на состоянии жилищного законодательства в целом» [4, с. 22].
Ведущие отечественные специалисты в области правового обеспечения прав и свобод граждан Е.А. Лукашева [5], В.С. Нерсесянц [6], В.Д. Перевалов [7] и другие по содержанию включают право на жилище в состав социальных прав, направленных на обеспечение и защиту потребностей и интересов человека, считают его «одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жизни».
Е.А. Лукашева также полагает, что в современных условиях права, содержащиеся в Конституции государства и важнейших международно-правовых документах по правам человека, относятся к основным правам человека, «составляют стержень правового статуса индивида» [8, с. 112]. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что право граждан на жилище может быть отнесено к категории основных прав человека. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан Республики Беларусь, закрепленное в Конституции - развивается в жилищном законодательстве.
Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан Республики Беларусь, закрепленное в Конституции - развивается в жилищном законодательстве.
Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства, а гарантии их реализации – высшей целью общества и государства. К таким правам, наряду с другими, в силу ст. 48 Конституции отнесено и право граждан Республики Беларусь на жилище [9].
2 Основные способы реализации права на жилище
2.1 Приобретение жилых помещений в собственность
Как уже было отмечено, реализация права на жилище может быть осуществлена путем приобретения жилых помещений в собственность. К таковым способам можно отнести:
- строительство жилых домов, жилых помещений;
- сделки купли-продажи;
- сделки мены;
- дарение жилого помещения;
- приобретение жилого помещения путем принятия его в наследство и другие.
Строительство жилых домов, жилых помещений как способ реализации права на жилище на сегодняшний день является одним из наиболее часто применяемых среди вышеперечисленных.
В Республике Беларусь существует три законных способа построить жилье: долевое строительство, покупка жилищных облигаций, участие в ЖСК. Основной из них – долевое строительство, которое регулируется, главным образом, Указом Президента Республики Беларусь от 6 июня 2013 года № 263 «О долевом строительстве объектов в Республике Беларусь». Данный Указ утвердил Положение о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь (далее – Положение № 263), который в соответствии с п. 1 данного Положения регулирует отношения по привлечению денежных средств:
- граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для долевого строительства жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием государственной поддержки и (или) с ограниченной прибылью застройщика;
- граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц для долевого строительства жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах и (или) иных объектов недвижимости на коммерческой основе (без использования государственной поддержки и ограничения прибыли застройщика);
- граждан, включая индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц для долевого строительства одноквартирных жилых домов, а также жилых и (или) нежилых помещений в блокированных жилых домах и (или) иных объектов недвижимости.
Такое привлечение денежных средств согласно п. 5 Положения № 263 осуществляется на основании договоров, заключенных между застройщиком и дольщиком [21].
Заключение
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилье - основа потребления и быта, и нет другого такого товара, который бы так сильно стимулировал труд, сбережения и потребительские расходы. Удовлетворение потребности в жилье - одна из материальных предпосылок, которая обеспечивает человеку место его постоянного пребывания, является средством организации его семьи, домашнего хозяйства, отдыха. Наличие жилья - важное условие активного участия гражданина в трудовой, политической, экономической и культурной жизни общества.
Согласно Конституции Республики Беларусь человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства, а гарантии их реализации – высшей целью общества и государства. К таким правам, наряду с другими, в силу ст. 48 Конституции отнесено и право граждан Республики Беларусь на жилище. Гарантирование реализации любого конституционного права, в том числе и права на жилище, означает, что государство принимает на себя те или иные обязательства и берется обеспечивать их всеми имеющимися в его распоряжении силами и средствами, в том числе и посредством формирования действенной системы юридических средств, образующих механизм осуществления и защиты жилищных и связанных с ними прав и интересов граждан.
Реализация конституционного права на жилище, наряду с другими отраслями права, осуществляется в нормах гражданского и жилищного законодательства, хотя гражданское и жилищное законодательство Республики Беларусь не содержит понятие «жилище», которое носит в известном смысле собирательный характер. Под этим термином обычно понимают помещение, в котором живут, можно жить.
Гарантирование реализации любого конституционного права, в том числе и права на жилище, означает, что государство принимает на себя те или иные обязательства и берется обеспечивать их всеми имеющимися в его распоряжении силами и средствами, в том числе и посредством формирования действенной системы юридических средств, образующих механизм осуществления и защиты жилищных и связанных с ними прав и интересов граждан.
Право на жилище обеспечивается системой жилищного законодательства.
Правовое регулирование права граждан Республики Беларусь на жилище осуществляется Конституцией Республики Беларусь, ЖК, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими жилищные отношения.
Право на жилище обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. При этом никто не может быть лишен жилья.
1. Скрипко, В.Р. Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище / В.Р. Скрипко // Государство и право. – 2002. – № 12. – С. 31 – 39.
2. Титов, А.А. Конституционные и законодательные основы права граждан на жилище / А.А. Титов // Жилищное право. – 2001. – № 3. – С. 3 – 13.
3. Сергеев, А.Г. Конституционное право на жилище. Теоретико-правовой аспект / А.Г. Сергеев // Юридический мир. – 2009. – № 10. - С. 43 - 44.
4. Богданов, Е.В. Природа и сущность права граждан на жилище / Е.В. Богданов // Журнал российского права. – 2003. – № 4. – С. 22 – 25.
5. Лукашева, Е.А. Права человека: учебник для вузов / Е.А. Лукашева. – М.: Наука, 2001. – 312 с.
6. Нерсесянц, В.С. Общая теория права и государства / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
7. Корельский, В.М. Теория государства и права / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Наука, 2002. – 732 с.
8. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. – М. : Норма, 2004. – 832 с.
9. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2016. – 48 с.
10. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 5 января 2016 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2016. – 656 с.
11. Жилищный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.: одобр. Советом Респ. 22 июн. 2012 г.: текст Кодекса по состоянию на 10 января 2015 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2015. – 344 с.
12. Комаров, С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система / С.А. Комаров, И.В. Ростовщиков. – СПб.: Издательство юридического института, 2002. – 336 с.
13. Седугин, П.И. Жилищное право: учеб. / П.И. Седугин. – 2-е изд. – М.: Норма, 2003. – 384 с.
14. Фаршатов, И.А. Жилищное законодательство: практика применения, теоретические вопросы / И.А. Фаршатов. – М.: Наука, 2001. – 237 с.
15. Пчелинцева, Л.М. Проблемы исследования природы и содержания конституционного права на жилище / Л.М. Пчелинцева // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – № 2. – С. 11 – 14.
16. Грудцына, Л.Ю. Конституционное право граждан на жилище. Неприкосновенность жилища / Л.Ю. Грудцына // Адвокат. – 2006. – № 7. - С. 34 – 38.
17. Крашенинников, П.В. Жилищное право / П.В. Крашенинников. – М.: Наука, 2000. – 315 с.
18. Герасимов, Р.А. Конституционное право на жилище и механизм его реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Р.А. Герасимов. – СПб.: Изд-во юрид. ин-та, 2006.
19. О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 дек. 2013 г., № 563 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 452. – 1/16774.
20. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015-2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15 дек. 2016 г., № 466 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. –1/16792.
21. Положение о долевом строительстве объектов в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июн. 2013 г., № 263 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 400. – 1/16029.
22. Пунько, Т.Н. Особенности регулирования наследственных отношений в праве Республики Беларусь / Т.Н. Пунько // Академия упр. при Презиенте Респ. Беларусь. – 2006. – Вып. 8. – С. 379 – 393.
23. О проведении эксперимента по внедрению новых форм социального обслуживания и предоставлению социальных услуг: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 июн. 2011 г., № 738 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 383. – 5/38759.
24. Смольский, А.П. приватизация государственной собственности как инструмент оздоровления экономики Республики Беларусь / А.П. Смольский // «Планово-экономический отдел». – 2016. – № 1 (151). – С. 17 – 19.
25. Жук, А. Договор найма жилого помещения в новом Жилищном кодексе / А. Жук // Личный юрист. – 2012. – № 8. – С. 11 – 13.
26. Практика применения судами жилищного законодательства при разрешении споров, связанных с договорами найма жилых помещений государственного жилищного фонда (по материалам обзора) // Судовы веснiк. –– 2014. – № 3. – С. 23 – 34.
27. О применении судами законодательства о договорах найма жилых помещений государственного жилищного фонда: Постановление Пленума Верховного Суда Респ. Беларусь, 26 июн. 2005 г., № 11 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. –6/1438.
28. Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 апр. 2013 г., № 269 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 161. – 5/41716.