Римское право является правом такого уже несуществующего государства, как Древний Рим.
Его правовая система была наиболее развитой правовой системой того времени, а также сейчас эта система – основа современной континентальной романо-германской системы права, к которой в том числе принадлежит и Российская Федерация.
Значение римского права остается бесспорным – оно рецепируется во всем мире.
Так, сейчас в любом гражданском кодексе романо-германской системы права можно увидеть слово «сервитут». «Деликт» - слово, перешедшее к нам из древней правовой системы.
Таким образом, римское право – один из основных источников современной юридической науки.
Особым специфическим институтом рассматриваемой системы права является отцовская власть. Так, даже римскими юристами отмечалось, что нет народа, который имеет большую власть над детьми, чем римляне.
Данная работа актуальна тем, что римское право, его система была построена по принципу, по которому люди делились на лица, вещи и юридические действия.
Лица – те, кто мог иметь права или, иными словами, у кого была возможность быть субъектом, носителем прав.
Так как тогда еще было такое явление как социальная неоднородность, то был введен такой институт как институт правоспособности.
Так, правоспособностью являлась способность физического лица быть субъектом, носителем прав. Она возникала тогда, когда лицо рождалось.
Система римского права выделяет две области:
· область публичного права (ius publicum);
· область частного права (ius privatum).
В основе деления – характер интересов, которые защищаются.
Так, Ульпиан говорил о том, что публичное право – ограждение интересов государства. [1]
Также потому, что государство – носитель суверенной власти, вполне возможен разговор о том, что субъекты публичных правоотношений не равны, а, следовательно, имеет место императивный характер регулирования. [4]
Частному праву противостоит публичное право.
Область ius privatum содержит нормы, которые ограждают имущественные интересы отдельных лиц. Частному праву свойственен диспозитивный характер.
Субъекты частных правоотношений равны как в своем праве вступать в эти отношения, так и в своем праве самим определять их.
Римское право в своем развитии не было однородным, развитие происходило сразу по нескольким направлениям.
Таким образом, «ius privatum» - совокупность трех параллельных систем:
2.1. ЛИЦА SUI JURIS И ЛИЦА ALIENI JURIS
Основное различие римских граждан, в отношении status familiae или же их положения в семье, было деление на:
· лиц sui jures (со своим правом);
· лиц alieni juris (с чужим правом).
Уже по таким первым законам, как по Законам XII таблиц лица sui juris – лица мужского и женского пола, которые имеют status libertatis и status civitatis, так как на них не имела распространения власть отца или мужа (patria potestas, manus).
Лица же alieni juris – лица, чей пол и возраст не учитывается, на кого распространялась власть главы семьи, являлось ли это властью мужа (manus) или же властью отца (patria potestas).
Разделение членов семьи на лиц sui juris и лиц alieni juris – одна из существеннейших черт римской патриархальной семьи, являющаяся оконченным типом общественного объединения, который основан на самовластии pater familias, или же главы семьи.
«Историческое поражение женского рода» является первыми проявлениями деления в патриархальном роде при наличии естественного разделения труда между мужчиной и женщиной. [2]
Разумеется, при возникновении патриархального рода женщины и утратили равноправие с мужчинами – женщины были признаны лицами, которые были обязаны всю жизнь проводить под защитой и руководством мужской части рода.
Лицо, являющееся неподвластным в связи с такими свойствами, как:
· возраст;
· состояние здоровья;
· некоторое особое положение
иногда нуждается в помощи, а также требует охраны при осуществлении своей гражданской правоспособности.
Таким целям в римском праве служат опека над такими лицами, как:
· несовершеннолетние;
· расточители;
· женщины.
Также попечительство над лицами, относящимся к таким категориям, как:
· безумные;
· лица, не достигшие 25 лет;
· расточители.
Различие между опекой и попечительством состоит в разнице между деятельностью опекуна, а также попечителя.
Опекун своим актом согласия придает юридическую силу сделкам, совершить которые подопечный не способен. Попечителем выражается согласие неформально, которые может происходить даже не одновременно со сделкой.
Из вышесказанного следует, что по римскому праву семьей является жена вместе со свободным мужчиной, которые торжественно сочтены священнослужители для того, чтобы они вместе пользовались водой, огнем способом принесения в жертву хлеба с солью (confarreatio), помимо этого нераздельным целым являлись их:
· сыновья;
· сыновья их сыновей вместе со своими законными женами;
· незамужние дочери;
· дочери их сыновей,
в данный список не входят только дети дочерей, так как если эти дети были прижиты в браке, то относились к семье мужа, если же вне брака – не относились ни к какой семье.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель – была рассмотрена отцовская власть в Древнем Риме, а также отношения между детьми и родителями в римской семье.
Цель была достигнута посредством достижения задач:
· определено как возникает и прекращается отцовская власть;
· выяснены вопросы опеки и попечительства в Древнем Риме;
· рассмотрены отношения внутри римской семьи, в частности:
агнатическое и когнатическое родство;
отношения между отцом и детьми;
отношения между матерью и детьми;
отношения между отцом и матерью;
лица sui juris и лица alieni juris.