ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ, ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ
1. 1 Понятие режима
1.2 государственно-политических режимов
1.3. Современные подходы определению понятия режим»
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
2.1 Демократический государственно-политический режим
2.2 Авторитарный государственно-политический режим
2.3 Тоталитарный государственно-политический режим
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Политический режим представляет собой способ организации взаимоотношений общества и государства; характеризуется совокупностью методов и способов осуществления государственной власти, степенью обеспеченности политических прав и свобод личности в обществе, а также степенью соответствия закрепленных в правовых актах норм политического поведения фактически допускающимся в государстве.
Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. Также при смене политического режима может меняться и государственное устройство, например при военных переворотах федеративные государства иногда превращаются в унитарные и наоборот. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.
Можно установить определенную зависимость между уровнем социально-экономического развития общества и политическим режимом. Чем выше этот уровень, тем демократичнее режим. Но это, конечно, лишь тенденция, которая в конкретных странах в отдельные периоды их истории может нарушаться. Сегодня авторитарные и тоталитарные режимы существуют лишь в наиболее отсталых странах, хотя и не во всех. В целом можно констатировать глобальную тенденцию к установлению демократических и либеральных режимов.
На разных этапах становления человеческого общества существовали различные политические режимы, такие как авторитарный, тоталитарный и демократический. В большинстве развитых стран общество стремиться
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ, ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ
Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес, и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.
Формы государства дают представление о внешнем выражении государственности, однако зная форму правления и форму государственного устройства нельзя точно представить точный реальный политический статус социальных, национальных и религиозных групп, фактическую роль государственной власти.
1. 1 Понятие государственно-политического режима
Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в научном обороте в 60-е гг. XX века, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к
ГЛАВА 2 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
2.1 Демократический государственно-политический режим
Демократический политический режим - это такой режим, при котором источником власти является народ. Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами:
Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет её правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от произвола власти и власть от произвола отдельных людей;
Политическая власть носит легитимный характер и осуществляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Основной принцип политической жизни демократического общества - "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти - только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами";
Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом - издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом, определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга;
Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
Основными компонентами политического режима являются форма и роль государства принцип легитимности, структура институтов, партийные и избирательные системы.
а) принцип легитимности.
Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима.
Принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и «убеждение в том, что, несмотря на все их промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться» (X. Линц).
Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется через соответствие этих решений ценностям, которые разделяет большинство общества. Такие ценности отвечают представлениям и требованиям демократии, которая способна сформировать наилучшие институты.
Для авторитарных и тоталитарных режимов проблема легитимности не является актуальной.
Демократия как форма политической организации общества и как самостоятельная ценность основывается на ряде максим, в том числе следующих: государство является гарантом основных прав и свобод личности; политическая власть принадлежит большинству народа, которое выявляется путем прямых или косвенных выборов; власть формируется на свободных выборах, предполагающих свободу выдвижения кандидатур, всеобщее и равное избирательное право, свободу голосования; большинство уважает права меньшинства (оппозиции) на критику, смену правящего режима на очередных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим большое значение имеет проблема их научной классификации. Наиболее логичным представляется классификация на основе существующих в них политических режимов. Понятия государственный режим и политический режим- не тождественны.
Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Рассмотрев разновидности политических режимов, мы видим, что идеальных демократических форм политического режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности политического режима.
В данной работе был рассмотрен вопрос о типологии политических режимов, их основные черты и характеристики. Можно сказать, что в мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Рассматривая динамику их развития, можно отметить, что в целом в современную эпоху действует определенная тенденция к увеличению числа демократических режимов. Ряд режимов являются переходными: от авторитарных к
1. Абрамович, В.А. Общая теория права/В.А. Абрамович и др. –Минск: БГУ,2013-415с.
2. Ва݅си݅ле݅ви݅ч, Г.А. На݅ци݅он݅ал݅ьн݅ое государство и право в условиях гл݅об݅ал݅из݅ац݅ии / Г.݅А. Василевич // Проблемы уп݅ра݅вл݅ен݅ия. – 20݅08. – №1. – С.݅12݅-1݅8.
3. Венгеров, А.П. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. - Москва: Омега-Л, 2013. - 607 с.
4. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: курс лекций / А.Ф. Вишневский. – Минск: Тесей, 2005. – 336 с.
5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права /А.В. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский.- Минск: РИВШ, 2014.-479с.
6. Григонис, Э.П. Теория государства и права: курс лекций / Э.П. Кригонис. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 320 с.
7. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, B.C. Козлов. - 2-е изд., исправленное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
8. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учебное пособие для студентов специальностей "Правоведение" и "Экономическое право" учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / С. Г. Дробязко, В. С. Козлов. - Минск: Амалфея, 2013. - 496 с.
9. Егоров, А.В. Сравнительное правоведение/А.В.егоров.-Минск: Выш.школа,2015-254с.
10. Кашанина, Т.В. Российское право : [учебник для вузов] / Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин. - Москва : Норма : Инфра-М, 2013. - 783 с.
11. Комаров, С.А. Теория государства и права: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / С. А. Комаров, А. В. Малько. - Москва: Норма: Инфра-М, 2010. - VI, 440 с
12. Кучинский, В.А. Общая теория государства и права: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Виш¬невский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. – Минск: Издательство деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
13. Лазарева, В.В. Общая теория права и государства: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / [В. С. Афанасьев и др.]; под редакцией В. В. Лазарева. - Москва: Инфра-М: Норма, 2010. - 591 с
14. Лебедев, А.Ф. Общая теория права: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по специальностям "Правоведение", "Экономическое право", "Международное право", "Политология" / А. Ф. Лебедев. - Минск: Амалфея, 2015. - 363 с.
15. Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учеб, для вузов по направлению и специальности "Юриспруденция" / Н.И.Матузов, А.В.Малько; Сарат. фил. Ин-та государства и права Рос. акад. наук. - М.: Юристъ, 2003. - 511 с
16. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие / М. Н. Марченко; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. - Москва: Проспект, 2015. - 239 с.
17. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 768 с.
18. Морозова. Л.А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. - Москва: Норма: Инфра-М, 2013. - 463 с.