Как определено в Конституции, естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь, является территория Республики Беларусь. Территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема.
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что административно-территориальное устройство белорусского государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Изучение данного вопроса об особенностях административно-территориального устройства Республики Беларусь, даёт нам возможность получить целостное представление об особенностях Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия административно-территориальных единиц в Республики Беларусь.
Предметом исследования служат историко-правовые, общетеоретические и конституционно-правовые вопросы сущности, содержания, эволюции, механизма административно-территориального деление территории Республики Беларусь как унитарного государства.
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности понятия «административно территориального устройства Республики Беларусь».
Достижению поставленной цели поставлены следующие задачи:
-выяснить, по каким принципам происходит административно-территориальное деление Республики Беларусь;
-обозначить цели административно-территориального деления Республики Беларусь;
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Обычно любое государство имеет административно-территориальное устройство. Разумное деление страны, что позволяет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражданам доступность местной власти, развивать хозяйственные связи, строить систему органов местного управления и самоуправления [7,стр.300].
Согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь, вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, не могут быть вынесены на референдум. В ст. 9 Конституции Республики Беларусь предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно - единицы.
Административно-территориальное устройство следует рассматривать как совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций [3,стр.15].
Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное достойное ее развитие.
Административно-территориальное деление Республики Беларусь как унитарного государства - это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях:
эффективной организации государственного управления и местного самоуправления;
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы.
Наряду с Конституцией, определяющей общие начала порядка установления и изменения административно-территориального устройства, в Республике Беларусь издан ряд нормативных актов. Среди них также следует назвать Закон от 5 мая 1998 года «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь»; Положение о Топонимической комиссии при Совете Министров, основывается в том числе международных договоров Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь, то применяются правила международного договора Республики Беларусь»
Единый реестр административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь (реестр АТЕ и ТЕ) является составной частью государственного земельного кадастра страны.
В соответствии с ним административно-территориальные и территориальные единицы подлежат обязательному учету и регистрации в реестре АТЕ и ТЕ как части государственного земельного кадастра. Органом, осуществляющим ведение реестра, является ГУП «Национальное кадастровое агентство», в компетенцию которого входят: прием, правовая и техническая экспертиза документов, являющихся основанием для учета и регистрации в реестре АТЕ и ТЕ, регистрация в реестре либо отказ в регистрации, выдача информации из реестра, обеспечение координации, методического руководства и оказание помощи по вопросам подготовки документов для учета и регистрации.
ГЛАВА 3
ВИДЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Закон «Об административно - территориальном устройстве Республики Беларусь»» относит к административно-территориальным единицам области, районы, сельсоветы, а также города и поселки городского типа, в которых созданы местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
Каждая административно-территориальная единица имеет свое наименование.
Территориальными единицами Республики Беларусь являются населенные пункты, в которых не создаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).
Республике Беларусь присуще свое административно-территориальное деление, которое определяется законодательством.
Характерными признаками административно-территориальных единиц являются:
-единство и неотчуждаемость территории Республики Беларусь;
-сочетание общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
-гласность и учет общественного мнения при решении вопросов административно-территориального устройства;
-максимальное приближение государственного аппарата к населению;
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТРОЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Наиболее важные вопросы административно-территориального устройства решает Президент.
По представлению Совета Министров и с учетом мнения местных Советов депутатов Президент образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы г. Минска, областей и районов, относит населенные пункты к категории городов областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, относит города областного подчинения к категории городов районного подчинения, объединяет с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов одноименные административно-территориальные единицы, имеющие общий административный центр, в одну и др.
Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения местных Советов депутатов:
-образует и упраздняет области и районы, устанавливает и переносит их административные центры, устанавливает и изменяет границы города Минска, областей районов;
-присваивает наименования (переименовывает) областям, районам, городам областного подчинения и их районам, а также районам города Минска;
-принимает решения по спорам между областными Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;
-относит населенные пункты к категориям городе областного подчинения, устанавливает и изменяет их границы, образует, изменяет и упраздняет районы в городах, устанавливает и изменяет их границы;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя данную работу, можно сделать вывод, что административно-территориальное устройство возникло практически вместе с возникновением самого государства. Деление территории страны позволяет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражданам доступность к местной власти, строить систему органов местного управления и самоуправления. Административно-территориальное деление – это деление территории на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан.
Беларусь – унитарное государство, поэтому ее территория делится только на административные единицы. В отличие от федеративного государства здесь не могут быть созданы новые государственные образования. Административно-территориальное устройство Республики можно определить как определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, их правовой статус и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих этих территориальных частей государства.
Конституция Республики Беларусь подчеркивают неделимый характер государства и запрещают какие-либо покушения на его целостность.
Под административно-территориальным устройством понимают деление территории государства на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Территория Беларуси делится на административно-территориальные единицы, т.е. части территории, в пространственных пределах которых в порядке, предусмотренном законодательством, создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
1.Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник/ Г.А. Василевич. - Минск: Книжный Дом,2003.-832с.
2. Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г.А.Василевич, Н.М.Кондратович, Л.А.Приходько; под общ. ред. Г.А.Василевича. - Минск: Книжный Дом, 2006. - 480 с.
3. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий/Г.А. Василевич. - Минск: ГИУСТУБРУ,2005.-487с.
4. Василевич, Г.А. Права человека: пособие для студентов юрид. фак. / Г.А.Василевич, А.В. Шавцова. - Минск: БГУ, 2006. - 247 с.
5.Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / А.Ф.Вишневский, Н. А. Горбаток, В.А. Кучинский. - Минск: Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. - 640 с.
6. Глушкова, С.И. Права человека: пособие / С.И.Глушкова. - Москва: Юристъ, 2005. - 494 с.
7. Демичёв, Д.М. Конституционное право: учебное пособие/Д.М. Демичёв. - Минск: Высшая школа,2004.-351с.
8.Жакке, Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Ж.-П. Жакке. - Москва: Юристъ, 2002. - 365 с.
9. Закон Республики Беларусь «Об административно - территориальном устройстве Республики Беларусь»
10. Иванов, Г.И. Права человека: учеб. пособие для студентов вузов / Г.И.Иванов. - Москва: Изд-во деловой и учеб. лит., 2006. - 368 с.
11.Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс/В.Н. Кивель. - Минск: Современная школа,2008.-168с.
12.Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник/В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. Минск: Амалфея,2007-528с.
13.Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие/В.А. Кодавбович, В.А.Круглов.-2-е издание, переработанное и дополненное.- Минск: Амалфея, 2012.-512с.
14.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
15.Петров, А.П. Конституционное право: учебное пособие/А.С.Петров. - Минск: Амалфея,2011.-688с.
16. Тиковенко, А.Г. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / А.Г. Тиковенко. - Минск: БГЭУ, 2005. - 83 с.
17. Тихиня, В.Г. Правовое государство как основа преобразований общества и экономики в Республике Беларусь / Тихиня В.Г., Бондаренко Н.Л., Кондратович В.А.; ред. Рябцев Л.М. (науч. ред.). - Минск: МИУ, 2006. - 236 с.