ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Международные перевозки в международном частном праве
1.2 Виды международных перевозок
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ (ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА)
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА
3.1 Проблема морского пиратства
3.2 Безопасность мореплавания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Международное морское право относится к самым старым отраслям международного права. В древние времена возникали вопросы об использовании морского пространства. Но его кодификация была впервые реализована только в 1958 году в Женеве на первой Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилегающей зоне; об открытом море; на континентальном шельфе; о рыболовстве и защите живых ресурсов моря. Положения этих конвенций, в той мере, в какой они объявляют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться другими государствами.
Стоит отметить, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву в 1958 году появились новые факторы исторического развития, в частности возникновение в начале 1960-х годов большого числа независимых развивающихся государств, требующих создания нового морского права в интересах этих государств.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что морские перевозки в Республике Беларусь и создание морского флота имеет существенную роль в интеграции и развитии национальной экономики.
Итак, объектом исследования выступают общественные отношения, опосредованные необходимостью правового регулирования морских перевозок (пассажиров и багажа) в международном частном праве.
Предметом исследования выступают ряд национальных и зарубежных нормативно-правовых актов, а также труды ученых-юристов в заданной области исследования.
Цель курсовой работы заключается в комплексном исследовании морских перевозок пассажиров и багажа в рамках международного частного права.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Международные перевозки в международном частном праве
Приведем несколько определений международных перевозок. Так, Большая советская энциклопедия сообщает, что «международные сообщения» — это «перевозки грузов и пассажиров, совершаемые между государствами с помощью различных видов транспорта в соответствии со специальными соглашениями и документами». В качестве необходимого компонента называется наличие «специальных соглашений» — видимо, имеются в виду международные транспортные договоры (конвенции).
Считается, что данный тезис характерен для административной экономики, требующей жесткую регламентацию всех сфер деятельности государства. Вместе с тем в западноевропейских странах в рамках железнодорожного транспорта вплоть до 80-х гг. ХХ в. была характерна определяющая роль государства. В целом в условиях рыночных отношений неучастие государств в транспортных конвенциях не будет являться препятствием для отношений по международной перевозке. «Наличие международных соглашений» как признак международной перевозки также выделяет О. Н. Садиков. Вместе с тем основным признаком он указывает наличие «иностранного элемента: перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему суть транспортной деятельности». В данном случае используется традиционная для МЧП конструкция иностранного элемента [15, с. 56].
Иностранный элемент обычно понимается как субъект, объект и юридический факт. Интересно, что в качестве основы для данной классификации указывается структура правоотношения. Однако, согласно общей теории права, правоотношение состоит из субъекта, объекта и содержания (прав и обязанностей). Поэтому традиционная конструкция иностранного элемента справедливо подвергается критике.
Не в полном объеме воспринимает данную концепцию и сам О. Н. Садиков, указывая, что «международными не являются такие перевозки, когда транспортный процесс ограничен территориальными пределами государства несмотря на то, что один из его участников иностранец. В таких ситуациях могут возникать международно-правовые вопросы, но они не затрагивают процесса перемещения и, следовательно, здесь нет проблем международного транспорта». Таким образом, для признания перевозки международной требуется тесная реальная связь с территорией и/или правом иностранного государства. Данным критерием выступает наличие в маршруте перевозки территорий двух и более государств [15, с. 57].
ГЛАВА 2 МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ (ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА)
Современные тенденции развития логистических взаимоотношений позволяют субъектам международного бизнеса самостоятельно выбирать наиболее привлекательные государства для следования собственных грузов. Страна, по которой проходит грузовой транзит, получает дополнительные инвестиции в инфраструктурные объекты, увеличение рабочих мест, возможность заработка для резидентов, привлекательность бренда государства и т.п.
В том числе это касается контейнерных перевозок, которые на сегодняшний день в международном транспортном сообщении играют особую роль. В научной литературе контейнерные перевозки представлены двумя основными направлениями исследований:
• техническим описанием контейнерной тары, а также объектов погрузочной инфраструктуры [1-3];
• использованием контейнерных перевозок в логистике [4, 5].
Оба направления имеют практико-ориентированную направленность, что предполагает формализацию основных показателей контейнерных перевозок в пределах технико-экономических особенностей контейнерной тары и ее использования в качестве грузового места в товарно-материальном потоке. В описании проблематики не учитывается синергетическая составляющая институционального и производственно-экономического уровня взаимосвязи и их взаимовлияний.
Новизна исследований, описанных в данной работе, состоит в том, что она охватывает не только экономический и правовой аспект контейнерных перевозок, но и взаимоинтеграцию логистики и права в производственно-экономическом процессе транспортно-логистических услуг.
Экономический анализ глобального товаропотока с включением межконтинентальных перевозок по морю показал, что контейнерные перевозки занимают 50-60 % общего числа морских перевозок. Доля перевозок в контейнерах генеральных грузов (штучных грузов, перевозимых в упаковке) составляет более 90 %. Среднегодовой прирост контейнерных перевозок равен 9 % (за исключением 2012 г. — %) [6].
Основные контейнерные потоки проходят между портами Европы, Азии и Северной Америки — на тех направлениях, где сконцентрирована мировая торговля. По 10 на¬правлениям перевозится более 70 % всех контейнерных грузов. Всего же в мире существует порядка 175 более мелких направлений морских контейнерных перевозок.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО МОРСКОГО ПРАВА
3.1 Проблема морского пиратства
Морское пиратство как форма грабежа известно с древности. И это сопровождает человечество на протяжении всей истории.
Морское пиратство – это грабеж в море, который включает захват торговых судов для получения выкупа или продажи захваченного груза. Чаще всего ассоциируется больше с событиями средневековья, но, к сожалению, эта проблема сегодня очень актуальна. Действия сомалийских пиратов являются наиболее известными сейчас, но на самом деле это не единственная область их активной деятельности.
Помимо собственно пиратства, который считался прямым бандитизмом, существовало такое явление, как капионирование, а также пиратство, но с наличием официального патента от правительства какой-либо страны. Например, частные лица с британским патентом ограбили французские и испанские суда и наоборот. Ущерб от таких атак достаточно велик и измеряется не только денежными средствами, но, к сожалению, сотнями граждан разных государств, захваченных морскими захватчиками.
Нападения морских пиратов часто связаны с насилием и убийствами.
В настоящее время проблема международного морского пиратства угрожает международной экономической и политической стабильности.
Учитывая нынешнее состояние международного пиратства, возникает вопрос о том, какие факторы не позволяют активно бороться с этим видом грабежа. Н. В. Агеев, основанный на нормах международного права, в своей статье приводит следующий список проблем:
- отсутствие возможности оказывать помощь судам, находящимся под атакой пиратов;
- отсутствие права задержания пиратов с использованием оружия (возможно, только информирование прибрежного государства об инциденте);
- незаконная перевозка оружия, наркотиков и других ограниченных товаров, поэтому такие отгрузки скрыты и информации о нападении на такие суда не будет;
- пассивное положение прибрежных государств для предотвращения нападений пиратов со своих берегов;
- отсутствие законодательства, которое точно определяло бы положение государств в борьбе с пиратством [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для признания перевозки международной требуется тесная реальная связь с территорией и/или правом иностранного государства. Данным критерием выступает наличие в маршруте перевозки территорий двух и более государств. В доктрине обычно ведется речь о перемещении «грузов и пассажиров между двумя и более странами».
Таким образом, в международном частном праве выделяется следующие виды международных перевозок, которые выделяются в зависимости от вида транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской (речной), воздушные и трубопроводный способ.
По итогам главы второй данного исследования можем определить, что Республика Беларусь, являясь членом международной морской организации, предпринимает активные попытки по участию в международных морских перевозках. Считаем перспективным вступление Республики Беларусь в ИМО. В случае реального создания в Республике Беларусь торгового флота, членство в ИМО станет необходимым условием эффективной его эксплуатации и соблюдения общепризнанных норм международного морского права. Их имплементация Республикой Беларусь, создание соответствующих кадровых, административных и правовых условий функционирования торгового флота возможны лишь в тесном сотрудничестве с ИМО. Процедура вступления для Республики Беларусь предполагает присоединение к Конвенции о ИМО 1948 г. посредством направления генеральному секретарю ООН соответствующих документов.
В настоящее время проблема международного морского пиратства угрожает международной экономической и политической стабильности.
Учитывая нынешнее состояние международного пиратства, возникает вопрос о том, какие факторы не позволяют активно бороться с этим видом грабежа.
1. Аметистов Е.М. Международные правовые обязательства и внутреннее уголовное законодательство / Е. М. Аметистов. - Москва: ИНИОН РАН, 1993. - 82 с.
2. Барсегов, Ю. Г. Словарь международного морского права / Ю. Г. Барсегов. М.: Междунар. отношения, 1985. – 540 с.
3. Бекяшев, К. А. Международная морская организация: конвенции, кодексы и резолюции, принятые по вопросам безопасности мореплавания и ведения промысла. Ч. 1 (гл. I—VII) / К. А. Бекяшев, В. Н. Клетной. М.: ЦНИИТЭРХ, 1988. – 442 с.
4. Бекяшев, К. А. Международная морская организация: конвенции, кодексы и резолюции, принятые по вопросам безопасности мореплавания и ведения промысла. Ч. 2 (гл. VIII—XI) / К. А. Бекяшев, В. Н. Клетной. М.: ЦНИИТЭРХ, 1988. – 231 с.
5. Бекяшев, К. А. Международные морские организации / К. А. Бекяшев, В. В. Серебряков. Л.: Гидрометеоиздат, 1979. – 230 с.
6. Белорусская ССР в международных отношениях: многосторон. междунар. договоры, конвенции и соглашения БССР (1960—1980) / Мин-во иностранных дел БССР. Минск: Беларусь, 1983. – 665 с.
7. Бюллетень нормативной информации / Министерство юстиции Республики Респ. Беларусь, Беларусь. по донесению Союз юристов. - Минск: Зарегистрируйтесь. - 2001. - № 19. – 43 с.
8. Встреча Посла Беларуси с Генеральным секретарем ММО, 18 октября 2007 г. // Весн. М-ва замеж. спраў Рэсп. Беларусь. – 2007. – № 4. – С. 76.
9. Выводы и рекомендации XIV Международной конференции «Мир на морях» // Конвенция ООН по морскому праву и международное судоходство: cб. науч. тр. / под ред. А. Л. Колодкина. М.: Транспорт, 1986. 7. Ганюшкина, Е. Б. Нормотворческая функция международной морской организации (ИМО): автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 / Е. Б. Ганюшкина; Ин-т государства и права Акад. наук СССР. М., 1988.
10. Иванов, Г. Г. Международная морская организация / Г. Г. Иванов. М.: Транспорт, 1994. – 310 с.
11. Иванов, Г. Г. Международное частное морское право / Г. Г. Иванов. Л.: Судостроение, 1984. – 614 с.
12. Инвестиционные проекты — Приватизация и акционирование [Электронный ресурс] // Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
13. Калугин В.Ю. Механизм осуществления международного гуманитарного права / В.Ю. Калугин. - Минск: Свеча, 2003. - 335 с.
14. Кипет, А. Развитие международного правового регулирования прав внутренних стран в международном морском праве / А. Кипет / / Там же. - 2009. - № 4. - С. 28-33.
15. Кипеть, А. И. Создание торгового флота в Республике Беларусь: международно-правовой аспект / А. И. Кипеть // Международные отношения: история, теория, практика : материалы I науч.-практ. конф. молодых ученых фак. междунар. отношений БГУ, Минск, 4 февр. 2010 г. / Белорус. гос. ун-т [и др.] ; редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. – Минск, 2010. – С. 55–58.
16. Кипеть, А. Имплементация норм международного морского права в национальном законодательстве Республики Беларусь / А. Кипеть // Журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2011. – № 4. – С. 11–17.
17. Кипеть, А. К вопросу о членстве Республики Беларусь в Международной морской организации / А. Кипеть // Журн. междунар. права и междунар. отношений. – 2010. – № 3. – С. 9–14.
18. Киселёв, В. А. «Общепринятые» международные нормы и стандарты в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года / В. А. Киселёв// Морское право и международное сотрудничество: сб. науч. тр. / под ред. А. Л. Колодкина. М.: Мортехинформреклама, 1990. – 771 с.
19. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года № 194-З [Электронный ресурс] // Эталон - Беларусь / Нац. центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2020.
20. Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г.: принят Палатой представителей 13 окт. 1999 г.: одобр. Советом Респ. 28 окт. 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 1 марта 2010 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2020.
21. Колодкин, А. Л. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы / А. Л, Колодкин, В. Н. Гуцуляк, Ю. В. Боброва. М.: Статут, 2007. – 639 с.
22. Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов на море 1972 года [Электронный ресурс] : [заключена в г. Лондон 20 октября 1972 года] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2020.
23. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года [Электронный ресурс] : [городе Монтего-Бэй в декабре 1982 года] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2020.
24. Лукашук И.И. Международный закон. Особенности.: 2005-511c.
25. Международная конвенция о грузовых линиях, 1966 год [Электронный ресурс] : [Лондон, 5 апреля 1966 года] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2020.
26. Международная конвенция о подготовке о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года [Электронный ресурс] [с учетом пересмотра состоявшийся в Маниле, Филиппины, с 21 по 25 июня 2010 года] // КонсультантПлюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». – М., 2020.
27. О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о Международной морской организации [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 18 окт. 2016 г. № 416-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H11600416&p1=1.