ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика досуга
1.2Социально-психологические особенности развития учащихся в подростковом возрасте
1.3 Организация культурно-досуговой деятельности как функция социально-педагогической работы в учреждениях образования
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №20 Г. БОРИСОВА»
2.1 Специфика деятельности педагога социального по организации культурно-досуговой деятельности подростков (на примере Государственного учреждения образования «Средняя школа №20 г. Борисова»)
2.2 Формы и методы организации досуга учащихся подросткового возраста в деятельности педагога социального
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе свободное время и досуг становятся объектами научного интереса. Это обусловлено тем, что в их пространстве осуществляются специфические социальные процессы, реализующие потребности и мотивы личности, в обеспечении которых участвуют разнообразные социальные институты. На данный момент признано, что досуг является доминирующим пространством для духовного и физического развития современного человека.
Досуг детей и подростков колоссально влияет на становление личности на основе усвоения социокультурных ценностей, включения в социально-значимую деятельность, результатом которого является социальная компетентность: знания, умения, навыки и способности, формирующиеся в процессе социализации и позволяющие человеку быстро и адекватно адаптироваться в обществе и эффективно взаимодействовать с социальным окружением.
Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный человек опасен для мира. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической, социальной обстановки, человек, рассматривающий эти изменения как трагедию, переходит в пограничные отношения с миром. Во избежание этого, ребенку нужно помочь динамично ориентироваться в быстроменяющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога.
Особую социально-культурную проблему составляет организация свободного времени в детском и подростковом возрасте, которые являются этапами интенсивного личностного развития. Неспособность детей и подростков самостоятельно организовать досуг, рационально и безопасно использовать свободное время часто приводит к серьезным социальным проблемам. В научных исследованиях, посвященных социально-педагогической поддержке и социально-культурному сопровождению развития личности (А. Г. Асмолов, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Л. М. Митина, Н. Н. Михайлова, Г. И. Симонова, Т. А. Стрельникова и др.) вопросы организации свободного времени рассматриваются в контексте личностной самореализации.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Общая характеристика досуга
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации предметно-пространственной, развивающей, социокультурной среды, окружающей его.
В культурно-досуговой деятельности, как правило, присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения. В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности. Формируется оценочное отношение к миру, вырабатывается система ценностных ориентаций, рекреационных, нравственных, эстетических, экологических и др. Под воздействием культурно-досуговой деятельности происходит формирование личностных и характерологических качеств индивида, постепенно образуется внутренний механизм саморегулирования личности, осуществляется усвоение и передача нравственных и эстетических ценностей от одного поколения к другому [24, с.63].
В.А. Ядов, определяя понятие «досуг», справедливо делает акценты на таких его специфических чертах как деятельность и саморазвитие личности. «Досуг – часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или самоценная деятельность, составляющая органический элемент быта, и направлена на удовлетворение культурных потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитие» [17, с.53]. Среди множества точек зрения на понятие «досуг», можно выделить две основных: досуг как совокупность знаний и деятельность в свободное время; досуг как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий (деятельности), направленных на удовлетворение различных культурных потребностей личности. Мы будем опираться на второй аспект определения понятия «досуг», т.е. как культурно-досуговую деятельность.
Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. В реальности досуг становится все более регламентируемым и контролируемым типом деятельности и наполняется все более разнообразными ее формами, которые постепенно становятся взаимозависимыми между собой. Это позволяет организовывать систематическое и целенаправленное создание условий для формирования конкретно-исторической модели личности и уклада ее жизни. Под моделью личности понимается идеал, образец, комплекс определенных свойств и черт, заставляющих последнюю воспринимать общественное мнение как должное.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №20 Г. БОРИСОВА»
2.1 Специфика деятельности педагога социального по организации культурно-досуговой деятельности подростков (на примере Государственного учреждения образования «Средняя школа №20 г. Борисова»)
Программа по организации досуга учащихся подросткового возраста ГУО «Средняя школа №20 г. Борисова» включает:
1. Общую профилактику, направленную на предупреждение проблемных ситуаций.
Меры.
- Со стороны родителей: развитие активности ребенка через включение его в такие виды деятельности, как совместная игра, посещение спортивной секции и т.д.; предоставление ребенку свободы выбора; поощрение инициативы и самостоятельности.
- Со стороны педагогов: предложение ученику индивидуальных занятий и дополнительных разъяснений материалов, если у него имеются проблемы в знаниях, умениях, навыках, по конкретному предмету; учитель дает советы по организации домашнего учебного труда; во влечение ребенка в работу школьных клубов, выполнение общественных поручений; помощь в организации и проведения внеклассных мероприятий.
2. Специфическую профилактику, которая предусматривает решение уже возникшей проблемы, предупреждая возникновение новых.
Меры:
- профилактика неуспеваемости учащегося посредством дополнительной помощи педагогов, индивидуальный подход к такому ребенку при планировании уроков;
- профилактика школьных страхов, активизация и гуманизация образовательного процесса;
- профилактика отклоняющегося поведения путем деятельности школьной службы социально-психологической помощи, поддержки классного руководителя;
3. Социально-педагогическую профилактику девиантного поведения, которая предусматривает...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, было определено, что досуг и свободное время – это сфера свободного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и, в то же время, целенаправленность самого процесса досуга, который охватывает искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество.
Организация досуговой деятельности детей и подростков несет в себе идею культуры как важнейшего элемента задач современного общества и государства. В настоящее время остро стоит организация и локализация технологий, форм и методов оптимального использования свободного времени детей и подростков. Если дети и подростки остаются предоставленными самим себе, то предпочитают, как правило, пассивный (и добавим: сомнительный по содержанию) досуг.
Область досуга характеризуется скрытым видом свободы от коллективных и семейно-бытовых обязанностей, ее рамки условно «подвижны» и влияют на индивидуальность подростка. Злободневна системность в данном вопросе и необходимость координации задачи в организации досуга.
В числе преобладающих занятий, на которые тратят свободное время дети и подростки, присутствуют в основном телепередачи, свидания с друзьями, посещение дискотек, пиццерий, компьютерных клубов и постоянное исследование социальных сетей. Наибольшей популярностью в часы досуга пользуются игры в компьютерные приставки и приложения. Практика простого запрета компьютерных игр и телепередач с неприглядными или аморальными сценами проблемы не решают [32].
Культурно-досуговая сфера – это многомерное пространство, окружение, вводящее подростка в мир культуры и красоты, художественного вкуса и общения, создающие условия его развития.
Одним из важных направлений работы социального педагога является социально-педагогическая деятельность с подростками. Место социального педагога не в кабинете, за учительским столом, а в школьных классах, секциях, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на подростка. Только так социальный педагог может изучить личностные особенности такого подростка и определить возможные пути помощи ему.
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г.А. Аванесова. – М. : Аспект-Пресс, 2016. – 236 с.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга / Л.А. Акимова. – М. : МГУКИ , 2008. – 123 с.
3. Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский. – СПб. : ЭГО, 2011. – 288 с.
4. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб. : Питер, 2008. – 345 с.
5. Болотова, Ю.Г. Культурно-досуговая деятельность: курс лекций / Ю.Г. Болотова. – Минск: Современные знания, 2009. – 110 с.
6. Вишняк, А.И. Культура молодежного досуга / А.И. Вишняк, В.И. Тарасенко. – Киев: Ветер, 1998. – 159 с.
7. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. – М. : Просвещение, 2008. – 385 с
8. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов : Першина, 2014. – 512 с.
9. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е.И. Григорьева. – Тамбов : Першина, 2014. – 512 с.
10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студ. вузов культуры и искусств/ А.Д. Жарков. – М. : МГУК: Профиздат, 2002. – 288 с.
11. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учеб. для подростков вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М. : Издат. дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
12. Жаркова, Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: Учебник для подростков вузов культуры и искусств / Л.С. Жаркова. – М. : Издательский дом МГУКИ, 2010. – 396 с.
13. Исаева, И.Ю. Досуговая педагогика / И. Ю. Исаева. – М. : МПСИ, 2010 – 193 с.
14. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М., МГУКИ, 2001. – 136 с.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – М. : Изд-во УРАО, 2018. – 176 с.
16. Культура досуга молодежи как фактор формирования здорового образа жизни: сборник научных статей кафедры социально-культурной деятельности / под общ. ред. Д. В. Шамсутдиновой. – Казань : Культура, 2011 – 122 с.
17. Культурно-досуговая деятельность подростков и молодежи / А. В. Каменец и др. – М. : Изд-во Российского гос. социального ун-та , 2010 – 203 с.
18. Литвак, Н. Наши хорошие подростки / Н. Литвак. – М. : Альпина нон-фиксин, 2016. – 302 с.
19. Новикова, Г.Н. Социально-культурные технологии как система управления культурно-досуговой деятельностью / Г.Н. Новикова // Технологические основы социально-культурной деятельности. – М. : МГУКИ, 2014. – 176 с.
20. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М. : Юрайт, МГППУ, 2010. – 460 c.
21. Организация досуговых мероприятий / Б.В. Куприянов и др.– М. : Академия , 2014 – 283 с.
22. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Издательство «Питер» – 2010. – 223 с.
23. Регуш, Л.А. Психология современного подростка / Л.А. Регуш. – СПб. : Речь, 2006. – 400 с.
24. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М. : Аспект пресс, 2011 – 460 с.
25. Смаргович, И.Л. Культурно-досуговая индустрия как новая технология в социально-культурной сфере / И.Л. Смаргович. – Мн. : Белорусская государственная академия искусств, 2008. – 360 с.
26. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. статей / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Корасильников. – М. : МГУК, 1996. – 148 с.
27. Социально-культурная сфера: сущность, структура, тенденции развития / Ф. Ф. Рыбаков и др.– СПб. : ОЦЭиМ , 2009. – 149 с.
28. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга / Ю.А. Стрельцов. – М. : Московский гос. ун-т культуры и искусств, 2008. – 272 с
29. Суртаев, В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга / В.Я. Суртаев. – Ростов-на-Дону, 1997. – 328 с.
30. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. – М. : Изд. дом МГУКИ, 2007. – 479 с.
31. Технологические основы социально-культурной деятельности / Г.И. Грибкова. – М. : МГАКХИС, 2011. – 75 с.
32. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях / Т.А. Фалькович, Н.В. Высоцкая, Н.С. Толстоухова – М. : Москва, 2015. – 84 с.
33. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М. : Просвещение, 2008. - 549 с.