Введение
Конфликт – весьма сложное социальное и психологическое явление, которое играет особую роль в жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, и в жизни общества в целом [1, с. 12].
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.
В настоящее время проблема конфликтов в подростковой среде актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты в подростковой среде.
Все это приводит к необходимости регулирования деятельности социально-педагогических служб учреждений общего среднего образования, направленной на профилактику и разрешение конфликтов в коллективе подростков.
Изучением конфликтов и конфликтов в подростковой среде занимались такие ученые, как Т.Ф. Вишнякова, Т.В. Драгунова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Различные аспекты проблемы межличностных конфликтов подростков представлены в работах Э.М. Александровской, Ю.Е. Алешиной и А.С. Коноводовой, Н.У. Заиченко, Е.Г. Злобиной, В.А. Кан-Калика, Д.В. Колесова, И.Ю. Кулагиной, и др.
Объект исследования: конфликтное поведение подростков-семиклассников.
Предмет исследования: регулирование конфликтного поведения подростков-семиклассников.
Цель работы: охарактеризовать теоретические и методические основы регулирования конфликтного поведения подростков-семиклассников.
Задачи:
1 Выделить основные подходы и принципы регулирования конфликтного поведения подростков-семиклассников.
2 Раскрыть особенности методики диагностирования конфликтного поведения семиклассников.
3 Охарактеризовать основные направления социально-педагогической деятельности по регулированию конфликтного поведения подростков-семиклассников.
1 Основные подходы и принципы регулирования конфликтного поведения подростков-семиклассников
В межличностном взаимодействии обучающихся пубертатного возраста часто возникают противоречия, неразрешённость которых становится фактором девиантного поведения и фрустрационных состояний. В этой ситуации особую значимость приобретает изучение педагогического сопровождения подростков в конфликтных ситуациях со сверстниками. Его главная миссия заключается в формировании у подростков позитивного опыта понимания себя и позиции оппонентов, осознания силы собственного влияния на ситуацию и перспектив её развития, выбора такой стратегии поведения, которая основывалась бы на обоюдовыгодном, реалистичном решении, сохраняющем человеческое достоинство.
Педагогическое сопровождение ребёнка и процесса его развития стало самостоятельным предметом научных исследований. При многообразии толкования его сущности авторы (Е.И.Казакова, И.А. Липский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова и др.) сходятся в позиции о единстве превентивной педагогической помощи в виде обучения ребёнка самостоятельным действиям и актуализации полученных знаний и внутренних ресурсов самого воспитанника в жизненной ситуации, вызывающей внутренний дискомфорт и связанные с ним переживания [3, с. 117].
Ряд учёных (Л.И. Анцыферова, И.С. Исаева, Т.Л. Крюкова) утверждают, что в ситуации разногласия со сверстниками подросток может преодолеть негативные переживания, проявить способность к совладающему поведению (копинг-поведению), разрешить или смягчить противоречие, предотвратить развитие конфликта, своевременно определив его неразрешимость или опасность [3, с. 117].
Особое значение приобретает тот факт, что для молодых людей характерны искаженность восприятия отношений, мотивов, высказываний и поступков, личных качеств оппонентов, прямая зависимость характера протекания конфликтной ситуации от позиций участников, от осознания и восприятия сторонами жизненных условий; неустойчивость оппонентов в своих притязаниях и позициях, в выборе стратегии поведения. Все это затрудняет процесс педагогического сопровождения конфликтного поведения подростков и показывает необходимость его комплексной организации.
В процессе историко-педагогического анализа процесса подготовки подростков к разрешению конфликтных ситуаций со сверстниками мы рассмотрели социометрический и гомоцентрический подходы к её организации, которые имеют рациональное составляющее.
В рамках организации данного процесса следует опираться на ряд психолого-педагогических подходов. Рассмотрим их более подробно.
М.И. Рожковрассматривает педагогическое сопровождение как сложный процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных
2 Методы методики диагностирования поведения семиклассников
По А.Я. Кибанова, д конфликта – это знание основных конфликтного взаимодействия участников, объекта характера и остроты противоречий, развития взаимодействия) целью управленческого на противостоящие стороны [9, с. 32].
Конеч цель диагностики – получение новых достоверных знаний конфликтном взаимодействии, на их практических рекомендаций, реально улучшили конструктивное регулирование Исследуя конфликты, рассматривать их сложно организованные состоящие из связанных подсистем входящие, в очередь в подсистем в более высокого Важно выявить многообразие элементов, в структуру связи между а также изучаемого конфликта внешними по к нему явлениями.
конфликтология не свой собственный а широко методы и применяемые других отраслях знаний.
– и непосредственная конфликтологом событий условий, в они имеют Применяется для конфликтов различного уровня – от внутриличностного до Как метод сбора первичной информации изучаемом объекте целенаправленного, организованного, восприятия и конфликтных событий, обладает рядом достоинств. ходе наблюдения воспринимается исследователем непосредственно. может быть участием в (наблюдатель выступает из оппонентов) или восприятием конфликта стороны (свидетель, участник, посредник). позволяет оценить многих факторов конфликте, их и эффективность При наблюдении естественность условий, которых протекает Есть возможность конфликта в динамике [10, с. 48].
наблюдение как изучения конфликта и частный наблюдаемой ситуации; влияние наблюдателя конфликта. Наблюдатель в той иной степени участником конфликта, его психика изменениям, которые противоборствующим сторонам восприятие, негативные поиск справедливой и др.). таким образом несут отпечаток субъективной оценки. учитывать также на результаты конфликта личного знаний, установок,
3 Основные направления деятельности по конфликтного поведения подростков-семиклассников
деятельность по и коррекции поведения подростков одной из сложных. Она в себя этапы.
Диагностический – выявление социальных личностных проблем изучение его и индивидуальных особенностей развития воспитания, систематизация информации. На этапе проводятся наблюдения, анкетирование, школьная документация.
Вторым работы социально-педагогической по профилактике поведения в среде является прогностический Он включает в программирование и прогнозирование основе анализа социально-педагогической процесса воспитания и личности; проектирование личности определение перспектив процесса и самовоспитания личности. данном этапе составляется работы с учащимися профилактике и коррекции поведения.
Посреднический этап работы на активизацию деятельности ведомств и служб совместному разрешению проблемы семьи и положения ребенка в ней; семьи по вопросам защиты.
При взаимодействии с конфликта социальный педагог использовать следующие посреднического поведения:
- поочерёдное на совместной применяется для ситуации в острого конфликта;
- сделка: стремится вести с участием сторон, делая упор на компромиссного решения;
- челночная дипломатия: посредник конфликтующие стороны и курсирует между ними, аспекты соглашения;
- на одного участников конфликта: часть времени посвящает работе одним из конфликта, доказывая его позиции. конце концов, идёт на
- директивная акцентирование внимания слабых моментах позициях оппонентов, их действий отношению друг другу. Цель склонение сторон примирению [22, 115].
Коррекционно-реабилитационный этап – непосредственная работа осуществлению социотерапевтической нуждающимся, коррекции поведения детей подростков, стилей воспитания, межличностных усилению позитивных и нейтрализации
Заключение
В педагогического сопровождения в конфликтной со сверстниками выделить следующие создание воспитательной для развития возможностей личности условиях взросления; подростков к и прогнозированию способности действовать принимать решения; и соблюдение оценки формируемых подростков социальных личности. следующие принципы подростков в ситуациях со общепедагогические принципы социального закаливания; взаимодействия; оптимистической специальные принципы рефлексии подростков; социальной интеракции; антиципации; мотивационной перспективы).
В целях диагностирования поведения семиклассников применяют методы: наблюдение, эксперимент, анализ, математическое моделирование, тестирование, социометрия. Конечная диагностики – получение о конфликтном взаимодействии разработка рекомендаций по конфликтов в среде. Проведенное диагностическое исследование показало, что у семиклассников не выявлено постоянных конфликтов, причем при появлении конфликтных ситуаций, они решаются самими же подростками. Все это говорит о том, что кофликтность, как серта поведения у учащихся проявляется слабо и возможно проведение только профилактических мероприятий в классе.
деятельность по и коррекции поведения подростков в себя направления: диагностическое социальных и проблем подростка); (программирование и процесса воспитания); (включение в различных ведомств) коррекционно-реабилитационное (непосредственная с конфликтующими педагогами и родителями). Главной особенностью работы с конфликтными подростками является то, что она должна быть направлена на снижение уровня личностной тревожности у подростков и способствовать повышению самооценки учащихся.
1 О.Н. Конфликтология: лекций / Громова. – М.: ЭКМОС, 2001. – 320 с.
2 Анцу А.Я. Конфликтология А.Я А.И. Шипилов. – М.: 2000. – с.
3 Социальная конфликтология: пособие / ред. А.В. Морозова. М.: Академия, – 336 с.
4 Г.И. Введение конфликтологию Г.И. Козырев. – М.: изд. центр 2001. – 176 с.
5 Рожков, М.И. деятельность / М.И. Т.В. Макеева. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. 2009. – 288 с.
6 и психоанализ Хрестоматия / Я. Райгородский. – Самара: 1997. – 639 с.
7 Сапожникова, Педагогическое сопровождение самоопределения старшеклассников: … д-ра 13.00.01. / Сапожникова. – Ярославль: ЯрГУ, – с.
8 Хасан, Б.И. конфликта и учебное пособие / Хасан, П.А. Сергоманов. – М: Академия, – 192 с.
9 Д.Г. Конфликты пути их / Д.Г. – Внештогиздат, 1997. – 190 с.
10 Андреев, Конфликтология: искусство ведения переговоров, конфликтов / Андреев. – Казань: Фирма 1992. – 142 с.
11 Покусаев, Профилактика и решения конфликтов инновационной школе В.Н. Покусаев.– Перемена, 2001. – 79 с.
12 А.Г. Социология / А.Г. – Аспект Пресс, – с.
13 Березин, С.В. потенциал подростковых конфликтов / С.В. К.С. Лисецкий // «Вестник – – №1. – 34 – 40.
14 К.Н. Психологическое подросткового возраста К.Н. Поливанова Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. – 33.
15 Л. Основы / Л. – Изд-во Дело, – с.
16 Кричевский, Р.Л. малой группы: и прикладной / Р.Л. Е.М. Дубовская. – М.: 1991. – 207 с.
17 К. Наши конфликты / Хорни.Серия: Психологические – Академический проект, – с.
18 Божович, Л.И. и её в детском / Л.И. Божович. – Питер, 2008. – 400 с.
19 Г.М. Социальная / Г.М. – Аспект Пресс, – 362 с.
20 Авдулова, Т.П. подросткового возраста / Т.П. Авдулова. – «Академия», 2012. – с.
21 Личко, А.Е. Психопатии акцентуации характера у / А.Е. Личко. – М.: Просвещение, – 130 с.
22 Мухина, Возрастная психология. развития. Учебник студ. высш. заведений. – 10-е изд., и доп. Мухина. – М.: Академия, – с.
23 Мудрик, А.В. педагогика: учебник студ. высш. заведений / Мудрик. – Издательский центр 2007. –224 c.
24 Смирнова, Психологическая коррекция поведения детей Т.П. Смирнова. – Ростов-на-Дону: 2005. – 47 с.
25 Фишер, Путь к или переговоры поражения / Фишер, У. – М: 2002. – 120 с.
26 М.В. Теория работы: учебное для вузов М.В. Фирсов. – 3-е изд. – Академический Проект, – 48 с.
27 Никитина, Содержание работы педагога в учреждении / Никитина // школьников. – 2001. – №1. – С. – 24.
28 Н.И. Методика технология работы педагога / Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманитарный центр Владос», – 399 с.
29 Фролов, С.Ф. сотрудничество и конфликты: Пособие / C.Ф. – М.: 2001. – с.
30 Сластенин, В.А. Социальный и социальный работник: и профессия / Сластенин // Теория практика социальной работы: 2-х т. Т.2. – М.; Тула: Школа-Пресс, 2003 – 87 с.
31 Гришина, Н.В. конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, – 464 с.
32 В.И. Этика проблема разрешения / В.И. – М.: 2000. – с.
33 Хащенко, В.А. разрешения межличностного в экспериментальных жизнедеятельности / Хащенко // журнал. – – – 38 – 46.
34 Бородкин, Ф.М. конфликт! / Бородкин, И.М. Коряк. – Новосибирск: 2001. – 189 с.