ВВЕДЕНИЕ
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Принято считать, что после трех лет речь ребенка практически сформирована. Ребенок полностью овладел обиходным словарем, без труда общается с окружающими. Речь становится орудием мышления и основным средством общения, т. е. основой коммуникации. Однако не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической и грамматической стороной речи, взаимосвязь которых определяет становление связной речи. Поэтому становление связной речи является наиболее уязвимым звеном в развитии речи детей, имеющих нарушения в ее формировании, в частности у детей с общим недоразвитием речи. Несовершенство связной речи нередко ставит перед этими детьми трудно выполнимую задачу при необходимости правильно и точно выразить свою мысль, грамотно построить суждение о чем-либо, последовательно и полно передать содержание понравившихся книги, фильма, а также понять речь собеседника. Указанные трудности не позволяют детям с данной речевой патологией полноценно осуществлять процесс коммуникации, что, естественно, отрицательно влияет на развитие личности ребенка и не способствует его успешной интеграции и социализации в обществе.
Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, обучения в школе. Сложная психолого-педагогическая картина предстает перед специалистом, изучающим речедвигательную и мыслительную функции аномально развивающегося ребенка. При диагностировании каждого отдельного случая
1 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности [10, с. 3].
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений [10, с. 12]. Она предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать, содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст [10, с. 12]. В условиях спонтанной устной речи, сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств, сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям. Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.
По количеству участников речи устная речь может быть диалогической и монологической.
Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения. Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами. Разговорная речь чаще всего по своей
2 КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
2.1. Особенности коррекционной работы в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи
Все возрастающая общественная тревога за судьбы детей риска, осознание необходимости усиления роли школы и педагогов в охране их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечение полноценного образования имеют своим следствием формирование нового направления в школьной практике – коррекционно-развивающего образования.
Среди решаемых в настоящее время коррекционных проблем особое и важное место занимают пункты коррекционно-педагогической помощи при общеобразовательных школах, которые организуются для оказания помощи учащимся начальных классов, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Кодекса Республики Беларусь об образовании обучающийся (воспитанник или учащийся) с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение коррекционно-педагогической помощи при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендацию об оказании ему коррекционно-педагогической помощи.
Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Для младших школьников с общим недоразвитием речи центральной задачей является формирование и совершенствование связной монологической речи.
Для этого учителю-дефектологу пункта коррекционно-педагогической помощи следует предусмотреть систему специальных упражнений (с учетом развития этих умений у каждого воспитанника).
Учитель-дефектолог должен:
- создавать ситуацию речевого общения в группе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию воспитанников;
- побуждать их высказыванию собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;
- добиваться использования усвоенного речевого материала;
- направлять внимание младших школьников на содержание высказываний;
- предусматривать формирование различных видов связной монологической речи:
- сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д. [13, с. 30].
Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений младшие школьники овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:
- с деформированным текстом из 3-4 фраз, направленные на то, чтобы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие связной монологической речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Необходимо научить каждого ребёнка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
По количеству участников речи устная речь может быть диалогической и монологической. Владение монологической речью всегда предполагает высокий уровень языкового развития говорящего. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и по языковому оформлению.
Под общим недоразвитием речи обычно понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Важную роль в решении проблемы развития связной монологической речи у учащихся с общим недоразвитием речи играют пункты коррекционно-педагогической помощи. Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом с учетом возраста обучающегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития обучающихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.
К основным методам обучения детей связной монологической речи в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи относятся обучение пересказу, рассказыванию (о реальных событиях, предметах, по картинам и т.д.) и устному сочинению по воображению.
Для младших школьников с общим недоразвитием речи центральной
1. Блягоз, А.Н. Профилактика речевых нарушений / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. – Майкоп, 2001. – С. 219 – 220.
2. Виноградов, В.В. Проблемы русской стилистики / В.В. Виноградов. – М. : Высшая школа, 1981. – 320 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 222 с.
4. Волкова, Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – М. : Просвещение, 1989. – 320 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с.
6. Глухов, В.П. Основы психолингвистики : учеб. пособие / В.П. Глухов. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 321 с.
7. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М. : Просвещение, 2004. – 345 с.
8. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет : метод. пособие / Т.И. Гризик. – М. : Просвещение, 2007. – 224 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М. : Высшая школа, 1973. – 278 с.
10. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6-7 лет. : сб. науч. трудов. – М. : Просвещение, 1989. – 143 с.
11. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Владос, 2008. – Кн.5. – 320 с.
12. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. – М. : Академия, 1997. – 256 с.
13. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / под ред. В.К. Воробьевой. – М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2009. – 158 с.
14. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г.В Чиркиной. – М. : Аркти, 2007. – 244 с.
15. Спирова, Л. Ф. Учителю о детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1976.– 280 с.
16. Тихеева, Е. И. Развитие речи у детей / Е.И. Тихеева. – М. : Просвещение, 1981. – 280 с.
17. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2007. – 238 с.
18. Филичева, Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова // Логопедия. –2010. – № 2. – С. 57–68.
19. Щерба, Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л.В, Щерба. – М. : Учпедгиз,1957. – 320 с.
20. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А.В. Ястребова. – М. : Высшая школа, 1984. – 280 с.