Введение
Обеспечение для всех детей благоприятных условий жизни, развития, воспитания и получения образования наряду с их защитой от насилия и жестокого обращения является одной из главных задач социальной политики для любого государства. Никакое насилие в отношении детей не имеет оправдания, и любое насилие может быть предупреждено.
Однако дети во всем мире сталкиваются с насилием в семье, в местном сообществе и в образовательных учреждениях – как со стороны других учащихся, так и со стороны учителей. Сложная и болезненная по характеру, эта проблема до недавнего времени широко не обсуждалась мировой общественностью. Всемирный доклад ООН о насилии в отношении детей, обнародованный в 2006 году, стал первым международным опытом комплексного анализа не только масштабов направленного против детей насилия, но и его негативных последствий.
Исследование 2009-2010 годов «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», которое проводится каждые четыре года в странах Европы и Северной Америки, показало, что в среднем до трети опрошенных учащихся в возрасте от 11 до 15 лет сталкивались с насилием в школе – участвовали в драках, становились жертвами причинения обид или причиняли обиды слабым.
По данным «Общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь», проведенного в 2007-2008 годах, 2,4% опрошенных учащихся 5-11-го классов школ, лицеев и гимназий сталкивались с физическим насилием в образовательном учреждении, а 4,9% опрошенных подвергались обзыванию, грубой ругани, оскорблениям, унижениям и отказу от общения.
ГЛАВА I. Педагогические основы профилактики насилия в учреждениях образования
1.1 Сущность понятия и явления «насилие над детьми и подростками»
Прежде чем приступить к изучении проблемы «насилия надо детьми и подростками» в условиях образовательного учреждения, рассмотрим основные понятия данного вопроса. Проблемой насилия занимаются целый спектр профессий: медицинские работники, представители правоохранительных органов, юристы, а в учреждениях образования – социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты,
Итак, обратимся к справочным источникам и уточним, что подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми:
1. «Насилие» - принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие (словарь С.И.Ожегова).
2. «Насилие» - воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле (нормативно-правовая база РБ).
3. «Насилие» - жестокое обращение с детьми («Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия» (Спб., 2003 г.))
Если обобщить все понятия, то можно сделать вывод о том, что насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.
ГЛАВА II. Изучение проблемы насилия в образовательных учреждениях
2.1 Изучение психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения работы по предотвращению насилия в образовательной среде
С целью выявления случаев насилия в образовательной среде, нами было проведено исследование на базе ГУО «Гимназия №3 г.Барановичи». В исследовании приняли участие 25 учащихся 7-9 классов.
Основным методом исследования стало анкетирование. Которое проводилось анонимно. Анкета состояла из 10 вопросов, учащимся необходимо было выбрать ответ, который характеризует его состояние (Приложение А) Результаты анкетирования представлены в таблице 2.1.
Наиболее частые ответы учащихся изобразим графически (рисунок 2.1)
По результатам анкетирования можно сказать следующее:
1. В целом ситуацию по «насилию» в группе подростков можно оценить как благоприятную, поскольку большинство учащихся отметили, что в школу идут с хорошим настроением (52%), а в случаях проявление насилия со стороны сверстников, могут получить защиту от педагога (72%).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных данных по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1. Заметны расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью. Наблюдается смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и др. В отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять доведение до самоубийства и экономическое насилие.
2. Механизм насилия над подростком в учреждении образования отличается от других видов насилия не только местом локализации, но и достаточно узким спектром проявлений. Со стороны учащихся – это насмешки над детьми, «отличающимися от общей массы», со стороны педагогов – равнодушное отношение, критика ребенка, предъявление повышенных требований.
3. Насилие в образовательном учреждении порождает ряд социальных проблем. Яркими примерами являются бегство учащихся с учреждения (прогулы), детская и подростковая преступность, алкоголизм и наркомания, самоубийство. Не столь заметны, но не менее опасны комплекс собственной неполноценности, чувство незащищённости, постоянный страх, рабская психология.
Результаты анкетирования среди подростков в ГУО «Гимназия №3 г.Барановичи» показало:
1. В целом ситуацию по «насилию» в группе подростков можно оценить как благоприятную, поскольку большинство учащихся отметили, что в школу идут с хорошим настроением (52%), а в случаях проявление насилия со стороны сверстников, могут получить защиту от педагога (72%).
Нормативно-правовые акты:
1. Декларация прав ребенка // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М.: Гарант, 1997. – С. 16-28.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Международные Конвенции и Декларации о правах женщин и детей. Сборник универсальных и региональных международных документов. – М.: Гарант, 1997. – С. 29-46.
3. Закон Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» от 19 ноября 1993 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – № 103. – 2/215.
4. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире. ВОЗ, 2003.http://www.who.int/violence_injury_prevention/violence/world_report/en/full_ru.pdf - Дата обращения: 30.04.2016.
5. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2010-2015 гг. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. – №1. – 5/13558.
6. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, А.А. Ананенко и др. – Минск: В.И.З.А.ГРУПП, 2010.
7. Положение об органах охраны детства в Республике Беларусь: Приказ Министерства образования Республики Беларусь № 743 от 14 декабря 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. – №12. – 2/114.
8. Положение о Национальной комиссии по правам ребенка //Сборник декретов и указов Президента Республики Беларусь / Сост. В. Л. Бразовская. – Минск, 1996. – С. 117-121.
9. Президентская программа «Дети Беларуси» на 2011-2015 годы, утверждено Указом Президента Республики Беларусь – 26.05.2010 – №320.
10. Снижение уровня насилия в школах – Как добиться перемен: Учебное пособие. [Программа «Дети и насилие» Совета Европы.] Совет Европы, 2006. http://www.coe.int/t/dg3/children/pdf/ViolenceHandbookRussian.pdf - Дата обращения: 30.04.2016.
11. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. – М., 2012. http://www.conflictu.net/upload/iblock/55a/shkoln_slujby_print.pdf - Дата обращения: 30.04.2016.
Литература:
12. Антонян, Ю.М. Жестокость в нашей жизни. / Ю.М. Атонян – М.: ИНФРА, 1995. – С. 25.
13. Баклан, Н.С., Глуздова, О.В. Школа безопасности для подростков: руководство для практических психологов, педагогов, социальных педагогов. / Н.С.Баклан, О.В. Глуздова. – Н. Новгород: Изд-во НГЦ, 2007. – 48 с.
14. Беличева, С.А., Фокин, В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М. Фокин. – М., 2003. – 224 с.
15. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М.И. Буянов – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
16. Волкова, Е.Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми / Е.Н. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №6. – С. 24-28.
17. Григович, И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком: Общие вопросы и физическое насилие / И.Н. Григович. – Петрозаводск, 2000. – 68 с.
18. Гуггенбюль, Н. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними / Перевод с немецкого Н. Скородума. – СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2008 – 220 с.
19. Догадина, М.А., Пережогин, Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших / М.А. Догадина, Л.О. Пережогин. – М., 2005. – 20 с.
20. Защита детей от насилия и жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. – Нижний Новгород, 2004. – 157 с.
21. Ильина, С.В. К проблеме влияния насилия, пережитого в детстве, на формирование личностных расстройств (тезисы доклада) / С.В.Ильина // Международная конференция памяти А.Р. Лурии, тезисы докладов. – М., МГУ, 1997. – С. 30-32.
22. Киреев, Г.Н. Сущность насилия / Г.Н.Киреев – М., 1990. – 110 с.
23. Кривцова, С.В. Буллинг – вызов школе как организации // Образовательная политика, 2011 – № 5 (55) – С. 36-42. http://edupolicy.ru/wp-content/uploads/2013/10/Obrazovatelnaya_politika_2011_555.pdf - Дата обращения: 30.04.2016.
24. Кузнецова, Л.П. Основы технологии социальной работы / Л.П Кузнецова: учеб. пособ. – Владивосток, 2002. – 92 с.
25. Масальская, Д. Проблема жестокого обращения с детьми / Д. Масальская // Социальное обеспечение. – 2005. – №8. – С. 10-12.
26. Маханько, А. Предупреждение насилия и пренебрежения детьми: исследования и эффективные решения, базирующиеся на междисциплинарном и межсекторном подходе / А. Маханько // Социальная работа. – 2008. – №4. – С. 5-9.
27. Морозова, Л.Б. Предотвращение насилия по отношению к детям / Л.Б Морозова// Обучение с целью уменьшения насилия. Международная ассоциация «Педагогика ненасилия» - СПб., 2002. – С. 150-153.
28. Пелевина, В.В. Информационная атака: «Вместе против насилия» (Опыт межведомственного взаимодействия по формированию информационного поля по решению проблем насилия и жестокого обращения) / В.В Пелевина // Социальная работа. – 2005. – № 3. – С. 25-27.
29. Пэйн, М. Социальная работа. Современная теория / М. Пэйн – М.: Академия, 2007. – 526 с.
30. Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н. К. Асановой. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 504 с.
31. Сафонова, Т.Я., Цымбал, Е.И. Социальные корни жесткого обращения с детьми в семьях // Актуальные проблемы современного детства. – М., 2005. – С. 84-88.
32. Ситаров, В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №1. – С. 135-139.