Введение
1 Понятие об отклоняющемся поведении подростков и его основные причины
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие об отклоняющемся поведении подростков
1.3 Основные причины возникновения отклоняющегося поведения у подростков
Выводы по главе 1
2 Методика преодоления отклоняющегося поведения подростков на основе здорового образа жизни
2.1 Тактика регуляции отклоняющегося поведения подростков
2.2 Здоровый образ жизни как фактор преодоления отклоняющегося поведения подростков
2.3 Пути влияния здорового образа жизни на преодоление отклоняющегося поведения подростков
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Нормативные системы общества не являются застывшими навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Специалисты называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер. Данная проблема стала центром внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Реальная ситуация в стране в условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловила усиление таких негативных тенденций, как имущественное неравенство, резкое снижение востребованности духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезориентации и дезадаптации, сложная криминогенная обстановка, деформация семьи, алкоголизация и наркомания подростков, омоложение преступности, беспризорность среди несовершеннолетних.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, создания целостной системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения людей, подготовки к этой деятельности педагогов, юристов, родителей, воспитателей, руководителей.
Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать о возрастании роли профилактики и коррекции, предполагающих необходимость в формировании привычек здорового образа жизни у детей с девиантным поведением. Общеизвестно, что подобная деятельность, несомненно, способствует улучшению здоровья подростков с отклоняющимся поведением, улучшению их жизни в целом. Особую важность этому придает тот факт, что подростки являются той частью населения, состояние здоровья которого является неким измерителем уровня медицинского обеспечения предшествующего периода детства, предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы, показателем социального благополучия.
Вопросы, связанные с изучением отклоняющегося поведения подростков, рассматривались такими авторами как Е.М. Бабосова, А.Н. Елсукова, В.Т. Кондрашенко, В.В. Мартынова, В.Н. Наумчик, А.М. Русецкая, О.С. Попова и многими другими.
1 Понятие об отклоняющемся поведении подростков и его основные причины
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковым возрастом считают период от 10-11 лет до 13-14 лет. Данный возраст называют самым сложным и ответственным в жизни ребенка и его родителей. Подростковый возраст считается кризисным, потому что в это время осуществляются резкие качественные изменения, которые затрагивают все стороны развития и жизни. Кризис данного периода в жизни человека связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности [1, c. 78].
Социальной ситуацией развития называют особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она претерпевает переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Ребенок уже находится между детством и взрослостью.
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
Чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.
Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.
Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит
2 Методика преодоления отклоняющегося поведения подростков на основе здорового образа жизни
2.1 Тактика регуляции отклоняющегося поведения подростков
В процессе изучения литературы по проблеме настоящей курсовой работы, мы пришли к выводу, что тактика регуляции девиантного поведения подростков заключается в диагностике, профилактике и коррекции. Остановимся на каждом процессе более детально.
Способы диагностики девиантного поведения подростков рассматриваются специалистами следующим образом:
- выставление оценки поступков подростка родителями, педагогами, родственниками с помощью собеседования, бесед, опросников и т.д.;
- выяснение оценки поступков, которая дана самим подростком;
- анализ психолого-педагогических характеристик, видеоанализ проблемных ситуаций, личных дел подростков.
Алгоритм диагностики девиантного поведения подростков следующий:
- опрос родителей по широкому спектру вопросов, которые касаются проблемной ситуации, напрямую связанной с отклоняющимся поведением поведением подростка (см. Приложение 1).
- педагогическое наблюдение за поведением подростка в школе, быту, оценивание его реакций на замечания, предупреждения со стороны взрослых.
- педагогическое наблюдение учителя за школьниками во время уроков, внеклассных мероприятий, за способами поведения подростка [26, c. 92].
Также возможные методы диагностики девиантного поведения подростков приведены в приложении 2.
Следующий этап осуществления регуляции отклоняющегося поведения детей подросткового возраста – профилактика.
Система профилактики девиантного поведения современных подростков в настоящих условиях должна основываться на существующем положительном опыте и на новых требованиях общества. Данной системе должны быть свойственны следующие характеристики:
- совокупность государственных и общественных начал, сил и ресурсов в данной сфере деятельности;
- объединение четырех задач: влияние на личность, окружающую действительность, активность субъектов воспитания и профилактики, общественное мнение;
- специализация информационного фонда, методики, организационных форм и управления, кадров и ресурсов;
- распределение функций среди отдельных участников профилактической деятельности для того, чтобы противостоять дублированию;
Заключение
Тема нашей курсовой работы «Методика преодоления отклоняющегося поведения подростков на основе здорового образа жизни» основывалась на цели настоящего исследования - выявление методики преодоления отклоняющегося поведения подростков на основе здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач, и пришли к следующим заключениям.
При решении задачи - проанализировать литературу по проблеме исследования – мы установили, что подростковый возраст в силу своих особенностей является самым уязвимым для формирования и развития отклоняющегося поведения
При изучении психолого-педагогических характеристик подросткового возраста мы установили, что ведущей деятельностью здесь является интимно-личностное общение. Новообразованиями данного возраста: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение – обуславливают поведение подростка.
При решении задачи - определить понятие об отклоняющемся поведении подростков – мы выяснили, что отклоняющееся поведение в подростковом возрасте – это форма поведения, обусловленная неразвитостью социально-культурных потребностей, бедностью духовного мира, отчуждением, а также результат социальных отношений в обществе. Отклоняющееся поведение подростков может стать предпосылкой для возникновения реакций протеста, имитаций нежелательного поведения, побегов из дома, бродяжничества, аддикции, суицидального поведения.
В процессе выявления основных причин отклоняющегося поведения подростков, мы выделили следующие:
- неправильное воспитание;
- психологические особенности подросткового возраста;
- наследственность.
При решении задачи - рассмотреть здоровый образ жизни как фактор преодоления отклоняющегося поведения подростков – мы установили, что организация здорового образа жизни исходит из представлений о личной ответственности за свое здоровье, гармонии со своим телом и окружающим миром. Особенно ценным считается умение личности достигать нормального нравственного, психического и физического состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды.
При решении задачи - установить пути влияния здорового образа жизни на преодоление отклоняющегося поведения подростков – мы пришли к следующему. Создание социально-поддерживающего окружения,
1. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина.- 10-е изд., переаб. И доп. – М.: Академия, 2007. – 608 с.
2. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
3. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учебн. пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 1998. – 288 с.
4. Селиванов, B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.С. Селиванов. - М.: Академия, 2000. - 336с.
5. Вержибок, Г.В. В помощь психологу / Г.В. Вержибок, Н.С. Криволап, О.А. Минич. – Минск: Изд. ООО «Красико- принт», 2003. –176 с.
6. Рыжковская, Т.Л. Основы психологии и педагогики / Т.Л. Рыжковская. – Минск: МИУ, 2010.
7. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию / В.А. Янчук. – Минск: Аверсев,2005. – 211 с.
8. Особенности преступности подростков и некоторые проблемы ее профилактики [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь. – Режим доступа: http://mvd.gov.by. – Дата доступа: 10.03.2016.
9. Клейберг, Ю.А. Девиантология: хрестоматия / Ю.А. Клейберг. -СПб: Питер, 2010. - 398 с.
10. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова, Е.М. Бабосова. – Минск: Тетра-системс, 2003 – 544 с.
11. Пергаменщик, Л. А. Кризисная психология. Курс лекций / Л. А. Пергаменщик. – Минск: НИО, 2003. – 113 с.
12. Попова, О.С. Психологическое сопровождение педагогического процесса: Пособие для педагогов / О.С. Попова. – Минск: Бел. навука, 2003. –146 с.
13. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Ф.Э. Шереги [и др]. - М.: Факел, 2008. – 98 с.
14. Мужиченко, В.А. Личностные характеристики подростков с аддиктивным поведением из РБ / В.А. Мужиченко, А. В. Копытов, А. А. Кирпиченко // Медицинский журнал [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://medmag.bsmu.by/category54/article2473/ – Дата доступа: 10.03.2016.
15. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков. - М.: Факел, 2000. – 189 с.
16. Дюркгейм, Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Прогресс, 1966. - 185 с.
17. Филиппович, И.В. Психология девиантного поведения: учебн.-метод. пособие / И.В. Филиппович, М.В. Майстрова . - Минск: МГЭИ, 2003. 171 с.
18. Перре, М. Клиническая психология / М. Перре, У. Бауман. - СПб: Питер, 2002. – 343 с.
19. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты / В.Т. Кондрашенко. – Минск: Аверсэв, 1988. – 202 с.
20. Дюркгейм, Э. Норма и патология / Э. Дюркгейм. – М.: Прогресс, 1966. - 185 с.
21. Кетле, А. Социальная система и законы, ею управляющие / А. Кетле. - 2-е изд.- М.: Книжный дом «Либроком», 2012. - 311 с.
22. Фурманов, И.А. Стили семейного воспитания, стимулирующие нарушения поведения детей подросткового возраста / И.А. Фурманов // История психологии в Беларуси. Минск: Тесей, 2004. С.301-306
23. Кравцова, И.А. Профилактика правонарушений и защита прав несовершеннолетних – важнейшая задача социального педагога / И.А. Кравцова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2006. – № 6. – С. 30–34.
24. Егоров, А.Ю. Клиника и психология девиантного поведения / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. - СПб.: Речь, 2010. - 398 с.
25. Азарова, Л. А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс / Л. А. Азарова, В. А. Сятковский. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. — 164 с.
26. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция / В.Т. Кондрашенко. – Мн.: Аверсэв, 2004. – 365 с.
27. Попова, О.С. Психологическое сопровождение педагогического процесса: Пособие для педагогов / О.С. Попова. – Минск: Бел. навука, 2003. –146 с.
28. Салтыкова-Волкович, М.В. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения: метод. Рек. / М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно: ГрГУ, 2012. – 54 с.
29. Сенько, Т.В. Диагностика и коррекция личностного поведения / Т.В. Сенько. – Минск: А и В, 1998. – 259 с.
30. Мартынова, В.В. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью: учеб. пособие / В. В. Мартынова, Т.И. Курило. – Минск: Современная школа, 2007. – 166 с.
31. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: проблема «трудных» детей / В.И. Наумчик. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2005. – 400 с.
32. Езепчик, О.А. Республика Беларусь проблемы здоровья подростков [Электронный ресурс] / О.А. Езепчик, М.Ю. Сумрач. – Гродно: ГрГМУ. – Режим доступа: http://ptcevolution.me/respublika-belarus-problemy-zdorovya-podrostkov. - Дата доступа: 16.03.2016.
33. Актуальные проблемы здорового образа жизни в современных условиях / Ю.М. Кашинская и др. // Республиканской Научно-практическая конференция: тез. докл., Минск, 27 мая 2011 г. - Минск: Академия МВД, 2011. - 260 с.
34. Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. – Минск: Тетра-системс, 2006. – 640 с.
35. Русецкая, А.М. Технологии социально-педагогической деятельности: прогр.-метод. комплекс / А.М. Русецкая. – Минск: БГПУ, 2009. – 48 с.
36. Волков, П.Б. Психолого-педагогическая поддержка подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации средствами физической культуры и спорта / П.Б. Волков // Пути совершенствования физической подготовки студенческой молодежи в современных условиях: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 9 апреля 2009 г. – Минск: Изд-во Академия, 2009. - с. 150-160.