ВВЕДЕНИЕ
Социальная педагогика в современных условиях политических, социальных, экономических преобразований страны, вхождения Республики Беларусь в мировое сообщество, становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной системы помощи, защиты и поддержки детства.
Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. Осуществляется она социальными педагогами, как в различных образовательных учреждениях, так и в других учреждениях, организациях, объединениях, в которых может находится ребенок.
Социально-педагогическая деятельность всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды, составления индивидуальной программы помощи ребенку, поэтому она локальна, ограничена тем временным промежутком, в течение которого решается проблема ребенка.
Актуальность. Современная система образования остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-педагогического сопровождения. Рост молодёжной преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость и «виртуальная» агрессия у детей, отсутствие системы общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) – все эти проблемы остро стоят перед системой образования и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов – социальных педагогов и психологов. В современной теории социальной педагогики изучение форм и методов деятельности педагога социального с различными категориями семей и воспитанников занимает одно из ведущих направлений в решении проблемы профилактики девиантного поведения.
Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того, формы и методы также между собой взаимосвязаны. Применение технологий в работе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенные структурные компоненты его деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Роль и место педагога социального в учреждении образования
Должность педагога социального введена в штатное расписание учреждения образования Республики Беларусь с 1996 года.
Педагог социальный – это специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства [5, с. 42].
Педагог социальный. призван обеспечивать направленную социально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становления.
Дети, их родители и учителя обращаются к педагогу социальному в трудные минуты своей жизни. Помочь словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, при необходимости пересмотрел свои жизненные ценности – главная задача педагога социального.
Значительное место в практике работы педагога социального занимает социальное посредничество – содействие разрешению возникших проблем в системе социальных взаимодействий подопечных, участие в поиске и мобилизации средств, подключении соответствующих специалистов и организаций для оказания необходимой помощи.
Педагогу социальному принадлежит немаловажная роль и в осуществлении функций опеки и попечительства: участие в выборе опекунов, приемных и замещающих родителей, их инструктаже и обучении, сопровождение этих семей [6, с. 51].
Современный педагог социальный должен быть активным в информационно-пропагандистской и рекламной работе, разъясняющей принципы и возможности социально-педагогической помощи и услуг.
Педагогу социальному необходимо владеть определенным запасом знаний и методик для грамотного осуществления различных видов его деятельности, так как социально-педагогическая работа затрагивает юридические, медицинские, психологические, педагогические,
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СОЦИАЛЬНОГО ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 г. ПОЛОЦКА» ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Диагностика уровня личностного развития девиантных подростков
За время работы в ГУО «средняя школа № 16 г. Полоцка» мы знакомились и беседовали с различными учащимися. Для получения необходимой информации, сведений о ребенке, его личностных особенностях, взаимоотношений в семье, со сверстниками и взрослыми, мы использовали такие методики, как «Опросник проявлений агрессии и враждебности» Басса-Дарки, методику определения самооценки, комплексная анкета для подростков на выявление жизненных приоритетов, взаимоотношений в семье, отношения к курению, алкоголю, наркотикам, анкета на изучение мнения подростков по проблемам зависимостей.
Данные методики были подобраны нами таким образом, чтобы получить разностороннюю информацию о ребенке и ситуации, сложившейся в его жизни. Проводилось исследование среди учащихся группы риска, учащихся, состоящих на учете в ИДН, учете внутри колледжа, учащихся, которые находятся в социально опасном положении.
Опросник проявлений агрессии и враждебности Басса-Дарки был выбран нами потому, что результаты полученные в ходе исследования дают возможность предположить о различных агрессивных устранениях личности. Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [26, с.121].
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия – это использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – это агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – это готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – это оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев, законов.
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительное и вымышленное действие.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, работа современной школы как открытой социально-педагогической системы предполагает расширение ее воспитательных и образовательных функций, заботу о гуманизации среды, окружающей ребенка, инициативу в социально-педагогической деятельности в микрорайоне. Образовательные учреждения обретают новую социальную роль, способствующую формированию перспективных культурно-образовательных моделей.
Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивает оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты, социализации в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
В процессе написания курсовой автором были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовые акты молодежной политики Республики Беларусь, роль социальных служб в решении молодежных проблем, методы и технологии работы с молодежью, а так же опыт работы педагогов СППС ГУО «Средняя школа № 16 г. Полоцка».
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Социальный педагог – высококвалифицированный специалист в области педагогики и психологии, занимающийся организацией профилактической, социально значимой деятельности детей и взрослых.
2. В организации профилактической деятельности педагог социальный использует такие направления как: правовое воспитание; половое воспитание; формирование нравственной культуры личности, трудовое воспитание; формирование эстетической культуры личности, воспитание физической культуры личности (формирование здорового образа жизни).
3. Цели и содержание деятельности школы определяют основные формы и методы работы педагога социального. Нами были рассмотрены группы методов работы социального педагога с учащимися: методы социальной диагностики, социальной профилактики, социального контроля, социальной реабилитации, психокоррекционные методы, методы психологического консультирования и т.д.;
4. Современные социально-педагогические технологии весьма разнообразны и в каждой конкретной ситуации требуют от специалиста прояснения социально-педагогической цели, условий ее реализации, особенностей и возможностей объекта, особенностей места реализации, возможностей по времени для реализации цели, формы реализации, особенностей субъекта социально-педагогической деятельности.
Для работы с учащимися, имеющими склонность к девиантному поведению предложена коррекционно-реабилитационная программа для работы с данной категорией учащихся. Она предполагает реализацию таких целей:
1. Адаптация подростков данной категории в социуме.
1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В.В. Дударев. – М.: Владос, 2006. – 121 с.
2. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
3. Бондарь, Л.А. Социальная работа и молодежные организации: Конспекты лекций /Л.А. Бондарь. – М.: Институт молодежи, 1993. – 167 с.
4. Борисова, Л. Г. Свободное время подростков: социализация или девиация / Л.Г. Борисова. – Новосибирск, 2004. – 113 с.
5. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Ю.В. Василькова. – М.: Академия», 2001. – 160 с.
6. Голоухова, Г.Н. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие / Г.Н. Голоухова. – Архангельск: Поморский университет, 2010. – 196 с.
7. Загвязинский, В.И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – М.: Юрайт, 2012. – 405 с.
8. Закатова, И. Н. Социальная педагогика в школе / Закатова И. Н. – M.: Вече, 1996. – 122 с.
9. Зикратов, В. Девиантно-делинквентное поведение подростков и детей [Текст] / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 34 –39.
10. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
11. Камалдинова, Э. И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности /Э.И. Камалдинова. – М.: Педагогика, 1998. – 336 с.
12. Капская, А.И. Социальная работа: некоторые аспекты работы с детьми и молодежью [Текст]: науч.-метод. пособие / А.И. Капская. – Киев: КГУ, 2000. – 321 с.
13. Караев, А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования// Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2005. – № 3. – с. 14 – 19.
14. Колков, В.В., Колков, С.В., Шахина, Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: Учебное пособие /В.В. Колков, С.В. Колков, Н.А. Шахина. – М.: Социально-технический институт, 2000. – 560 с.
15. Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно: ГрГУ, 2004. – 63 с.
16. Никончук, А.С. Введение в методические основы социально-педагогической работы [Текст] / А. С. Никончук. – Мн.: Полымя, 2005. – 232 с.
17. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. – М., 2001. – 325 с.
18. Олиференко, Л. Социально-педагогическая поддержка детства [Текст] / Л. Олиференко. – М.: Владос, 2002. – 157 с.
19. Рожков, М. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 231 с.
20. Сидорова, Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита [Текст] / Л. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С.45 –53.
21. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы /Автор –составитель Т.А. Шишковец. -2-еизд., перераб. и доп. – М.: ВАШ, 2007. – 336 с.
22. Степанов, С. Подростки с отклоняющимся поведением [Текст] / С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 12–18.
23. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 390с.
24. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
25. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П.А. Шептенко, Г.А. Воронина / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
26. Юсупов, В.В., Корзунин, В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения /В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. – СПб.: Речь, 2007. – 112 с.