Введение
1. Теоретические основы проблемы социальной адаптации младших школьников
1.1 Сущность, содержание и факторы социально-педагогической адаптации младших школьников
1.2 Психолого-физиологические особенности младших школьников
2. Исследование процесса социально-педагогической адаптации младших школьников
2.1 Психолого-педагогические условия социально-педагогической адаптации младших школьников
2.2 Формы, средства и методы исследования процесса социально- педагогической адаптации младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Введение
Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.
Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в педагогике, психологии, медицине, физиологии, философии, социологии и др. наук. Последствия трудной адаптации различны: ухудшение состояния здоровья, увеличение заболеваемости, снижение работоспособности, низкий уровень усвоения учебного материала.
Поэтому целью курсовой работы является: изучение социально-педагогической адаптации младших школьников.
Объект исследования: процесс социально-педагогической адаптации младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия социально-педагогической адаптации младших школьников.
Гипотеза: социально-педагогическая адаптация младшего школьника будет эффективна, если:
между педагогом и учащимися устанавливаются субъект-субъектные отношения;
учитываются индивидуальные особенности младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
· Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
· Определить состояние социальной адаптации младших школьников в условиях современной школы;
· Выявить психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников;
· Разработать методику проведения эмпирического исследования.
Методы исследования: беседа, наблюдение, опрос, диагностический эксперимент.
1. Теоретические основы проблемы социально-педагогической адаптации младших школьников
1.1 Сущность, содержание и факторы социально-педагогической адаптации младших школьников
В науку о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п.
Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному-«развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни»[12, с.10]
До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры и др.).С появлением в научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ в новое русло, и к середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, педагоги представители других наук [13,с.41].Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социальное становление личности - это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах[12,с.9]. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Человек - существо социальное, общественное. С первых дней своего существования мы окружены себе подобными и с самого начала своей жизни включены в различные социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как научится говорить[13,с.40].
2. Исследование процесса социально-педагогической адаптации младших школьников
2.1 Психолого-педагогические условия адаптации младших школьников начальной школы
Для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают трудности и не сразу включаются в школьную жизнь. Наиболее часто встречаются три типа трудностей.
Первый из них связан с особенностями школьного режима. Без должных привычек у ребенка появляется чрезмерная усталость, срывы в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно и четко выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их исполнение, принимали мер поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей. Второй тип трудностей, которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, одноклассниками, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям, учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Взаимоотношения учащихся в классе бывают нормальными тогда, когда учитель одинаково ровен и требователен ко всем детям, когда слабых он поощряет за трудолюбие, а сильных может пожурить за излишнюю самоуверенность. Это создает хороший психологический фон для коллективной работы класса. Учитель поддерживает дружбу детей по общности интересов, по общим внешним условиям жизни. С поступлением в школу меняется положение ребенка в семье. У него появляются новые права и обязанности. Третий тип трудностей многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В начале они с радостью посещали школу, с удовольствием
Заключение
Исследование было посвящено проблеме социально-педагогической адаптации младших школьников. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Так, изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, было рассмотрено понятие социальной адаптации, особенности социально-педагогической адаптации младших школьников, возрастные особенности психического и физиологического развития, индивидуальные особенности развития младших школьников, которые влияют на процесс социальной адаптации.
Так же было выяснено, что праздники в начальной школе играют огромную роль в социальной адаптации детей младшего школьного возраста. Они способствуют приспособлению младшего школьника к новой системе социальных условий. Так как, большинство праздников «работает» на сплочение социума, на повышение социального статуса, на закрепление общественно значимых положений индивида при переходе в новые социальные состояния. Хорошо организованные праздники создают благоприятную ситуацию для социальной адаптации младших школьников в школе.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М: Юрайт,2010-812с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под. Ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-264с.
3. Белавина О.В. Одаренные дети: проблемы адаптации //Психологический журнал.2010.-№1.-С.41-54.
4.Битянова М.Р. Социальная психология: учеб.пособие. 2-е изд., перераб.-СПб.:Питер,2008.-368с.
5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.- Спб.: Изд-во «Речь»,2004.-440с.
6. Бордовская,Н.В.,Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие.-СПб: Питер, 2008.-304с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-Спб.:Питер,2008-568с..
8. Истратова О.Н., Широкова Т.В.,Эксакусто Т.В. Большая книга детского психолога.-Феникс,2008.-568с.
9. Ишкильдина Р.Т., З.Ш.Касимова. Проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.-СГПА,2010.
10. Кумарина Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников//Народное образование.-2009.-№7.-С.163-168.
11. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. заведений.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт - Издат, 2003.-607с.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. -М.: Высшее образование,2009.-452с.
13. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации/ Э.А.Ахмадуллина, Г.Ш.Габдреева//ученые записки Казанского гос. Университета.-2008.-Т.150,сер. Гуманитарные науки, кН.3.-С.15-28.
14. Подласый И.П. Педагогика: учеб.- М.: высшее образование, 2008. - 540с.
15. Практическая психодиагностика: методики и тесты/ ред.-сост. Д.Я. Райгородский.- Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2008.- 667 с.
16. Профилактика, коррекция, реабилитация детей и подростков с девиантным поведением, теория и методика/Авт.-сост.М.В. Абдрахманова, Ф.Р.Мавлеткулова, А.М. Анохин.- Стерлитамак. Гос. Пед. Акад. Им Зайнаб Биишевой.
17. Савина Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины//Наука и школа.2010.-№3.-С.118-121.
18. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования.- М.: Издательский центр «Академия»,2002.-240с.
19. Теория и методика воспитания: учебное пособие /Е.В.Головнева.-2-е изд..-М.: Высш.шк.,2009.-256с.
20. Федоренко Е.Б. Ресурсы работы с гиперактивными детьми//Народное образование. 2009.-№7.-С.189-196.