Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Интернет зависимость как психолого-педагогическая проблема
1.2 Причины возникновения интернет зависимости у подростков
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Исследование интернет-зависимости подростков
2.2. Исследование уровня агрессии подростков
2.3 Выявление взаимосвязи интернет зависимости на уровень агрессивности подростков
ГЛАВА 3. АГРЕССИВНОСТЬ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1 Тест на Интернет-зависимость (перевод теста Кимберли Янг, выполненный и адаптированный В.А. Лоскутовой)
Введение
Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без него. Интернет достаточно сильно влияет на всех, особенно на детей и подростков. Проникновение социальных сетей в нашу жизнь и наше сознание очень глубокое. Подростки пользуются им не только дома, но и в других местах, где имеется какой-либо доступ к Интернету.
Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины. Стало привычным видеть, что человек с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине,в кафэ и даже в самолете. С появлением компьютеров появились и компьютерные игры. Современные игры создаются с очень реалистичным оформлением что влечет за собой рост количества людей, увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра). Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером дома, чем гуляет с дурной компанией, считают многие родители -самым ребенок получает неограниченный доступ к компьютеру. И это привело к проблеме. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них. Игры, которые исследователями оцениваются как содержащие сцены насилия, проявления агрессии и жестокости, как правило, занимают первые строчки в списках рейтингов наиболее популярных игр среди подростков.
Но кроме многочасового сидения за компьютерной игрой подростка подстерегает и другая опасность- они проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить письмо по e-mail. Однако общение онлайн существенно отличается от живого. Как известно, при встрече до 80% информации человек воспринимает не из слов, а из так
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1 Интернет зависимость как социально- педагогическая проблема
В настоящее время широко обсуждаются достоинства и недостатки работы в Интернете. С одной стороны, она приводит к расширению контактов, возможности обмена социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, интенсификации иностранных языков и ряду других позитивных эффектов. С другой стороны – она может привести к «синдрому зависимости» от компьютерной сети . [30]
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг-им было введено понятие Internet-addiction (по-русски "интернет-аддикция" или "интернет-зависимость"), которое он определил как патологическая, непреодолимая тяга к использованию Интернета, оказывающая негативное влияние на бытовую, рабочую, социальную, семейную и финансовую сферы деятельности.
В 1994 г. Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник, получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга). В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы по данной проблематике. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии.
Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:
1. Навязчивое желание проверить e-mail.
2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
2.1 Исследование интернет-зависимости подростков.
Опытно-экпериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ильянская средняя школа им. А.А. Гримотя» состоящая из трёх этапов:
-констатирующий;
-формирующий
-контрольный
С целью анализа и характеристики состояния уровня компьютерной зависимости был проведен констатирующий эксперимент, который проводился в экспериментальных классах. В исследовании приняло участие 150 человек, из них 64 мальчика и 86 девочек.Дети учатся в полную меру сил, проявляют интерес к знаниям, трудолюбивы. В классах есть реально действующие органы самоуправления, в основном самостоятельно решаются вопросы планирования, организации, контроля. Многие дети проявляют интерес к общественным делам, с желанием участвуют в них, выполняют поручения сознательно и ответственно к ним относятся. Переживают удачи и неудачи своего класса. Четко проявляют общественное мнение в классе, при любом негативном поступке учащегося.
Ребята в классе доброжелательно относятся друг к другу. Класс дисциплинирован, крупных дисциплинарных нарушений нет. Дети ответственны к любым посильным поручениям в классе. Эксперимент проводился на основе наблюдений, в форме теста на интернет-зависимость (перевод теста Кимберли Янг, выполненный и адаптированный В.А. Лоскутовой) . (Приложение 1). Сам тест содержит 20 вопросов с 5-ю вариантами ответов на каждый из них.Он направлен на выявление «интернет-зависимости» и определение её степени.
В результате проведенного опроса по методике выбранная группа была разделена на две подгруппы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу вошли 15 человек, набравшие от 80 до 100 баллов, что позволяет сделать вывод о существовании зависимости от интернета у данной подгруппы. В контрольную группу вошли 135 человек набравшие от 20 до 79 баллов по шкале К.Янг, что свидетельствует о том, что данная подгруппа не подвержена зависимости от интернета.
ГЛАВА 3. АГРЕССИВНОСТЬ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
Включение компьютеров в повседневную деятельность, наряду с пользой, порождает и ряд проблем. Психологи всё чаще сталкиваются с негативными побочными эффектами применения информационных технологий такими как: технострессы, компьютерофобии, зависимость от компьютерных игр (индивидуальных, групповых, ролевых), повышенный уровень тревожности, сужение круга интересов, немотивированная агрессия и другие.
В психолого-педагогической литературе проблема компьютерной и игровой зависимости относится к так называемому аддиктивному поведению, как одной из форм отклоняющегося, девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций[12].
Подростки, страдающие компьютерной зависимостью, замкнуты, отчужденны. Они отличаются большей тревожностью, жесткими неизменными мнениями и установками; болезненно реагируют на малейшие неудачи, более враждебно относятся к другим людям, чаще проявляют открытую или завуалированную жестокость, часто выражают недовольство окружающими[2].
В последнее время появились жестокие игры, в которых присутствует немотивированная агрессия, уничтожение всего живого в виртуальном мире[4]. Все большую озабоченность общественности вызывают игры становящиеся все более садистскими. Многие социологические и социопсихологические исследования влияния сцен жестокости и насилия, транслируемых по телевидению, на наличие проявления агрессивного поведения, доказывают, что после просмотра подобных сцен данное поведение возникает у 3- 5 % взрослых. Игры с сюжетами войн, гангстерских, мафиозных разборок способны укоренить и породить самые разные фобии (страхи), нарушения сна, неврозы, агрессию. Это и естественно ничему положительному такие игры привести не могут. Сегодня игровой рынок в основном заполнен агрессивными видеоиграми. Об этом говориться в работе А. Федорова "Школьники и компьютерные игры с экранным насилием", в ней был проведен анализ жестоких игр. Были получены следующие результаты [31]:
· практически все компьютерные игры, доступные посетителям компьютерных залов (а в основном - это подростки, молодежь до 18 лет),
Заключение
В заключении курсовой работы можно сделать обобщающие выводы.
1. Теоретический анализ литературы по проблеме взаимосвязи интернет-зависимости на уровень агрессии подростков показал, что интернет-зависимость подростков опасна в социальном и психологическом плане – занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и ослаблению эмоциональных контактов. Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то депривация общения, вызванная компьютером, представляется наиболее драматичной. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость), которые, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков. Для возникновения интернет-зависимости у детей и подростков существует множество причин: недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье, отсутствие контроля со стороны родителей, неумение ребенка налаживать контакты с окружающими, отсутствие друзей, сложности обучения в школе, отсутствие серьезных увлечений, интересов, хобби. Агрессивное поведение подростка обусловлено проявлением некоторых его личностных качеств в благоприятной ситуации. Для агрессии необходимо два условия: наличие определенных личностных качеств и благоприятные условия (внешние признаки). Если первое условие развивает готовность к агрессии, то второе является ее катализатором. Интернет пространство предоставляет возможность действовать обезличено, как в толпе. Выступая анонимно с любыми оскорбительными и уничижительными заявлениями, подросток четко осознает что за них не последует какого либо наказания. Более того, он рассчитывает на поддержку среди таких же неудовлетворенных своим общественным положением, жизненными успехами.
2. В результате исследования интернет-зависимости и агрессивности подростков были получены следующие данные. Диагностика уровня интернет-зависимости по методике К. Янга показала, что для большинства испытуемых характерен начальный уровень зависимости от сети Интернет. Они испытывают некоторое количество проблем из-за Интернета. В результате диагностики агрессии у интернет-зависимых подростков по методике Басса-Дарка был обнаружен высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям как: физическая агрессия, раздражение, негативизм. В группе девочек высокий показатель косвенной агрессии, вербальной агрессии и угрызений совести. Достоверно значимыми различия были выявлены по показателям: физическая агрессия, косвенная агрессия. Мальчики более склонны проявляться физическую агрессию, чем девочки. Мальчики используют физическую силу против другого лица
1. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи/Р.И. Азарова //Внешкольник. – 2003. - № 10.-128с.
2. Арестова, О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский, А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия /О.Н.Арестова и др.// Вестник МГУ. Серия ХIV. Психология , с. 14-20.
3. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е., Смыслова, О.В. Интернет: воздействие на личность /Ю.Д. Бабаева // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра" .- 2000.- с.11-40
4. Бабаева, Ю.Д., Войскунский, А.Е. Психологические последствия информатизации /Ю.Д.Бабаева// Психологический журнал, т. 19.- N 1.- 1998.- с. 89-100.
5. Белинская, Е.П. Пространство, населенное Другими /Е.П.Белинская// Интернет № 16 июнь-август.- 1999.-С. 76-81
6. Беляева, А.В., Коул, М. Компьютерно опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития /А.В.Беляева// Психологический журнал, № 2, 1991.-с.145-152.
7. Бирюков, В. Сеть и наркомания /В.Бирюков//Компьютерный еженедельник «Компьютерра» .-1998г.-№16.- с.13-15.
8. Букин, Д., Букин, М. Хакеры. О тех, кто делает это./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1996.- с.23.
9. Букин, Д., Букин, М. .Underground киберпространства./Д.Букин, М.Букин// Рынок ценных бумаг.-1997.-с .18.
10. Бэнкс, М.(1998) Психи и маньяки в Интернете/ М.Бэнкс//- СПб.: Символ-плюс.-с.12-39.
11. Вересаева, О. «Психология и интернет на пороге ХХI века». /О.Вересаева// Психологическая газета.- №12.- 1996.- с.4-6.
12. Войскунский, А.Е. Феномен зависимости от Интернета /А.Е.Войкунский// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А.Е. Войскунского. Москва.- 2000.- с.- 100-131.
13. Войскунский, А Е. Исследования Интернета в психологии /А.Е.Войкунский// Интернет и российское общество под ред. И. Семенова.- Москва.-2002.- с. 235-250
14. Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете /А.Е.Войкунский// Психологический журнал.- №20.-с.126-132.
15. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции /А.Е.Войкунский// Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии.-Москва.- Экопсицентр РОСС. -2000.- с. 251-253.
16. Гоуэн, М., Web будущего/ М.Гоуэн //Журнал «Мир ПК». — Москва// Открытые системы.- 2001.- №6. — 160 с.
17. Гундарева, И.П. О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками /И.П.Гундарёва //Воспитание школьников. – 2005. - № 9.- с.30-33
18. Доронина, О.В. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление/О.В.Доронина// Вопросы психологии.-№ 1.- 1993.-с.12
19. Ефимов, К.Ю. Особенности проведения психологических исследований через Интернет: проблемы достоверности данных /К.Ю.Ефимов // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. Москва.- 2000.- С. 254-255
20. Залесский, П., Спектор, М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории /П.Залесский // Москва.- Мир Internet.- 1999.- № 7-8, с. 42-44.
21. Иванов, М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции./М.С. Иванов //Сибирская психология сегодня. Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово.- 2004.-с. 370-377.
22. Караковский, В.А. Стать человеком. /В.А.Караковский// Общечеловеческие ценности- основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва.- 1993.-с.103
23. Куртышева, М. Как сохранить психологическое здоровье детей. /М.Куртышева// – СПб.- 2005.-с.45-56
24. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «бермудский треугольник» за углом /Е.Корнеева//Мир семьи. – 2004. –с.13-17
25. Крук, Ч. Школы будущего /Ч.Крук// Гуманитарные исследования в Интеренете под ред. А.Е. Войскунского – Москва.- Можайск-Терра.-2000. - С.285-302.
26. Кудрявцев, В. «Интернет, или «экологически чистый» наркотик». /В.Кудрявцев// Журнал «Воспитание школьников».- №5.- 1995.-с.35-40.
27. Короленко, И. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / И.П.Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В М Бехтерева.- 1991.- № 1.- С 8-15.
28. Кузнецов, Г. Поход за силой. / Г.Кузнецов //Компьютера. – 2000. - № 18.- с.24-45
29. Лакан, Ж. Телевидение /Ж.Лакан// TeleVision, Гнозис.- 2000.- с.160
30. Моторин В.Н. Об использовании компьютера в педагогическом процессе /В.Н.Моторин//Дошкольное воспитание. – 2001. – № 12.- С.26-29
31. Маслов, О.Р., Пронина Е.Е. Психика и реальность: типология виртуальности. /О.Р.Маслов, Е.Е.Пронина// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте.-Москва. Российская Ассоциация Искусств. Интеллекта.- 1998.- с. 211-225.
32. Моисеенков, И. Оно /И.Моисеенко// Компьютера.-1996.- с.43.
33. Молчанов, Б.М. Что такое хакер? /Б.М.Молчанов // КомпьютерПресс.- 1993.- с. 8
34. Мюррей, К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии /К.Мюррей// Гуманитарные исследования в Интернете под ред. А Е. Войскунского. - М.- 2000. С.132-140.
35. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? /В.И.Новосельцев// Директор школы. – 2003. - № 9. – с.13-18
36. Петрова, Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? /Н.П.ПЕтрова//Hard'n'Soft. - 1996. - N7. - с. 90-92
37. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий /Ю.О.Прибылова//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4. – с.35-39
38. Рэймонд, Э.С. Новый словарь хакера. М.: ЦентрКом, 1996
39. Собкина, В.С., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета /В.С.Собкина, Е.П.Белинская// Образование и информационная культура: Социологические аспекты. Труды по социологии образования. -Том V.- Выпуск VII, М.: Центр социологии образования РАО.- 2000.- С. 431-460
40. Соболева, Б. Влияние телевизора и компьютера на душу ребенка/Б.Соболева//Женское здоровье. – 2000. - № 7. – с.6-19
41. Сонькин, В.Н. Чем занимаются наши дети /В.Н.Сонькин//Здоровье детей. – 2003. - № 21.- с.5-10
42. Стукова, О.В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! /О.В.Стукова//Аномалия. – 1996. – № 23 – с.3-9
43. Субботский, Е.В. Индивидуальное сознание как система реальностей /Е.В.Субботский // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н.Леонтьева под ред. А.Е.Войскунского, А.Н.Ждан, О.К.Тихомирова. - М.: Смысл.- 1998 .-с. 125-160
44. Тихомиров, О.К. Информационный век и теория Л.С.Выготского /О.К.Тихомиров// Психологический журнал.- №1.- 1993.-с.35-36
45. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» /А.В.Фёдоров//Педагогика. – 2004. - № 6.- с.56-58
46. Форман, П., Вильсон, П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях /П.Форман, П.Вильсон// Психологический журнал.- №2.-1996.-с.22-25
47. Херст, Д. М. Переходные и аутистические феномены при аддиктивном поведении /Д.М.Херст// Психология и лечение зависимого поведения, под ред. С. Даулинга; Москва.- Класс.- 2002.-79с.
48. Холмогорова, А.Б., Гаранян, Н.Г. Эмоциональные расстройства и со-временная культура /А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян// Московский психотерапевтический журнал.- 1999.- №2.- с. 61- 90.
49. Цымбаленко, С.Б. Российские подростки в информационном мире /С.Б.Цымбаленко//ЮНПРЕСС. – 1998. - № 3.- с.55-57
50. Чудинова, В.П. Социализация ребенка и медиа В.П.Чудинова//Школьная библиотека. – 2004. - № 4- с.14-18
51. Чудов, Г.С. Современная форма виртуальной реальности /Г.С.Чудов// Виртуальная реальность в психологии и искусственном интеллекте. – Москва.-1998.-с. 295-305.
52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога /М.В.Шакурова//М-2002. – с.156-157
53. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований /С.А.Шапкин // Психологический журнал.-том 20.- 1999.-с. 86-
54. Шептенко П.А. Методика и технология работы социального педагога. /П.А.Шептенко//Москва.-2001.-с.301
55. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок /А.Г.Шмелёв// Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка.- М.- 1988.-с.189-191
56. Якушина, Е.В. Подростки в Интернете /Е.В.Якушина//Педагогика. – 2001. - № 4. – с.21-25
57. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет.- 2000. -№ 2.- с. 24-29