Введение
Все более актуальной становится задача охраны здоровья учащихся, создание адаптивного образования для детей с трудностями в обучении, возникновения и развития школьной адаптации. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды.
Актуальность исследования. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Меняется место ребенка в системе общественных отношений. Это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, к новому положению в обществе, новым взаимоотношениями со взрослыми и сверстниками; меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. Обретение статуса школьника для многих детей связано с изменениями образа жизни, когда возникает необходимость привыкнуть к новым условиям, коллективу, требованиям, ежедневным обязанностям. Не последнюю роль в процессе адаптации к школе играет социальный педагог, который может помочь ребенку приспособиться и принять новые условия жизнедеятельности, но может навсегда испортить отношение к школе.
Проблеме адаптации посвящено значительное количество исследований в медицине, физиологии, философии, социологии и др. Понятие адаптации рассматривается представителями разных областей научного и практического знания как многоуровневое, многофакторное явление, т.е. связанное с воздействием на человека большого числа внешних и внутренних факторов.
Цель исследования: изучение содержательно-методических аспектов социальной адаптации младших школьников в учреждениях образования.
Объект исследования: процесс социальной адаптации младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1 Раскрыть сущность и содержание социальной адаптации младших школьников;
2 Охарактеризовать деятельность социального педагога по социальной адаптации младших школьников в учреждениях образования;
1 Теоретические основы социальной адаптации младших школьников
1.1. Сущность и содержание социальной адаптации младших школьников
Термин «адаптация» происходит от латинского слова «adaptatio» – приспособлять, прилаживать, устраивать [16, с. 48]. Данное понятие находит отражение в таких областях науки, как психология, медицина, социология. Во всех данных отраслях адаптация подразумевает активизацию потенциала человека в связи с неблагоприятным воздействием каких-либо внешних факторов. По мнению многих исследователей, понятие адаптации до сих пор не имеет сколько-нибудь общепризнанного определения в его широком значении.
Термин «адаптация» получил распространение в психологии. В западной психологической литературе социальная адаптация обозначается термином «adjustment», который отличается от «adaptation» – биологической или физиологической адаптации. Теоретическим фундаментом данного явления стала теория К. Халла об обучении как механизме целесообразного адаптивного поведения [16, с. 50].
Психологическая адаптация – это явление, которое характеризует самые оптимальное приспособление человеческой психики к условиям жизнедеятельности, среды, а также частным условиям [16, с. 48].
Принято считать, что психологический механизм адаптации является в большой мере индивидуальным для человека и определяется как его прошлым опытом, так и его базовыми конституциональными и психофизиологическими особенностями. Таким образом, можно отметить, что механизмы адаптации и черты личности человека развиваются взаимообусловлено и параллельно.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, изучаемых психологами и педагогами. Первый год обучения в школе является очень сложным, переломным моментом в жизни ребёнка. С поступлением в школу изменяется его место в системе общественных отношений, меняется образ жизни, привычный для него, а также возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Рассматривая адаптацию ребенка к школе, исследователи выделяют уровни, механизмы и показатели адаптации. Так, А.Л. Венгер рассматривает адаптированность как систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности, и выделяет три уровня адаптированности первоклассников.
2 Изучение социальной адаптации младших школьников в учреждениях образования
2.1. Диагностика уровня сформированности социальной адаптации младших школьников в учреждениях образования
С целью изучения уровня сформированности социальной адаптации младших школьников было проведено диагностическое исследования.
Цель исследования – изучение особенностей социально-психологической адаптации младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести изучение вопросов адаптации младших школьников.
2. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
3. Провести диагностическое исследование особенностей социальной адаптации младших школьников.
4. Предложить методические рекомендации по социальной адаптации младших школьников.
Объект исследования – процесс социальной адаптации младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия социальной адаптации младших школьников.
Эмпирическая база исследования
В исследовании приняли участие 17 младших школьников – учащихся 1 класса. Базой исследования стало ГУО «Средняя школа № 5 г. Гомеля».
С целью проведения диагностического исследования была разработана программа обследования, включающая следующие методики:
1. Методика «У кого больше».
2. Методика Н. Лускановой
1. Методика «У кого больше» (автор – Я.Л. Коломенский (адаптированная)).
Данная методика, – это такой вариант теста-задания, который даёт фактическую информацию о личных взаимоотношениях учеников, дополняющую социометрический тест, и, вместе с тем, приносит результаты, допускающие однотипную с ним качественную и количественную отработку.
Предмет диагностики: межличностные отношения
Стимульный материал: три привлекательных, желаемых предмета: открытки. На оборотной стороне открытки стоит номер, "присвоенный" каждому из детей. Инструкция: "Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на
Заключение
Целью данной работы стало изучение содержательно-методических аспектов социальной адаптации младших школьников в учреждениях образования.
В работе были решены следующие задачи:
1 Раскрыть сущность и содержание социальной адаптации младших школьников;
2 Охарактеризовать деятельность социального педагога по социальной адаптации младших школьников в учреждениях образования;
3 Провести диагностику уровня сформированности социальной адаптации младших школьников учреждениях образования.
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Процесс становления личности проходит всю жизнь. Человек на протяжении жизни усваивает нормы поведения в обществе, пересматривает свои позиции и, тем самым, проходит социализацию. Успешность процесса социализации личности в целом зависит от ее успешности адаптации к обществу. Проблема социальной адаптации младших школьников к условиям обучения в школе очень важна, поскольку социальная адаптация и социализация в целом выступают неотъемлемой частью общей адаптации личности к предстоящим новым условиям жизни.
От протекания процесса социальной адаптации на данном возрастном этапе развития ребенка во много зависит успешность его дальнейшего профессионального становления в обществе. Адаптация важна как механизм принятия человека в социум. Успешному протеканию социальной адаптации может способствовать правильно организованная система взаимодействий со стороны родителей, классного руководителя и социального педагога образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие социальных качеств личности ребенка для постепенной интеграции учащегося в социум, как в школьной среде, так и за ее пределами.
Социальная адаптация младших школьников в процессе обучения отличается рядом специфических особенностей. Среди них можно назвать следующие: доминирование учебно-познавательной деятельности и ее результатов; обусловленность учебных достижений и успешности их адаптации профессиональной деятельностью учителя; важность и необходимость оказания помощи в сфере учебной деятельности младших школьников специалистами социально-педагогической и психологической службы школы; зрелость образовательной функции школьного класса; мотивация учения, его рефлексивность и др.
1. Белова, Л.В. В семье – первоклассник : записки учительницы / Л.В. Белова. – М. : Педагогика, 1980 – 160 с.
2. Белякова, Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н.В. Белякова. – Томск, 1999. – 23 с.
3. Бучилова, И.А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии / И.А. Бачилова // Концепт. – 2014. –№ 07 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/14192.htm. – Дата доступа: 21.12.2016.
4. Бычкова, С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. – М. : Владос, 2003. – 96 с.
5. Власова, С.В. Методы и методики социально-психологического исследования учебных групп // Психологические науки. – 2012. – №9-1.
6. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1992. – 143 с.
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kodeksy.by/kodeks-ob-obrazovanii. – Дата доступа: 12.05.2017.
8. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. – Минск : Педагогика, 1984. – 239 с.
9. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 320 с.
10. Лусканова, Н. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог. – 2001. – № 9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200100907.
11. Лусканова, Н.Г. Диагностические аспекты проблемы школьной дезадаптации у детей младшего школьного возраста / Н.Г. Лусканова // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. ред.: В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2002. – С. 149-166.
12. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 280 с.
13. Морено, Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено. – М. : Академический проект, 2001. – 280 с.
14. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М. : Просвещение , 1985. – 272 с.
15. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе / В.С. Мухина // Для учителя начальных классов. – М. : Просвещение, 1986. – 360 с.
16. Основы психологии и педагогики: учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения / авт.- сост. Н.А. Лобан [и др.]. – Минск : Изд-во МИУ, 2009. – 180 с.
17. Репина, Т.А. Межличностные отношения в различных возрастных группах детского сада / Т.А. Репина // Проблемы социальной психологии. – М. : Просвещение, 1971. – 340 с.
18. Сургаева, Н.Н. Школьная дезадаптация / Н.Н. Сургаева. – Тюмень : Вектор Бук, 2001. – 100 с.
19. Фарбер, Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер. – М. : Владос, 1995. – 416 с.