– признать права ребенка на всех уровнях, что нашло отражение во всех нормативно-правовых актах и документах;
– создать систему информирования и обучения правам человека, правам ребенка через учебно-воспитательный процесс;
– создать Национальную комиссию по правам ребенка, органы охраны детства; социально-педагогические, психологические службы, социально-педагогические учреждения;
– признать, что каждый ребенок нуждается в помощи, поддержке и защите, и прежде всего, тот, кто оказался в трудной жизненной ситуации (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с особенностями развития, дети в конфликте с законом).
Проблема психолого-педагогической поддержки обучающихся оказавшихся в социально опасном положении остается на сегодняшний день достаточно актуальной в системе образования, она требует особого внимания со стороны всех субъектов образовательного процесса.
На 1 января 2017 года 27 тыс. 891 несовершеннолетний признан находящимся в социально опасном положении. В 2016 году сняты с этого учета в связи с нормализацией ситуации в семье 19 тыс. 186 детей и возвращено в биологические семьи 65% изъятых из них детей в связи с нормализацией ситуации.
По словам главного специалиста управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Алеси Бересневой, в Беларуси ведется работа по обеспечению благоприятных условий для развития детей. Особенностью системы охраны детства является
1 Нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении
В Республике Беларусь создана нормативно-правовая база, которая касается обеспечения защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении.
Основными нормативно-правовыми документами, которые направлены на обеспечение защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении в Республике Беларусь, являются:
1) Конвенция ООН о правах ребенка;
2) Конституция Республики Беларусь;
3) Кодекс о браке и семье Республики Беларусь;
4) Закон Республики Беларусь № 2570-XII от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка» [1];
5) Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-З (принята Палатой представителей 2 декабря 2010 года; одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года) [2];
6) О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь № 18 от 24 ноября 2006 года [3];
7) Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении: приказ Министерства образования Республики Беларусь №336 от 24 мая 2011 года [4];
9) Об основах системы профилактики безнадзорности и правовых нарушений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь № 200-З от 31 мая 2003 [5];
8) Положение о порядке признания детей, нуждающихся в государственной защите: Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2006 № 1728 с изменениями от 27 июня 2011 года [6].
10) Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь № 30 от 05 мая 2007 года [7];
11) Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. (МО РБ от 22.12.2008г. № 12-02-05/1645);
12) Методические рекомендации для учреждений образования «Организация работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» от 06 ноября 2007 г.;
13) Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям от 26.12.2006г. № 1728;
2 Формы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении
Формы – это внешнее проявление организации взаимодействия. Формы социально-педагогической деятельности – это внешнее выражение организации взаимодействия социального педагога и клиента.
Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Методы в работе социального педагога – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.
Дети, находящиеся в социально опасном положении, имеют свои психологические особенности. Наиболее типичными особенностями детей, находящихся в социально опасном положении, являются: эмоциональная депривация, физическая отверженность, проявляющаяся в недостаточной заботе, неправильном уходе, питании, физическом, эмоциональном и даже сексуальном насилии.
Внешними проявлениями этих проблем являются:
– агрессивное поведение, негативизм;
– эмоциональная глухота и отверженность;
– конфликтность;
– нестабильность отношений с окружающими и т.п.
Как отмечает Т.Н. Ковалева, социальный педагог в таком случае должен обладать умением «разговорить» ребенка, умением слушать и слышать, наблюдать и видеть, в каждом случае найти и разработать конкретные адекватные формы диагностической, развивающей, психокоррекционной работы [9, с. 74].
Выделяют следующие особенности психосоматического развития и социального статуса детей данной категории:
– в психическом смысле – отсутствие адекватной семейной психологической среды, частые психологические травмы и психотравмирующие ситуации, что обусловливает проблемы в личностном развитии подростков;
– в физическом плане – частое нарушение соматического здоровья, наличие отягощенного анамнеза, как наследственного, так и приобретенного;
– в социальном плане отсутствие нормального семейного и социального окружения значительно затрудняет социализацию детей, провоцируя асоциальные проявления в их поведении [10, с. 62].
Так, дети, находящиеся в социально опасном положении, имеют следующие особенности:
– не сформированность некоторых необходимых жизненно-важных навыков практического и материального порядка;
3 Модель деятельности социального педагога с детьми, находящимися в социально опасном положении
Модель – это система действий и функций, выполняемых участниками деятельности.
Модель деятельности социального педагога – это последовательность организационных форм работы социального педагога, система действий и функций, выполняемых социальным педагогом и детьми.
Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования руководствуется специальной моделью деятельности службы СППС учреждения образования по реализации Декрета Президента Республики Беларусь № 18 [3], который направлен на регулирование государственной зашиты детей в неблагополучных семьях.
Этапами деятельности службы СППС, и социального педагога в частности, являются:
- выявление несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении;
- подготовка информации для рассмотрения вопроса о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении;
- признание несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, на заседании совета профилактики;
- в течение трех рабочих дней после принятия советом профилактики решения о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении, предоставление выписки из протокола совета профилактики о постановке на ребенка на учет, как находящегося в социально опасном положении, и учетной карты несовершеннолетнего в ГУО «Социально-педагогический центр»;
- оформление личного дела несовершеннолетнего и сбор необходимой информации: тщательное изучение положения детей в семье, проведение «социального расследования» по изучению семейной ситуации, основных факторов риска, позитивных ресурсов семьи, определение влияния окружающего социума на семью и ее членов (в течение 10 рабочих дней).
- разработка и утверждение индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (в течение 7 дней);
- участие в межведомственном взаимодействии по реабилитации семьи, профилактике вытеснения из нее ребенка, реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;
- мониторинг (оценка) эффективности выполнения плана и соответствия результатов деятельности целям. При необходимости - внесение изменений в индивидуальный план защиты прав и законных
Заключение
Проведенное теоретико-практическое исследование позволяет сделать вывод о том, что существующая нормативно-правовое обеспечение защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении в Республике Беларусь достаточно развита. Она включает в себя Конвенцию ООН о правах ребенка, Законы РБ, Положения, методические рекомендации, в которых определены основные понятия в контексте обеспечение защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально-опасном положении. К несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; несовершеннолетние, признанные КДН или органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении
Основными формами работы социального педагога являются: проведение комплексной оценки семьи, социальный патронаж, социальное расследование, а также коллективные, дифференцированные, индивидуальные, нетрадиционные. Методами работы социального педагога являются: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения. Формы и методы работы реализуются социальным педагогом с опорой на такие принципы как вовлечение членов семьи и значимого окружения ребенка, уважение прав родителей, сотрудничество с родителями, заинтересованными службами и организациями, конфиденциальность.
Модель социального педагога с детьми, находящимися в социально опасном положении, включает деятельность, состоящую из следующих шагов: 1) выявление несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении; 2) подготовка информации для рассмотрения вопроса о признании ребенка, находящимся в социально опасном положении; 3) признание несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, на заседании совета профилактики; 4) предоставление выписки из протокола совета профилактики о постановке на ребенка на учет; 5) оформление личного дела несовершеннолетнего и сбор необходимой информации; 6) разработка и утверждение индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; 7) участие в межведомственном взаимодействии по реабилитации семьи, профилактике вытеснения из нее ребенка, реализации индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего; 8) мониторинг (оценка) эффективности выполнения плана и соответствия результатов деятельности целям.
Эффективность работы с детьми, находящимся в социально опасном положении, зависит от целенаправленной организованной работы социального педагога, межведомственного взаимодействия специалистов