ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Проблема нравственного развития личности школьников
1.2 Факторы нравственного развития в подростковом возрасте
1.3 Агрессивность в подростковом возрасте
1.4 Виды психологической помощи агрессивным подросткам
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ
2.1 Пояснительная записка
2.2 Диагностический этап
2.3 Тренинговый этап
2.4 Контрольный этап
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общественная структура неразрывно связана с принятыми в обществе социальными ценностями и нормами. Изменение социальных структур совпадает со сменой морали. Отсутствие принятой обществом системы норм и ценностей дестабилизирует общество и ставит целый ряд проблем перед процессом социализации подрастающего поколения. Современное общество в данный период переживает глубокий нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни, теряет основания своего собственного бытия. Современный человек все больше ориентируется на материальный успех, внешние достижения.
Подростковый возраст является особым этапом развития в личности, когда на основе качественного изменения всей психической жизни меняются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к окружающему миру и самому себе. Появление у подростка сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральных конфликтов и нравственных самооценках свидетельствует о становлении нравственной сферы личности.
Развитие нравственной сферы личности подростка в современном обществе на макроуровне опосредуется его дальнейшей прагматизацией, девальвацией духовных ценностей и общим кризисом нравственности. В воздействии на подростков таких мощных мезофакторов, как средства массовой коммуникации (интернет, телевидение, кино, печать, радио), с помощью которых осуществляется распространение знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм преобладает негативная составляющая.
На микроуровне неблагоприятная социальная ситуация развития (семья, школа и другие агенты социализации) нередко формирует объектную внутреннюю позицию подростка, характеризующуюся неразвитостью субъектных свойств личности (субъекта самосознания, общения, деятельности). Эти характеристики связаны со слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между нравственным сознанием и поведением. В связи с вышеизложенным актуальным становится изучение нравственных представлений у подростков с разным уровнем агрессивности.
Проблемой изучения нравственной сферы личности, разработкой категорий нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений занимались такие ученые как Л.М. Аболин, Л.И. Божович, Э.М. Бондарева, С.К. Бондаренко, Б.С. Братусь, А.А. Гуссейнов, В.П. Зинченко. В.В. Знаков, Д.В. Колесов, А.В. Петровский, Л.М. Попов и др. Моральное развития в онтогенезе, его внешние и внутренние
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ
1.1 Проблема нравственного развития личности школьников
Проблема нравственного развития личности рассматривалась такими отечественными психологами как В.В. Абраменкова, Ю.В. Александрова, Л.Н. Антилогова, Л.И. Божович, Р.Р. Калинина, А.Н. Леонтьев, А.А. Рояк, С.Л. Рубинштейн. Отличительная особенность отечественных исследований в сфере нравственного развития заключается в социальной и культурной обусловленности процессов нравственного развития.
Нравственное развитие человека – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его на более высокие ступени нравственной зрелости. Становление личности невозможно без ее нравственного развития, которое заключается в освоении моральных ценностей, выработке нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждение и представление о должном воплощаются в реальных поступках и поведении [23, с. 43].
В настоящее время одной из наиболее разработанных концепция является концепция развития нравственной сферы личности Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой. Эта концепция опирается на принцип системного подхода, согласно которому нравственная сфера личности рассматривается как системное интегративное образование; на принцип деятельностный принцип, требующий учитывать взаимодействие нравственного сознания и поведения, как необходимое условие этического развития личности, формирования её нравственных мотивов. Нравственная сфера личности рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент) и поведения личности (поведенческий компонент), динамика которой в детском возрасте опосредована нравственными чувствами, подростковом – нравственными отношениями и переживаниями, юношеском – нравственным сознанием и самосознанием [19, с. 15].
Развитие нравственной сферы личности в детстве представляет собой процесс усвоения (интериоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации-эстериоризации базисных этических понятий и частных
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ПОВЫШЕННОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ
2.1 Пояснительная записка
Программа тренинга предназначена для подростков с повышенной агрессивностью, имеющих низкий уровень нравственных представлений. В качестве вида психологической помощи подросткам с повышенной агрессивностью был выбран психологический тренинг. В процессе тренинговых занятий, которые организуются специальным образом, личность имеет возможность познать самого себя, осознать свои индивидуально-психологические особенности, оценить их, определить к ним свое отношение. Это все возможно путем использования различных игр, в процессе которых подростки получают от других обратную связь, которая носит интенсивный и концентрированный характер. Коррекционный эффект тренинга достигается за счет получения и осмысления личностью новых знаний и о себе, и о других членах группы. Подростковый возраст представляет собой сенситивный период нравственного воспитания личности, так как именно в этом возрасте с обобщением опыта нравственных отношений расширяются представления, понятия, суждения о моральных нормах, существующих в обществе. Все сильнее проявляется стремление утвердить себя в среде сверстников, иметь собственное мнение, собственные моральные оценки и суждения.
Название программы: «Снижение повышенной агрессивности подростков через формирование нравственных представлений и развитие личности».
Цель программы: снижение уровня агрессивности подростков, имеющих низкий уровень нравственных представлений.
Задачи тренинговой программы:
1) развитие нравственной сферы;
2) формирование позитивного самоощущения и адекватной самооценки;
3) повышение потребности в саморазвитии;
4) формирование эмоционально-положительного отношения к другим людям;
5) снижение агрессивности.
Принципы программы:
Коррекционная программа основана на следующих принципах.
1) принцип единства диагностики и коррекции, отражающий целостность процесса оказания психологической помощи подросткам. Эффективность коррекционной работы в значительной степени обусловлена комплексностью, тщательностью и глубиной предшествующей диагностической работы. Реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что проблема нравственного развития как процесса освоения моральных ценностей, выработки нравственных качеств, нравственных представлений и соответствующего поведения рассматривается многими зарубежными и отечественными учеными. Развитие нравственной сферы личности в детстве рассматривается как процесс усвоения основных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные представления, образцы и нормы. В подростковом возрасте происходит активное развитие личности и нравственной сферы, формируются нравственные представления и принципы, которыми развивающаяся личность начинается руководствоваться в поведении. Нравственное развитие в этот период во многом зависит от того, как складываются межличностные взаимоотношения с родителями и сверстниками. Внешними условиями нравственного развития подростков являются: культура как система нравственных норм и ценностей, нравственный потенциал социальной макро-, мезо- и микро- среды и состояние общественной морали. Внутренними условиями являются: нравственная активность личности, мотивация морального выбора, моральные переживания.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями; кризисные, переходные периоды связаны с неудовлетворенностью своим положением, протестным поведением и неуравновешенностью. На агрессивность в подростковом возрасте оказывают влияние: социальные, социально-психологические и психологические факторы: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением.
Основным видом психологической помощи подросткам с повышенной агрессивностью является групповой психологический тренинг. Тренинг является увлекательной формой работы, которая может быть эффективно применена в работе, направленной на преодоление агрессивности, а также наиболее полно удовлетворяет потребности подростков в общении со сверстниками и самовыражении. В ходе тренинга подросток может обучиться методам совладания с агрессией, конструктивным моделям поведения, позитивным установкам по отношению к окружающему миру; научиться лучше осознавать свои чувства, проводить анализ фрустрирующих ситуаций, защитных искажений в оценке себя, значимого другого.
На диагностическом этапе программы было установлено, что большая часть подростков оценивает свои нравственные представления о собственных поступках, нравственные убеждения и качества на среднем уровне и уровне
1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 316 с.
2. Азарова, Е.А. Особенности представлений о нравственности у подростков со склонностью к разным видам отклоняющегося поведения / Е.А. Азарова, Ю. Фатеева. – 2014. – № 1. – С. 41-48.
3. Алексеева, Н.И. Воспитывающие ситуации как средство формирования морального выбора подростка / Н.И. Алексеева // Известия РГПУ. – 2008. – № 1. – С. 15-19.
4. Антилогова, Л.Н. Нравственное сознание личности и его структура / Л.Н. Антилогова. – ОМСК, ОМГПУ, 1999. – 421 с.
5. Бекмуратова, Г.Т. Психологические проблемы нравственного развития личности школьников / Г.Т. Бекмуратова // ВНС НИИ Психологии КазНПУ имени Абая. – 2015. – № 1. – С. 1-5.
6. Белоусова, Е.Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования / Е.Л. Белоусова, Н.А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 2. – С. 270-277.
7. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности (психологическое исследование) / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 1985. – 266 с.
8. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб. : Питер, 2001. – 352 с.
9. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 302 с.
10. Гизатуллина, Э.Р. Развитие нравственной сферы личности подростка средствами социально-психологического тренинга: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Э.Р. Гизатуллина. – Нижний Новгород, 2012. – 19 с.
11. Дубинин, С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98–109.
12. Евграфова О.В. Психологический смысл нравственного воспитания в семье / О.В. Евграфова // Интергативный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей. – М., 2012. – С. 117–120.
13. Зимелева, З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей / З.А. Зимелева // Психологическая наука и образования. – 2001. – № 4. – С. 22-27.
14. Змановская, Е. В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В. Ю. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.
15. Ильичева, И.М. Психология духовности: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / И.М. Ильичева. – СПб., 2003. – 19 с.
16. Кошанская, А.Г. Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями / А.Г. Кошанская // Вектор науки ТГУ. – 2011. – № 2. – С. 172-175.
17. Кузнецова, С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2010. – № 4. – С. 84-90.
18. Мельникова, Н.В. К проблеме нравственного развития / Н.В. Мельникова, Н.П. Козлова // Внедрение инновационных технологий в профессиональную деятельность специалиста высшей квалификации. – Шадринск, 2003. – С. 23-41.
19. Овчарова, Р.В. Развитие нравственной сферы личности подростка: монография / Р.В. Овчарова, Э.Р. Гизатуллина. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. – 147 с.
20. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
21. Сапожникова, Л.С. Воспитание нравственного поведения подростков / Л.С. Сапожникова // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 50-56.
22. Соловцова, Е.Е. Механизм психической регуляции нравственных аспектов деятельности младшего подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Е. Е. Соловцова. – М., 1999. – 19 с.
23. Сорокоумова, Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков / Е.А. Сорокоумова // Инициативы XXI века. – 2009. – № 1. – С. 41-45.
24. Титаренко, А.И. Структура нравственного сознания: Опыт этико-философского исследования / А.И. Титаренко. – М.: Мысль, 1974. – 278 с.
25. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. – М.: Владос-Пресс, 2013. – 211 с.
26. Церковникова, Н.Г. Деформация морально-нравственного самосознания как одна из причин девиантного поведения подростков / Н.Г. Церковникова // Образование и наука. – 2004. – № 5. – С. 61-65.
27. Церковникова, Н.Г. Психологические особенности нравственного самосознания подростка в процессе средовой адаптации: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.05 / Н.Г. Церковникова. – Екатеринбург, 2004. – 18 с.
28. Шамардина, М.В. Снижение агрессивного поведения подростков посредством тренинга сенситивности / М.В. Шамардина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 5. – С. 123-125.
29. Шафикова, Г.Р. Психологические особенности развития нравственных отношений у современных подростков / Г.Р. Шафикова // Вестник ЧНПУ. – 2009. – № 6. – С. 185-189.
30. Шляхтина, О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом / О.И. Шляхина // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практич. конференции. – СПб., 1997. – С. 41-47.
31. Шукшина, Л.В. Снижение агрессивности подростков в процессе психологического тренинга / Л.В. Шушкина, О.В. Мизонова, Н.Н. Морозова // Современные исследования социальных проблема. – 2017. – № 2. – С. 15-19.
32. Шунчева, О.В. Особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте / О.В. Шунчева // Инновационная наука. – 2016. – № 2-4 (14). – С. 198–200.