ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы мотивации персонала
1.1 Понятие мотивации персонала
1.2 Особенности мотивации персонала в туристической деятельности
2 Анализ мотивации персонала на примере гостиницы «Интурист»
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Мотивация персонала в организации
3 Направления улучшения мотивации персонала в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет функционировать успешно, если она не включает эффективную систему мотивации труда, которая поощряет каждого отдельного работника продуктивно и эффективно работать для достижения конкретной цели. Разработка системы мотивации труда, которая позволяет сочетать интересы и потребности работников со стратегическими целями предприятия, является ключевой задачей кадровой службы. Эффективное управление, высокая отдача от подчиненных невозможны без целенаправленного и умелого воздействия на мотивацию работников, без качественной системы стимулирования.
В общем случае мотивация – это процесс воздействия на человека совокупности внутренних и внешних факторов, побуждающих его работать, определять границы и формы этой деятельности, ставить цели, на которые эта деятельность должна быть направлена.
Основной целью разработки и практического применения систем мотивации труда непосредственно в организациях является возможность внедрения новых принципов управления персоналом.
На сегодняшний день, прежде всего, иностранные фирмы, а также белорусские предприятия накопили значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значительного количества различных мотивационных систем, практически невозможно выбрать единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном предприятии.
1 Теоретические основы мотивации персонала
1.1 Понятие мотивации персонала
Определение «мотивация» можно рассматривать с разных точек зрения. Так, в соответствии с первой точкой зрения, мотивация – это внешнее влияние на работника для побуждения его к определенным действиям. С другой стороны, внутреннее состояние персонала, которое определяет его поведение. Исходя из двух определений, мотивация – есть совокупность внутренних и внешних стимулов, диктующих его поведение и обуславливающих его мотивы, побуждения [1, с. 53].
Таким образом, выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация связана с получением опыта, качественным выполнением работы. Внешняя мотивация объясняет появление стимулов внешним ими факторами. При управлении персоналом важно учитывать оба эти фактора. Так, менеджер может основываться на внешних мотивационных составляющих, но при этом учитывать наличие внутренних факторов.
Выделяют разные подходы к определению системы мотивации и ее подсистем и элементов. Выделяют три ключевые подсистемы:
- подсистему внутренней мотивации;
- подсистему внешней мотивации;
- подсистему оценки [16, c. 209].
Основные решения принимает система и подсистема управления персоналом. В случае, если отдел персонала отсутствует, можно образовать подсистему целей мотивации работников.
Важным фактором является поведение работника, которое продиктовано совокупностью внутренних и внешних факторов, что выражено качеством работ, соответствием целям самой организации и др. критериям эффективности.
2 Анализ мотивации персонала на примере гостиницы «Интурист»
2.1 Краткая характеристика организации
ОАО «Туристический комплекс «Брест-Интурист» является самым крупным туристическим комплексом Бреста, который оказывает все виды услуг по проживанию, питанию и культурному досугу клиентов, расположен в центральной части города, имеет собственную автостоянку, удобные подъездные пути.
В сфере гостиничного бизнеса «Брест-Интурист» работает более 40 лет, имеет устойчивую деловую репутацию, известность в отрасли. «Брест-Интурист» является идеальным местом для пребывания деловых людей и путешественников. Гостеприимство и высокие стандарты обслуживания являются отличительными особенностями туристического комплекса « Брест-Интурист».
3 Направления улучшения мотивации персонала в организации
Как показал проведенный анализ существующей системы мотивации труда в гостинице «Интурист», существующая в организации система мотивации требует усовершенствования. Причем основными направлениями совершенствования были выделены следующие:
- разработка более прозрачной системы мотивации и стимулирования;
- повышение роли переменной части заработной платы в мотивации труда работников;
- более активное использование так называемых «нефинансовых инструментов» мотивации труда работников.
Такая система оплаты труд, по сути, не зависит от эффективности деятельности организации и самих работников и, в частности, от соотношения темпов роста продаж, увеличения оборота, сохранения постоянных клиентов и появления новых за счет репутации и среднемесячной заработной платы, и поэтому не может снижать негативное влияние внешних и внутренних факторов, что, в конечном итоге, приводит к перерасходу фонда оплаты труда.
Поэтому для работников организации, от эффективности выполнения обязанностей которых напрямую зависит объем реализации услуг гостиницы «Интурист», можно предложить следующий подход к организации премирования и выплаты заработной платы.
Максимальная величина премий и надбавок может быть установлена на уровне 70 % от оклада. Эта величина будет складываться из надбавок, предусмотренных действующим законодательством (за стаж, за работу во вредных условиях труда и т.д.), и собственно премии[7, c. 29].
Премиальный фонд, таким образом, будет формироваться из расчета 70 % от оклада за минусом предусмотренных сотруднику надбавок.
Для того, чтобы начислить премию конкретному сотруднику, и последняя носила стимулирующий характер, необходимо определить ряд критериев и придать каждому из них весовое значение в соответствии со значимостью последних.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Туристический комплекс «Брест-Интурист» является самым крупным туристическим комплексом Бреста, который оказывает все виды услуг по проживанию, питанию и культурному досугу клиентов, расположен в центральной части города, имеет собственную автостоянку, удобные подъездные пути.
В сфере гостиничного бизнеса «Брест-Интурист» работает более 40 лет, имеет устойчивую деловую репутацию, известность в отрасли. «Брест-Интурист» является идеальным местом для пребывания деловых людей и путешественников. Гостеприимство и высокие стандарты обслуживания являются отличительными особенностями туристического комплекса « Брест-Интурист».
В 2018 году прибыль от реализации продукции снизилась на 16 236 тыс. р. Снижение прибыли от реализации продукции свидетельствует о снижении эффективности работы гостиницы «Интурист». Снижение прибыли от реализации продукции повлекло снижение рентабельности реализованной продукции с – 0,14 % в 2017 г. до 0,07 % в 2018 г.
1. Аллин, О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала; Генезис / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. – Москва, 2014. – 248 c.
2. Белорусов, А.С. Международный менеджмент: Учебник для вузов / А.С. Белорусов. – М.: Экономистъ, 2007. – 332 с.
3. Брасс, А.А. Управление организацией: Учебное пособие для вузов / А.А. Брасс. – Минск: Амалфея, 2014. – 346 с.
4. Ветлужских, Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика / Е. Ветлужских. – Альпина Паблишер – Москва, 2013. – 152 c.
5. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 5-е изд., стер. – М.: Магистр, 2014. – 576 с.
6. Воротынцева, Т. Строим систему обучения персонала; Речь / Т. Воротынцева, Е. Неделин. – Москва, 2014. – 128 c.
7. Вукович, Г.Г. Стимулирование труда персонала как основной вектор развития кадрового менеджмента / Г.Г. Вукович // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2013. – Т.1. – № (32). – С. 29-30.
8. Горфинкель, В.Я. Современный менеджмент: Учебник / М.М. Максимцов, В.Я. Горфинкель. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 299 с.
9. Иванова, С. Мотивация на 100% / С. Иванова. – М.: Альпина бизнес букс. – Москва, 2014. – 288 c.
10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – М.: Экомпресс, 2014. – 270 с.
11. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.А. Мамед-Заде, Т.А. Роткина. 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Экзамен, 2011. – 230 с.
12. Кирхлер, Э. Мотивация в организациях; Гуманитарный центр / Э. Кирхлер, К. Родлер. – Москва, 2013. – 144 c.
13. Кохно, П.А. Менеджмент / П.А. Кохно, В.А. Микрюков, М.А. Комаров. – М.: финансы и статистика, 2014. – 410 с.
14. Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом / Ю.А. Лукаш. – М.: Финпресс, 2014. – 208 с.
15. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов. –М.: Инфра-М, 2014. – 312 с.
16. Неларин, К. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика / К. Неларин. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2009. – 498 с.
17. Нечаева, О. Кого мотивирует ментор и кто мотивирует ментора? Знакомимся с менторством и его отличиями от других методов развития персонала / О. Нечаева // Кадровая служба. – 2014. – № 2. – С. 9-13.
18. Персонал от А до Я. Подбор, мотивация и удержание высокоэффективных сотрудников Парабеллум А., Белановский А., Мрочковский Н.; Питер - Москва, 2014. – 208 c.
19. Петрович, М.В. Управление персоналом: Учебное пособие для вузов / М.В. Петрович. – Минск: Амалфея, 2013. – 512 с.
20. Пономарев, И.П. Мотивация работой в организации / И.П. Пономарев. – Едиториал УРСС – Москва, 2014. – 224 c.
21. Резник, С.Д. Карьерный менеджмент: Учебное пособие для вузов / С.Д. Резник. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 237 с.
22. Скворцов, В.Н. Трудовая мотивация работников в современных условиях / В.Н. Скворцов, Е.А. Маклаков // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т.6. – № 1. – С. 54-68.
23. Смольский, А.П. Практический менеджмент: инструменты, стратегия и тактика управления: Учебное пособие для вузов / А.П. Смольский. – Минск: Амалфея, 2016. – 444 с.
24. Управление персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2014. – 376 с.