ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Особенности проведения факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования
1.2 Учебно–методическое обеспечение факультативных занятий по биологии
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
3.1 Принципы и методика разработки методического обеспечения факультативных занятий
3.2 Этапы разработки учебного методического обеспечения факультативных занятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение детей различных возрастных категорий в школе обеспечивается как наличием обучения на уроках, так и в рамках проведения определенного факультативного занятия по определенному предмету. Существующая модель факультативных классов используется на любой стадии обучения в школе, от начального до высшего.
Работа по формированию факультативных групп начинается в начале мая, когда руководство школы поручает руководителям классов изучить интересы учащихся и просьбы об изучении предметов в рамках факультативных занятий в следующем учебном году. В то же время учителя–предметники, преподающие элективные курсы, разрабатывают презентации своих элективных курсов.
В середине мая руководители классов проводят совместные классные встречи учеников и родителей, на которых учителя–предметники проводят презентации своих элективных курсов, согласно плану, утвержденному заместителем директора, и до 15 мая подают заместителю директора заявления от родителей о зачислении учеников в факультативные группы. Руководство школы будет осуществлять предварительную педагогическую нагрузку до 20 мая.
Модель факультативных курсов в начальной школе характеризуется лишь большим участием психологической службы школы в оказании помощи учащимся начальной школы в выборе факультативных курсов, так как сами учащиеся пока еще не могут осознанно делать выбор. Школьный психолог вместе с учителем начальной школы (или вместе с родителями) проводит диагностику способностей и склонностей ребенка и, исходя из результатов, консультирует родителей по выбору факультативного курса [1].
Исследованиями в области изучения особенностей преподавания курса биологии в рамках факультативных занятий по биологии занимались такие исследователи как Л.Г. Прилежаева, В.С. Рохлов, Л.А. Панфилова, Э.Г. Донецкая и т.д.
Данные исследователи в своих работах выделяли основополагающие особенности обучения и воспитания детей в рамках получения знаний по биологии, а также выделяли особенности разработки учебно–методического обеспечения факультативных занятий.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Особенности проведения факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования
Современные факультативы – это особая организационная форма воспитательной работы, отличающаяся как от занятий, так и от внеклассной работы. В то же время, факультеты имеют много общего с занятиями и внеклассными мероприятиями. с занятиями. Как и в случае с занятиями, факультативные занятия проводятся в соответствии с утвержденными
Программы и планы, ведется журнал занятий, планируются занятия, на этих занятиях используются те же методы обучения и формы организации, что и на уроке. самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Сходство с As a elective, так же как и кружок, объединяет группу учеников на основе общих интересов, добровольного выбора этой формы обучения [2].
На факультативных занятиях формы и методы, характерные для внеклассной деятельности. Однако. учитель должен помнить, что факультативные занятия не являются заменой внеклассной деятельности. работы по предмету. как самостоятельная часть процесса преподавания и обучения, работы, факультативные занятия могут быть дополнены внеклассными занятиями. занятия, на которых учащиеся углубляют и расширяют свои знания и навыки.
Работая с относительно небольшим количеством заинтересованных учеников, учитель в большей степени, чем в классе, способен применять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от способностей и характеристик учеников [3].
Факультативные занятия – это форма организации учебного процесса, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на повышение уровня познавательной активности.
Факультативные занятия должны существенно отличаться от обычных занятий: учащиеся должны иметь больше возможностей для инициативы, творчества, самостоятельности и самореализации. Они помогают расширить кругозор учащихся, развить творческое мышление и вызвать активный когнитивный интерес.
На I уровне общего среднего образования в основном применимы общекультурные и общеобразовательные факультативные занятия (ритмика и танцы, творческие мастерские, учат правильно говорить, на ступеньках правил здорового питания, экология, путешествие в мир сказок, мой Отец, азбука Берегоши, родной язык, друзья со мной...) [4].
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования: факультативные занятия по биологии.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ программ учебного обучения.
2. Анализ разработок факультативных занятий по биологии.
3. Разработка собственной методической разработки.
План конспект факультативного занятия по «Биологии» для 9 класса №1:
Тема: Побег: внешнее и внутреннее строение. Почки.
Цель: повторить основные характеристика побега, его функциональные единицы и внутреннее строение.
Задачи:
Обучающие: рассмотреть особенности строения стеблей различных групп растений;
Развивающие: развивать понимание изменений каждого растительного сообщества в зависимости от экологической группы, развить проведение эволюционных закономерностей при анализе растительных групп.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к любому растению, как примеру разнообразия жизни, воспитывать понимание факторов взаимозависимости организмов друг от друга.
Оборудование и материалы: слайдшоу, таблицы, материалы для группового задания, учебная литература.
Форма занятия: факультативное занятие.
Ход работы:
I. Актуализация опорных знаний.
Ребята дайте пожалуйста определение побега, что это такое? Охарактеризуйте его, для чего он?
Определение побега: Побег (лат. crmus) — один из основных вегетативных органов высших растений, состоящий из стебля с расположенными на нём листьями и почками. В филогенезе побеги возникли как приспособление к наземному образу жизни в результате преобразования безлистных цилиндрических органов — талломов — у риниофитов.
II. Изучение нового материала.
Мы рассмотрим основное строение некоторых стеблей, основных типов растений: голосеменные, покрытосеменные древесные и травы.
Вегетативные органы растений (Слайд 2)
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
3.1 Принципы и методика разработки методического обеспечения факультативных занятий
Современные факультативы – это особая организационная форма воспитательной работы, отличающаяся как от занятий, так и от внеклассной работы. При этом. В то же время, элективные курсы имеют много общего с уроками и дополнительными занятиями. Как и в случае с занятиями, факультативные занятия проводятся в соответствии с утвержденными программами и планами, ведется журнал занятий, планируются занятия, на этих занятиях используются те же методы обучения и формы организации, что и на уроке. самостоятельная познавательная деятельность учащихся. На факультативных занятиях используются формы и методы, характерные для внеклассной деятельности. Однако. учитель должен помнить, что факультативные занятия не являются заменой внеклассной деятельности. работы по предмету. как самостоятельная часть процесса преподавания и обучения [11].
Основной блок работы может быть дополнен определенными внеклассными занятиями, которые углубляют и расширяют знания, умения и навыки деятельности детей в рамках определенного учебного предмета.
Работая с относительно небольшим количеством заинтересованных учеников, учитель в большей степени, чем в классе, способен применять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от способностей и характеристик учеников.
Дополнительные занятия предполагают высокий уровень творчества среди учащихся. Здесь он шире, чем в классных комнатах. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, но и от подхода студента к работе: он опирается на информацию, полученную наукой, использует некоторые методы научного анализа для решения новых задач для себя и своих товарищей [20].
Основными признаками факультативных занятий являются такие как:
– дополнительность занятий;
– подготовка к определенному уровню на более высоком уровне;
– определяется программой факультативных занятий;
– выбор конкретного факультатива в соответствии с интересами учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что организация и проведение факультативных занятий в начальной школе обеспечивает условия для формирования личных социально–ориентированных навыков и умений учащихся: коммуникативных, исследовательских, рефлексивных. У каждого ребенка есть определенные способности, но главная задача учителя – вовремя выявить свой потенциал, помочь найти «путь к самому себе», максимально раскрыть себя в той или иной области. Внеклассная деятельность также способствует достижению этой цели и обеспечивает дифференцированный подход к обучению учащихся.
Нами были рассмотрены основные программные моменты, которые отражают особенности планирования и программного обеспечения факультативных занятий по биологии, которые отражают особенности обеспечения факультативных занятий, которые отражают особенности формирования на каждом возрастном этапе. В рамках определенного факультативного занятия применяется множество форм и средств деятельности, которые отражают особенности дополнительного образования школьников.
Основными принципами разработки и методических особенностей факультативных занятий, являются такие как принцип доступности, индивидуализации обучения, безоценочного отношения, объединение процесса обучения и проведения факультативных занятий.
Все эти принципы способствуют более оптимальному уровню построения процесса обучения детей на различных возрастных этапах.
1. Прилежаева, Л.Г. Биология. 10 класс. 44 диагностических варианта / Л.Г. Прилежаева. – М.: Издательство "Национальное образование", 2013. – 96 с.
2. Рохлов, В.С. Биология. 9 класс. 44 диагностических варианта / Л.Г. Прилежаева. – М.: Издательство "Национальное образование", 2012. – 96 с.
3. Рохлов, В.С. Биология. 8 класс. 44 диагностических варианта/ Л.Г. Прилежаева. – М.: Издательство "Национальное образование", 2018. – 96 с.:
4. Прилежаева, Л.Г. Биология. 7 класс. 60 диагностических вариантов/ Л.Г. Прилежаева. – М.: Издательство "Национальное образование", 2013. – 128
5. Скворцов, П.М. Биология. 6 класс. 44 диагностических варианта/ Л.Г. Прилежаева. – М.: Издательство "Национальное образование", 2012. – 96 с.
6. Биология: 6–9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: диагностические материалы/ Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, Е.А. Никишова, В.З. Резникова.– М.: Вентана–Граф, 2009. – 288с.
7. Биология: 10–11 классы: тематические и итоговые контрольные работы: диагностические материалы / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова.– М.:Вентана–Граф, 2011. – 256 с.
8. Панфилова Л.А., Донецкая Э.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. Общая биология: учебное пособие / Под общ. ред. Л.А. Панфиловой. – М.: "РИПОЛ КЛАССИК", 1999. – 640 с.
9. Биология. 9–й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА–9. Базовый, повышенный, высокий уровни: учебно–методическое пособие) А.А. Кириленко, И.С. Колесников. – Изд. 3–е, дополн. – Ростов н/Д: Легион, 2012.– 256с.
10. Биология. 9–й класс. Подготовка к ГИА–2011: учебно–методическое пособие /А.А. Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2010.– 348 с.
11. Биология. Диагностические работы в формате ГИА 2013 / Сост. В.Б. Саленко, В.С. Рохлов. – М.: МЦНМО, 2013. – 96с.
12. ГИА 2012. Биология. 9 класс. Государственная Итоговоая Аттестация. Типовые тестовые задания / Г.И. Лернер. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. –159 с.
13. Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы / Т.А. Дмитриева, С.И. Гуленков, С.В. Суматохин и др. – М.: Дрофа, 1999. – 432с.
14. Хабарова, Е.И. Экология в таблицах. 10(11) класс: справочное пособие. / С.А. Панова. – 2–е изд. – М.: Дрофа, 2001. –128с.
15. Биология в таблицах. 6–11 классы: Справочное пособие / Авт.– сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2002.– 240 с.
16. Панина, Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6–9 классы / И.Н. Пономарёва. – СПб.: Паритет, 2006. – 192с.
17. Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина/ Авт.– сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград. Учитель, 2006.– 447с.
18. Биология. Живой организм. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина / Авт. –сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2005.– 256с.
19. Утешинский, Д.Д. Биология: Словарь. / Д.Д. Утешинский. – М.: «Багира», 1995.– 224с.
20. Левитина, Т.П., Левитин М.Г. Общая Биология. Словарь понятий и терминов. / М.Г. Левитин. – СПб.: «Паритет», 2002.– 544с.