ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
1.2 Подходы к изучению застенчивости в психологии. Особенности проявления застенчивости
1.3 Характеристика застенчивости у детей младшего школьного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня застенчивости у детей младшего школьного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений коррекции застенчивости у детей младшего школьного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Начальная школа – самый ответственный период в жизни человека. Именно в первые школьные годы начинается целенаправленное обучение, а основной деятельностью ребенка является образовательная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и личностных качеств. Дети младшего школьного возраста, как и любые другие, существенно отличаются друг от друга. Они отличаются большей или меньшей подвижностью, усидчивостью и работоспособностью. Они отличаются стабильностью интересов, способностей, характера, личностных характеристик.
Проблема застенчивости, как характеристика личности, является одной из наиболее актуальных в современной психологии. Она была изучена: Ф. Зимбардо, В. Джонс, Б. Плотник, Р. Каттелл и другие. Застенчивость – самое сложное явление, основанное на многих личных проблемах и особенностях. Но на внешнем уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Таким детям трудно находиться в контакте с другими людьми, быть в центре внимания, говорить перед большим количеством людей.
Застенчивость ребенка в процессе познания, с одной стороны, может служить барьером на пути качественного усвоения материала: застенчивость, являясь высокой эмоциональной нагрузкой, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память. С другой стороны, застенчивость вредна для психоэмоционального здоровья ребенка: для застенчивого ребенка разговор перед классом является стрессовым, что, в свою очередь, может привести к школьным страхам.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1-4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский).
В настоящее время не существует единой теории, которая могла бы дать полную картину умственного развития ребенка в различные периоды. Поэтому для получения полной картины развития, поведения и воспитания детей было проанализировано несколько теорий, которые влияют на периодизацию младшего школьного возраста [19, с. 121].
Л.С. Выготский основывал свою периодизацию психического развития ребенка на концепции ведущей деятельности. На каждой из стадий психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. Таким образом, другие виды деятельности не исчезают – они существуют, но существуют параллельно и не являются основными для психического развития.
З. Фрейд в психоаналитической теории объяснил развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 ступеней психического развития; на каждой ступени интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст от 6 до 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те личностные качества и варианты реагирования, которые они будут использовать на протяжении всей жизни. А в латентный период происходит «заточка» и укрепление его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период половой инстинкт якобы дремлет [5, с. 76].
Согласно когнитивной теории (Жан Пиаже), человек в своем умственном развитии проходит 4 большие периода:
1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет;
2) дооперативный (2-7 лет);
3) период конкретного мышления (7-11 лет);
4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).
Выводы по первой главе
Младший школьный возраст – это период накопления, усвоения знаний, период приобретения знаний, по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является важным условием интеллектуального развития. Особая внушительность, впечатлительность, направленность интеллектуальной деятельности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Эти свойства, в большинстве случаев, являются собственной положительной стороной, и в этой исключительной особенности этого возраста. Поэтому поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, развитию чувства личности.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня застенчивости у детей младшего школьного возраста
С целью реализации поставленных задач, для проведения эмпирической части исследования, были сформулированы основные направления работы по организации исследования. Исследование проходило в соответствии с поставленной целью исследования: провести исследование уровня застенчивости у детей младшего школьного возраста, а также предложить рекомендации по коррекции застенчивости у детей младшего школьного возраста.
Исследование проходило на базе Государственного учреждения образования «Средняя школа №35 города Могилева». Респондентами выступали учащиеся 4 классов (n = 30). Было сформировано 3 группы: группа 1 самый – самый старший ребёнок в семье (n= 10 школьников), средний ребенок в семье (n= 10 школьников), единственный ребенок в семье (n= 10 школьников). Т.е. группы респондентов были разделены с различными сиблинговыми позициями.
С цель реализации поставленных задач был использован метод анкетирования, направленные на изучение застенчивости младших школьников с различными сиблинговыми позициями. Использовалась анкета «Насколько Вы застенчивы». Анкета состоит из 8 закрытых вопросов. Форма проведения – групповая. Вопросы к анкете представлены в Приложении А.
На основании полученных данных, в соответствии с задачами эмпирического исследования для получения статистически значимых данных был использован непараметрический критерий H-критерий Крускала-Уоллиса, позволяющий оценить различия одновременно между тремя, выборками по уровню изучаемого признака.
Вывод по второй главе
Представленная глава отражает результаты эмпирического исследования направленного на выявление особенностей застенчивости младших школьников с различными сиблинговыми позициями. В результате проведенного исследования. Были выявлены данные указывающие, что для группы «самый старший ребенок» характерной причиной застенчивости, является «склонность к уединению», для группы «средний ребенок» – «опасение негативной оценки. Для группы сиблингов «единственный ребенок» – «страх быть отвергнутым». Для группы сиблингов «самый старший ребенок» характерной причиной возникновения застенчивости, является ситуация, связанная с необходимостью показать, на что респондент способен. Для группы «средний ребенок» характерной причиной возникновения застенчивости, является ситуация общения с учителем. Для группы «единственный ребёнок» характерной причиной возникновения застенчивости является общение с родителями. Для группы «самый старший ребенок» авторитетные лица являются типом людей, которые вызывают застенчивость. В группе «средний ребенок» тип людей родственники и друзья вызывают застенчивость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Младший школьный возраст – это период накопления, усвоения знаний, период приобретения знаний, по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является важным условием интеллектуального развития. Особая внушительность, впечатлительность, направленность интеллектуальной деятельности младших школьников на повторение, внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Эти свойства, в большинстве случаев, являются собственной положительной стороной, и в этой исключительной особенности этого возраста. Поэтому поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, развитию чувства личности.
Понятие застенчивости следует рассматривать с точки зрения процесса, состояния и свойства личности. Застенчивость это сложное, комплексное состояние, которое может проявиться в самых разнообразных формах. Это может быть и просто смущение, замкнутость, неловкость, тревожность и напряженность. Застенчивость очень распространенное и разностороннее качество личности человека. Застенчивость связана с самоуважением и самосознанием, эмоциональным переживанием собственного смущения и возникновением затруднений в установлении контактов и процессе общения в целом. Стоит отметить, что больше личность сторонится других или отвергается ими, тем высока вероятность, что он останется застенчивым вследствие недостаточности практики или положительной обратной связи.
У детей младшего школьного возраста застенчивость сопровождается: повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. Такие дети довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствительные, впечатлительные дети, которые принимают все близко к сердцу, у них повышенное чувство долга, им трудно обманывать и хитрить, а также трудно быстро подстраиваться под ситуацию. Причины застенчивости у детей младшего школьного возраста: биологическая предрасположенность, негативное общение в семье, отсутствие внимания родителей, травля в школе и др.
1. Амбросова, В. И. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте: дис. … канд. псих. наук: 19.00.13 / В. И. Амбрасова – Комсомольск-на-Амуре. 2006. – 160 с.
2. Белоусова, А. Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: дис. … канд. псих. наук: 19.00.01 / А. Б. Белоусова. – Казань, – 2004. – 165 с.
3. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 575 с.
4. Бретт, Д. Застенчивость. Возрастная психология / Д. Бретт. – Изд-во: М.: Академия, 2000. – 231 с.
5. Векилов, С. А. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции / С. А. Векилов.– СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – 101 с.
6. Галигузова, Л. И. Психологический анализ феномена детской застенчивости / Л. И. Галигузова / Вопросы психологии. – 2009. – №5. – С. 28-37.
7. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. –СПб.: Питер, 2002. – 320 с.
8. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. – М.: Моск. психолого-социал. ин-т, 2002. – 336 с.
9. Зимина, И. Проблемы воспитания застенчивых детей / И. Зимина // Воспитание школьников. – 2003. – № 7. – С. 50-53.
10. Зырянова, Н. М. Ранние сиблинговые исследования / Н. М. Зырянова // Психологические исследования. – 2008. – № 2. – С. 5
11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.
12. Карабанова, О. А. Возрастная психология: конспект лекций / О. А. Карабанова. – М.: «Айрис-пресс», 2005. – 238 с.
13. Корепанова, И. А. Опыт психологического анализа отношения младшего школьника к сиблингу / И. А. Корепанова, Е. И. Карпунина // Материалы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». – М., 2005. – С.38-42
14. Краснова, Л. В. Психосоциальные функции застенчивости /Л. В. Краснова // Вестник Адыгейского государственного университета. –2006. – №1. – С.177-179
15. Краснова, Л. В. Психологический анализ феномена застенчивости / Л. В. Краснова, Л. А. Торохина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2005. – №1 – С.121-124
16. Лукьянченко, Н. В. Системная семейная психотерапия М. Боуена: Учебно-методическое пособие / Н. В. Лукьянченко, И. А. Аликин. – Красноярск: РИО СиБУП, 2005. – 95 с.
17. Мирзагалиева, А. Ф. Изучение феномена застенчивости и его взаимосвязи с самооценкой / А. Ф. Мирзагалиева А. Ю. Мухарлямова // Международный журнал экспериментального образования. 2014 – №6. – С.92
18. Руфо, М. Братья и сестры, болезнь любви / М. Руфо. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 228 с.
19. Самойлина, Т. Г. Психофизиологические и психологические характеристики познавательной сферы младших школьников с трудностями в обучении: дисс. канд псих. Наук / Т. Г. Самойлина. – Ростов на Дону, 2002. – 171 с.
20. Усова, С. Детская застенчивость как следствие де структивного семейного воспитания / С. Усова, И. Молочкова // Коррекционно-развивающее образование. – 2009. – №3. – С. 57-67.
21. Халфиева, А. Р. Проблема застенчивости в психологической науке/ А. Р. Халфиева, Н. И. Исмаилова // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – №8. – С.42
22. Чечулина, К. С. Преодоление застенчивости учащихся старших классов в условиях специально организованного обучения / К. С. Чечулина: 19.00.07 дисс. канд.психол.наук. – Екатеринбург, 2012. – 167 с.