ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Понятие экскурсии
1.2 Дифференциация экскурсионного обслуживания
Глава 2 Дифференциация по социально-профессиональному критерию экскурсионного обслуживания проекта «Колледж-музей»
2.1 Общая характеристика проекта «Колледж-музей»
2.2 Дифференциация по социально-профессиональному критерию экскурсионного обслуживания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что дифференциация экскурсионного обслуживания по различным критериям является значимым фактором повышения качества экскурсионного обслуживания. Дифференциация по социально-профессиональному критерию характерна для организации экскурсионного обслуживания на базе Гуманитарного колледжа.
Гуманитарный колледж учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» одно из старейших учебных заведений среднего специального образования нашей страны. Вот уже 7-й год в Гуманитарном колледже реализуется проект «Колледж-музей», в рамках которого педагогическому коллективу и коллективу учащихся удалось связать все этапы становления и развития учебного заведения с 19 по 21 век.
Посредством реализации данного проекта решаются следующие задачи: совершенствуются навыки коммуникативности, культуры учащихся; обучение их широко и целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов; формирование у учащихся нравственных гуманистических ценностей посредством различных форм и методов музейно-педагогической работы; воспитание музейной культуры, бережного отношение к историческим памятникам как части общей культуры человека, стремления участвовать в созидательной деятельности, формирование исследовательских навыков, научного мышления.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1 Понятие экскурсии
Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристических услуг. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало военный набег, затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия) [2].
Одним из самых распространенных туристских продуктов является экскурсия, она имеет свои особенности проектирования и технологию разработки. Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона, связанный с заранее подобранными объектами в их естественной среде.
Экскурсия всегда проходит под руководством специалиста – экскурсовода. В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе экскурсантов, и определенная в системе действий по их передаче [8].
Задачи экскурсии:
- показать объекты, на основе которых раскрывается тема;
- дать об этих объектах необходимую информацию;
- научить экскурсанта ощущать смысл события, т. е. величие подвига, значение исторического события;
- научить экскурсанта самостоятельно наблюдать и анализировать экскурсионные объекты [20].
Экскурсия, как и литературное произведение, должна иметь композицию, сюжет, фабулу и кульминацию. Композиция – построение, соединение, составление отдельных частей в целое.
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ КРИТЕРИЮ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОЕКТА «КОЛЛЕДЖ-МУЗЕЙ»
2.1 Общая характеристика проекта «Колледж-музей»
В настоящее время в Гуманитарном колледже реализуется проект «Колледж-музей», в рамках которого педагогическому коллективу и коллективу учащихся удалось связать все этапы становления и развития учебного заведения с 19 по 21 век. Данный проект реализуется уже на протяжении семи лет.
В рамках проекта «Колледж-музей» организуется поисковая работа на материалах своего учреждения, исследуется жизнедеятельность выдающихся выпускников, педагогов, сотрудников колледжа.
Цель деятельности - совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания, содействие гражданскому и духовно-нравственному развитию учащейся молодежи; создание условий для развития ученических инициатив и включение учащихся в социально значимую деятельность [16].
Работа в проекте «Колледж-музей» осуществляется по следующим направлениям:
- комплектование и учет фондов,
- их хранение;
- экспозиционная деятельность;
- поисковая и экскурсионно-массовая работа.
Основными ресурсами проекта «Колледж-музей» являются результаты археологических раскопок на территории колледжа, архивные материалы, а также богатый фонд исторических артефактов, накопленных в учебном заведении за 115-летнюю историю его развития. Сопутствующим продуктом указанного проекта является комплексное туристическое предложение, включающее в себя реальные и виртуальные экскурсии различной тематической направленности. Важным компонентом проекта является возможность создания интегрированной площадки для реализации творческого потенциала учебного заведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, экскурсионное обслуживание представляет собой организацию и оказание экскурсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания. Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя комплекс знаний по истории, культуре, географии, этнографии, экологии, экономике и др. Также экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но и как самостоятельный вид услуг, целью которых является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности.
Дифференциация экскурсионного обслуживания представляет собой разделение, расслоение целого на части. Основными критериями дифференциации экскурсионного обслуживания являются: социально-демографические и социально-профессиональные (пол, возраст, национальность, род деятельности); социально-психологические (направленность интересов, традиции коллектива, мода, привычки); личностно-характерологические (характер, темперамент и т.д.).
В Гуманитарном колледже учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» реализуется проект «Колледж-музей», в рамках которого педагогическому коллективу и коллективу учащихся удалось связать все этапы становления и развития учебного заведения с 19 по 21 век. Данный проект реализуется уже на протяжении семи лет. В рамках проекта «Колледж-музей» организуется поисковая работа на материалах своего учреждения, исследуется жизнедеятельность выдающихся выпускников, педагогов, сотрудников колледжа.
1. Акентьева, С. И. Организация туристской индустрии. Учебник / С.И. Акентьева, В.В. Игнатьева, Г.В. Петрова. - М.: Academia, 2014. - 320 c.
2. Актанко Н.И. Музей и дети: теория, методика, практика. Хабаровск. 1994. – 55с.
3. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма. Учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 c.
4. Ганский В.А., Вовнейко Е.В. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс для студентов спец. 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» / В.А. Ганский, Е.В. Вовнейко; под общ. ред. В.А. Ганского. – Новополоцк: ПГУ, 2012. – 254 с
5. Дворниченко, В.В. Организация экскурсионной деятельности: учеб. пособие / В.В. Дворниченко, Н.В. Савина. – М.: МЭСИ, 2000. – 170 с.
6. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с.
7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник.- 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2002. – 216с.
8. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм: Учебник. – М.: Советский спорт, 2000. – 360 с.
9. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы: Учеб. пособие. – М.: РИБ «Турист», 2004. – 96с.
10. Лукьянчик, А. В. Инновации в экскурсионном обслуживании на современном этапе развития туризма / А. В. Лукьянчик // НИРС БГЭУ : сборник научных статей. Вып. 5 / М-во образования Респ. Беларусь, УО "Белорусский гос. экон. ун-т" ; [редкол.: Г.А. Короленок (пред.) и др.]. - Минск : РИВШ, 2016. - С. 180-182.
11. Лухверчик В.Н. Женское педагогическое образование в дореволюционной Беларуси // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 1–й Международной междисциплин. науч.-практич. конф. – Минск: ООО «Энвила–М», 1999. – С. 59–61.
12. Лухверчик В.Н. Становление и развитие среднего педагогичес кого образования в дореволюционной Беларуси (вторая половина XIX – начало ХХ вв.): Автореф. дис.канд. пед. наук / БГПУ им. М. Танка. – Минск, 1997. – 19 с.
13. Мазуркевич В. П. Першыя дзяржаўныя школы и стварэнне дзяр жаўнай сістемы адукацыі // Народная асвета. – 2001. – № 12. – С. 61–64.
14. Марченко И.Г. Государственная образовательная политика на Беларуси в отношении частной школы во второй половине XIX – начале ХХ вв. // Трансформация образовательных систем: оценка, проблемы, перспективы: Тезисы международной научно-практической конференции. – Минск: Министерство образования и науки РБ. Нац. ин-т. обра зов., 1996. – С. 10–15.
15. Новиков, B.C., Характерные черты туризма XXI века — устойчивое инновационное развитие / В. С. Новиков. — Москва: Международная Туристская Академия, 2006. — 98 с
16. Официальный сайт Гуманитарного колледжа учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» [Электронный ресурс] режим доступа: URL https://gumcol.grsu.by/index.php/college/contacts.
17. Профессия «экскурсовод»: Учебно-методические материалы по программе подготовки специалистов с высшим образованием. – М.: РИБ «Турист», 2000. – 150с.
18. Савина, Н.В. Сущность понятия экскурсионного продукта / Н.В. Савина // Туризм: практика, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.- практ. конф., Минск, 11-13 апр. 2001 г. — Минск: БГЭУ, 2001. — С. 104-105
19. Скобельцына, А. С. Технологии и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин. - М.: Академия, 2010. - 192 c.
20. Федорцова, Т. А. Экскурсионный менеджмент : пособие / Т. А. Федорцова. – Минск : БГУ, 2012. – 103 с.
21. Хуусконен Н. М.. Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности. СПб.: «Издательский дом Герда», 2007. 208 с.
22. Экскурсионное дело : учебное пособие / М. М. Смирнова. Иваново, 2016 г. – 160 с.
23. Экскурсоведение: Учебное пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. - Мн.: БГЭУ, 2004. – 335 с.