Введение
1 Становление принципа гуманизма
2 Реализация правового принципа в белорусском законодательстве
3 Воплощение правового принципа гуманизма в правоприменительной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Введение
Под правовыми принципами, как правило, понимаются выраженные в законодательстве основополагающие требования к законотворческой, правоприменительной деятельности и к поведению граждан, определяющих содержание всей или значительной совокупности правовых норм и интегрирующих их в единую систему права.
Этот правовой принцип возник под воздействием на законотворческую деятельность социальной потребности в формировании общественных отношений, обеспечивающих защиту естественных и неотчуждаемых прав человека и создание условий для его самореализации.
Сущность принципа гуманизма как социального явления составляет выраженное в нем отношение к человеку как к социальной ценности. Сущность же принципа гуманизма как правового явления состоит в его способности путем предоставления гражданам прав или освобождения их от обязанностей, а также путем возложения обязанностей на других субъектов общественных отношений формировать поведение людей, соответствующее интересам человеческой личности.
В социальном государстве такой способностью, хотя и в разной степени, обладают практически все правовые нормы. Однако многие из них предоставляют человеку какие-либо права не потому, что он нуждается в поддержке, а потому, что этот человек своим трудом или иными заслугами принес пользу обществу, как, например, в случаях премиального вознаграждения крупных ученых за достигнутые результаты в исследовательской работе или предоставления различных правовых льгот участникам боевых действий.
Способность гуманизма формировать поведение людей, соответствующее интересам человеческой личности, отходит на второй план и тогда, когда правовые нормы предоставляют права или освобождают от обременений главным образом в целях эффективного регулирования конкретных общественных отношений.
Социальное содержание принципа гуманизма состоит, во-первых, в придании регулируемым им общественным отношениям направленности на защиту интересов личности и, во-вторых, в конкретизации этой направленности в требованиях социальных функций, которые осуществляют отрасли права в процессе регулирования общественных отношений.
Актуальность темы исследования. Принцип гуманизма следует рассматривать в качестве одного из таких основных и исходных положений права. Вместе с тем реализация принципа гуманизма в различных отраслях права вызывает ряд проблем.
1 Становление принципа гуманизма
На протяжении столетий само существование человечества естественным путем подразумевает обращение взора к вопросам гуманизма и гуманных отношений в обществе.
Следует заметить, что исторически понятие «гуманизм» развивается, в большей степени, в рамках морали, как категория этическая, значение которой изменялось как за счет самого изменяющегося понимания «человеколюбия», так и за счет расширения содержания данного понятия, с добавлением новых принципов. Более того, понятие «гуманизма» формировалось как понятие мировоззренческое, как выражение определенного миропонимания. И, чаще всего именно в таком плане оно получало свое смысловое содержание [1, с. 15].
Первоначально в изучении проблемы принципа гуманизма нужно раскрыть суть этой категории. Термин «гуманизм» в переводе с латинского humanus означает человеческий, человечный. Гуманность или человечность – одно из основных жизнепроявлений человека. Это качество возникало и развивалось на самых ранних этапах человеческой истории, надо полагать, едва ли не вместе с превращением гоминид – в Homo sapiens, стада – в общество. Свидетельства его древности сохранили и языки, и памятники искусства; оно получило свое выражение в первых, стихийно слагавшихся правилах морального, социально одобряемого поведения [2, с. 6].
Ученые считают, что понятие «гуманизм» впервые употребил Цицерон, но при этом не дал однозначного толкования этого понятия: «… гуманизм все больше приобретает значение разумного человеческого поведения по отношению к другим людям, независимо от уровня образования» [3, с. 169].
Было уделено много внимания изучению категории гуманизма, как в философской, так и социологической литературе. Гуманизм носит как дескриптивный характер, предлагая людям определенную картину мира, так и прескриптивный (нормативный), предписывая человеку некоторые правила поведения [4, с. 46].
В общепринятом смысле под гуманизмом следует понимать «отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботами об его благе, уважением к человеческому достоинству» [5, с. 357]. Термин «гуманизм» имеет под собой обширную интерпретацию, а именно здесь подразумевается и гуманитарная забота о благополучии человека, и обобщение определенных отраслей науки – гуманитарные дисциплины [6, с. 114].
Гуманизм связан с правом не менее тесно, чем с этикой, потому что право – это и есть необходимый для общества этический минимум, закрепленный в законах. Можно сказать, что подлинное право – это гуманизм, поскольку его вообще можно формализовать, представить в виде кодекса общеобязательных правил. Исторически гуманизм укрепляется по мере укрепления авторитета и верховенства закона.
2 Реализация правового принципа в белорусском законодательстве
В рамках данного вопроса рассмотрим принцип гуманизма в реализации юридической ответственности и обеспечении уважения прав и свобод человека и гражданина.
Юридическая база правового механизма – это совокупность юридических источников, законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих этот механизм. Принцип гуманизма в этом смысле выступает способом связи между государственно-правовой идеологией и позитивным правом, поскольку получает нормативное закрепление в принципах и началах права. Сказанное означает, что принцип гуманизма насыщает все указанные выше уровни правового гуманизма, формируя его качество. Так, очевидно различие между правовым гуманизмом и принципом гуманизма в праве [16, с. 44].
Если правовой гуманизм как нравственно-правовая категория, выражающая юридическое признание и закрепление высшей ценности человека, его прав и свобод, пронизывает все общеправовые, общесоциальные принципы, то принцип гуманизма находит нормативное закрепление лишь в уголовном праве и означает основополагающее начало (идею), закрепленное в действующем законодательстве, заключающееся в человечном, милосердном, уважительном отношении к субъектам юридической ответственности при ее установлении и применении.
В данном контексте зададимся вопросом о том, каково значение такой фундаментальной для правового гуманизма и правовой системы ценности, как уважение прав и свобод человека в механизме юридической ответственности, какую роль он играет в законодательстве. Очевидно, что юридическая ответственность является тем правовым условием, которое обеспечивает признание прав человека [17, с. 52].
Между тем следует признать, что между признанием и обеспечением прав и свобод существует определенная дистанция, поскольку данное отношение опосредовано государственной идеологией, когда человек, его интересы рассматриваются (или не рассматриваются) государством в качестве высшей цели и ценности.
Можно сказать, что уважение прав человека, являясь квинтэссенцией правового гуманизма, в позитивном праве реализуется в разнообразных формах. Напомним, что в числе этих форм: отсутствие обратной силы действия закона, устанавливающего или усиливающего ответственность; сочетание убеждения и принуждения; воспитание граждан; непричинение физических страданий или унижения человеческого достоинства; охрана и защита нематериальных благ человека и гражданина; признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина [17, с. 53].
3 Воплощение правового принципа гуманизма в правоприменительной деятельности
По своему содержанию нормы законодательства, в которой закреплен принцип гуманизма, должна быть разделена на две группы:
1) правила, которые создают права и свободы,
2) правила, регулирующие осуществление основных прав и свобод. Эти две группы норм в одних случаях воплощают гуманизм, основанный на справедливом равенстве всех участников общественных отношений, а в других – на их справедливом неравенстве [26, с. 81].
1. Нормы права, содержащие гуманизм равенства прав и обязанностей всех участников гражданских правоотношений:
1) нормы о создании прав человека и гражданских прав и свобод. Эти нормы установлены международными правовыми актами о правах человека и гражданина и Конституцией. Одни из них выражают сущность и содержание основных прав и свобод, а другие определяют их содержание. Так, например, каждому гарантируется свобода мысли и слова;
2) нормы о контроле за осуществлением гражданами основных прав и свобод [26, с. 83].
Они состоят из двух основных групп. Одна из них – это нормы контроля за реализацией основных прав и свобод в различных сферах общественных отношений, а другая – нормы, защищающие сохранение основных прав и свобод и их реализацию во всех сферах жизнедеятельности общества.
(1) Нормы регулируют осуществление основных прав и свобод в различных сферах общественных отношений. Эти нормы являются содержанием тех отраслей права, которые выполняют функцию организации общественных отношений. Они представляют собой нормы права, отвечающие требованиям прав человека и гражданских прав и свобод, закрепленных Конституцией в различных сферах жизни общества [27, с. 56].
Так, гражданское право регулирует преимущественно имущественные отношения-отношения, основанные на равенстве, свободе воли и имущественной независимости их участников. Нормы призваны, в первую очередь, обеспечить людям возможность самореализации, особенно в сфере отношений собственности, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством экономической деятельности.
Возможность использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом, вытекает из Основного Закона, регулируется, в частности, правовыми нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК), которые регулируют обязательства и договорные отношения [28].
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На протяжении столетий само существование человечества естественным путем подразумевает обращение взора к вопросам гуманизма и гуманных отношений в обществе.
Следует заметить, что исторически понятие «гуманизм» развивается, в большей степени, в рамках морали, как категория этическая, значение которой изменялось как за счет самого изменяющегося понимания «человеколюбия», так и за счет расширения содержания данного понятия, с добавлением новых принципов. Более того, понятие «гуманизма» формировалось как понятие мировоззренческое, как выражение определенного миропонимания.
Из указанных выше определений следует, что, во-первых, гуманизм – это мировоззрение, представляющее собой систему взглядов, установок, определяющих понимание мира в целом и место человека в нем, а также деятельность по сохранению жизни, как человека, так и всего живого на Земле, во-вторых гуманизм признает такие естественные и неотчуждаемые права человека, как право на жизнь, свободу, защиту, отдых, уважение, образование и другие, способствующие удовлетворению своих здоровых потребностей.
Рассмотрев исторические версии принципа гуманизма, основные этапы его становления и интерпретаций, соотношение принципа гуманизма с религиозным мировоззрением, атеизмом и научной методологией, мы пришли к выводу о том, что принцип гуманизма следует рассматривать в качестве одной из форм реализации принципа антропоцентризма.
Нами была рассмотрена реализация принципа гуманизма в уголовном праве. Это связано с тем, что, проявляя озабоченность вопросами гуманизации обращения с правонарушителями, нельзя игнорировать проблему уголовно-правовой охраны законных интересов граждан, которые исполняют и соблюдают нормы, установленные законодательством. Глубинный смысл гуманизма заключается в отношении к человеческой личности как объекту не только уголовно-правового воздействия, но и уголовно-правовой охраны.
Юридическая база правового механизма – это совокупность юридических источников, законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих этот механизм.
1. Юкина, М.В. Принцип гуманизма в уголовном, уголовно-исполнительном праве и уголовной политике и его реализация при назначении наказания: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / М.В. Юкина. – М.: Юрист, 2016. – 230 с.
2. Борзенко, И.М. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов / И.М. Борзенко. – М.: Российское гуманистическое общество, 2016. – 350 с.
3. Кузищин, В.И. Словарь античности / В.И. Кузищин. – М.: Прогресс, 2019. – 704 с.
4. Кувакин, В. Современный гуманизм / В. Кувакин // Высшее образование. – 2017. – №4. – С.45-53.
5. Словарь русского языка: В 4 т. – Т.1. – М.: Рус. яз., 2011. – 696 с.
6. Коршиков, И.В. Принцип гуманизма в уголовном праве: дис. ... канд.юрид.наук / И.В. Коршиков. – Саратов, 2018. – 189 с.
7. Кудишина, А.А. Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов / А.А. Кудишина. – М.: Статут, 2016. – 450 с.
8. Карыпов, Б.К., Курманалиева, Н.А. Идея реализации принципа справедливости, законности и гуманизма в политико-правовой концепции / Б.К. Карыпов, Н.А. Курманалиева // Вестник Академии МВД им. Э.Алиева. - 2015. – №2. – С. 117-128.
9. Кант, И. Сочинения: в 6-ти т. / И. Кант. – М.: Мысль, 2015. – Т. 4. – Ч. 1. – 544 с.
10. Уинстэнли, Д. Закон свободы / Уинстэнли Д. // Изд-во Академии наук. – 2015. – С. 179-362.
11. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения: в 50-ти т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Изд-е 2-е. – М., 2017. – Т. 3. – 630 с.
12. Манн, Т. Доктор Фаустус / Т. Манн. – М.: Изд-во иностр. лит-ры, 2015. – 615 с.
13. Бородавкин, С. В. Гуманизм в культуре и культура в гуманизме / С.В. Бородавкин // Вопросы философии. – 2014. – № 5. – С. 163-176.
14. Балашов, Л. Тезисы о гуманизме / Л Балашов // Здравый смысл. – 2019. – № 14. – С. 30-36.
15. Курц, П. Гуманизм и атеизм: о сходствах и различиях / П. Курц // Вопросы философии. – 2019. – № 10. – С. 168-174.
16. Рассолов, М.М. Теория государства и права: учеб. / М.М. Рассолов, В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев. – М., 2016. – 300 с.
17. Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов: ТГТУ, 2019. – 304 с.
18. Бабаев, В.К. Теория государства и права: учебник / В.К. Бабаев. – М.: Юристъ, 2017. – 592 с.
19. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для вузов / С.С. Алексеев, С.И. Архипов. – М.: Норма, 2015. – 496 с.
20. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
21. Хомич, В. М. Уголовное право. Общая часть: учебник / В. М. Хомич. – Минск: Тесей, 2016. – 496 с.
22. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
23. Бабий, Н. А. Уголовное право. Общая часть: учебное пособие для студ. вузов / Н. А. Бабий. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. – 663 с.
24. Мазарчук, Д.В. Общая теория государства и права: ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2015. – 144 с.
25. Рарог, А. И. Уголовное право. Общая часть / А. И. Рарог. – 3-е изд., с изм. и доп. – М.: Эксмо, 2017. – 496 с.
26. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2015. – 528 с.
27. Нерсесянц, В.С. Теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – М.: НОРМА, 2015. – 272 с.
28. Гражданский кодекс Республики Беларусь 7 декабря 1998 г. № 218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 года: одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года [Электронный ресурс]: в ред. от 04.05.2019 г. // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
29. Таганцев, Н. С. Уголовное право: лекции. Часть общая: в 2 т. / Н.С. Таганцев. – Т.2. – М.: Юрист, 2019. – 576 с.
30. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Особенная часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н.Л. Бондаренко. – 4-ое издание, перераб. – Минск: ТетраСистем, 2017. – 160 с.
31. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года: одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года [Электронный ресурс] // Национальный портал правовой информации. – Минск, 2020.
32. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]. – 2-е изд., с изм. и доп. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2016. – 1064 с.