ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ
1.1. Понятие молодёжи и её основные характеристики
1.2. Модели социальной работы с молодёжью
1.3. Формы и методы социальной работы с молодёжью
1.4. Основные технологии социальной работы молодёжью
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
2.1. Диагностика уровня личностного развития девиантных подростков
2.2. Направления социально-педагогической деятельности учреждения образования по сопровождению учащихся с поведенческими девиациями
2.3. Методические рекомендации по оптимизации социально-педагогического сопровождения подросткам, склонным к девиантному поведению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап социально-экономического развития, те изменения, которые переживает Россия в настоящее время, влекут за собой многогранные изменения в нормативно-ценностных системах всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее неполнота и неустойчивость этих процессов существенно усложняет процесс социализации.
Сегодня молодые люди часто характеризуются как жестокие, аморальные и бездуховные. Это оправдывается ростом молодежной преступности, преобладанием «свободных» сексуальных отношений, употреблением наркотиков, культом денег и власти и т. д. Однако это внешний аспект, который не характерен для всех молодых людей в целом.
Молодость – это всегда период формирования жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им гораздо сложнее сделать свой выбор.
Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме В современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Последние социальные преобразования в нашей стране выдвинули на первый план проблемы внедрения социальных технологий для повышения эффективности социальной работы с молодежью. Существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическое социальное положение подрастающего поколения в процессе социального развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определить средства, формы, методы и критерии работы с подрастающим поколением.
Вопросам социальной работы с различными категориями молодежи посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных авторов. в них рассматриваются такие аспекты, как история возникновения и развития, актуальность, содержание, технологии и методы реализации отдельных направлений социальной работы с различными категориями молодежи, виды и методы поддержки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ
1.1 Понятие молодёжи и её основные характеристики
Молодежь – это социально-демографическая группа, которая переживает период социальной зрелости, вхождения во взрослый мир, адаптации к нему и его будущего обновления [8, с. 23].
Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно население в возрасте от 16 до 30 лет считается молодым.
Нижний возрастной предел определяется, в частности, тем, что физическая зрелость начинается в возрасте 16 лет и открывается доступ к труду. Верхний предел – возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономической независимости, профессионального самоопределения), создания семьи, рождения детей.
Молодежь – это наиболее активная и динамичная часть населения, готовая осваивать новые роли, навыки, профессии, культурную и интеллектуальную информацию.
Возрастные границы понятия «молодежь» четко не определены. В эту группу обычно входят люди в возрасте от 16 до 25 лет.
В рамках этих границ выделяются следующие категории молодежи:
– подростки (16 – 18 лет), старшеклассники;
– молодежь (16 – 23 года), студенты и начинающие сотрудники;
– молодые люди (23 – 25 лет), которые приобрели профессиональные навыки, готовы вступить в брак и иметь детей или уже имеют семью.
Молодежь как особая демографическая группа характеризуется следующими основными характеристиками:
– высокий уровень социальной мобильности;
– активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворяющий образ жизни;
– развитие карьеры и перспективы карьерного роста;
– усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей и норм поведения;
– территориальная мобильность;
– неустойчивость и внутренние противоречия психики;
– радикализм социальных, политических и культурных взглядов;
– желание выделиться, отличаться от других;
– вступление в неформальные или неформальные группы по интересам и увлечениям [10];
– существование специфической молодежной субкультуры. Находясь на переходном этапе от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает самый важный этап в своей жизни-семейную и несемейную социализацию.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
2.1 Диагностика уровня личностного развития девиантных подростков
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУО «Гомельский государственный аграрно-экономический колледж».
Количество респондентов: 30 человек (группа А-11).
Выборка: 15 юношей, 15 девушек.
За время работы в ГГАЭК мы знакомились и беседовали с различными учащимися. Для получения необходимой информации, сведений о ребенке, его личностных особенностях, взаимоотношений в семье, со сверстниками и взрослыми, мы использовали такие методики, как «Опросник проявлений агрессии и враждебности» Басса-Дарки, методику определения самооценки, комплексная анкета для подростков на выявление жизненных приоритетов, взаимоотношений в семье, отношения к курению, алкоголю, наркотикам, анкета на изучение мнения подростков по проблемам зависимостей.
Данные методики были подобраны нами таким образом, чтобы получить разностороннюю информацию о ребенке и ситуации, сложившейся в его жизни. Проводилось исследование среди учащихся группы риска, учащихся, состоящих на учете в ИДН, учете внутри колледжа, учащихся, которые находятся в социально опасном положении.
Опросник проявлений агрессии и враждебности Басса-Дарки был выбран нами потому, что результаты полученные в ходе исследования дают возможность предположить о различных агрессивных устранениях личности. Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [29, с. 121].
Создавая свой собственный опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций:
1. Физическая агрессия - это применение физической силы против другого человека.
2. Косвенная агрессия - это агрессия, направленная окольным путем на другого человека или не направленная ни на кого.
3. Раздражение - это готовность проявлять негативные чувства при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - это оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против устоявшихся обычаев и законов.
5. Обида – зависть и ненависть окружающих к реальным и вымышленным поступкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания курсовой работы автором были изучены проблемы молодежи, нормативно-правовые акты молодежной политики Республики Беларусь, роль социальных служб в решении молодежных проблем, технологии работы с молодежью, а так же опыт работы педагогов СППС ГГАЭК.
Для работы с подростками, имеющими отклонения в поведении как следствие негативного влияния неблагополучной семьи, предложена коррекционно-реабилитационная программа для работы с этой категорией учащихся. Она предполагает реализацию таких целей:
1. Адаптация подростков данной категории в социуме.
2. Формирование личностных и нравственных качеств.
3. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий, личностных ресурсов подростков.
4. Обеспечение улучшения микроклимата в семье посредством работы с родителями.
Для реализации программы необходимо тесное сотрудничество всех участников педагогического процесса.
Занимаясь деятельностью, студенты проявляют себя в социально позитивной деятельности, получают социально направленное одобрение, меняют свое отношение к себе, корректируют ценностные и нравственные ориентиры своего поведения. Приобретя более активную жизненную позицию в процессе деятельности, привыкая к ситуации личной ответственности, подросток получает возможность постепенно приобретать психологический комфорт, основанный на социально одобряемых реалиях.
1. Активные формы социально-психологического обучения / Отв. ред. В. В. Дударев. – М. : Владос, 2006. – 121 с.
2. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова. – М. : Академия, 2001. – 160 с.
3. Голоухова, Г. Н. Методика и технологии работы социального педагога : учеб. пособие / Г. Н. Голоухова. – Архангельск : Поморский университет, 2010. – 196 с.
4. Григорьев, С. И., Гуслякова, Л. Г., Гусова, С. А. Социальная работа с молодежью. Учебник для студентов вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. – М. : ПОЛИТОС, 2006. – 450 с.
5. Игошев, К. Е. Правонарушения и ответственность несовершеннолетнего / К. Е. Игошев. – Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 2013. – 183 с.
6. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика : учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. – М. : Юрайт, 2012. – 405 с.
7. Зикратов, В. Девиантно-делинквентное поведение подростков и детей [Текст] / В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 34 – 39.
8. Капская, А. И. Социальная работа : некоторые аспекты работы с детьми и молодежью [Текст] : науч.-метод. пособие / А. И. Капская. – Киев : КГУ, 2000. – 321 с.
9. Камбиева, М. Факторы, влияющие на формирование противоправного поведения подростков / М. Камбиева // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 845 – 847.
10. Колков, В. В., Колков, С. В., Шахина, Н.А. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью : учебное пособие / В. В. Колков, С. В. Колков, Н. А. Шахина. – М. : Социально-технический институт, 2000. – 560 с.
11. Методика и технологии работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. – М. : Академия, 2002. – 192 с.
12. Методика работы социального педагога: Метод. рек. / Авт.- сост. М.В. Салтыкова-Волкович. – Гродно : ГрГУ, 2004. – 63 с.
13. Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения: книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью. – Минск : ИСПИ, 2004. – 342 с.
14. Никончук, А. С. Введение в методические основы социально-педагогической работы [Текст] / А. С. Никончук. – Минск : Полымя, 2005. – 232 с.
15. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М. : Академия, 2001. – 325 с.
16. Олиференко, Л. Социально-педагогическая поддержка детства [Текст] / Л. Олиференко. – М. : Владос, 2002. – 157 с.
17. Павленок, П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с группами девиантного поведения : учеб. пособие; отв. ред. П. Д. Павленок. – М. : ИНФРА-М. 2007. – 122 с.
18. Рожков, М. Воспитание трудного ребенка : дети с девиантным поведением [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М. Рожкова. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 231 с.
19. Сидорова, Л. Дети «группы риска» : помощь, поддержка, защита [Текст] / Л. Сидорова // Социальная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 45 – 53.
20. Словарь по социальной педагогике : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Автор-составитель Л. В. Мардахаев. – М. : Академия, 2002. – 368 с.
21. Справочник социального педагога : 5 – 11 классы / Автор – составитель Т.А. Шишковец. – М. : ВАШ, 2007. – 336 с.
22. Степанов, С. Подростки с отклоняющимся поведением [Текст] / С. Степанов // Социальная педагогика. – 2006. – № 4. – С. 12 – 18.
23. Чабнова, С. А. Социальная практика реализации охранно-защитной концепции по отношению к несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом / С. А. Чабанова // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 3. – С. 91– 99.
24. Фалькович, Т. А. Подростки XXI в. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях [Текст] / Т.А. Фалькович [и др.]. – М. : ВАКО, 2008. – 203 с.
25. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 390 с.
26. Чечулин, В. Л. Основания методики социальной работы с несовершеннолетними дезадапитированными детьми и правонарушителями / В. Л. Чечулин, Е. А. Сорамотина, Е. А. Пузракова // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 4. – С. 85 – 92.
27. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. В. Шакурова. – М. : Академия, 2004. – 272 с.
28. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина / Под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2001. – 208 с.
29. Юсупов, В. В., Корзунин, В. А. Психологическая диагностика зависимого поведения / В. В. Юсупов, В. А. Корзунин. – СПб. : Речь, 2007. – 112 с.