ВВЕДЕНИЕ
Одной из самых актуальных задач социальной сферы сегодня является поиск, разработка и внедрение новых социальных технологий, которые позволят обеспечить устойчивость современного белорусского общества. Проблематика семьи в целом, а также семей находящихся в социально опасном положении, на современном этапе напрямую связана с разрабатываемыми социальными технологиями работы с детьми и семьями этих категорий.
Термин «технология» и его инструментальное воплощение стали неотъемлемой частью социальной сферы в любом ее секторе. Произошла объективация этого понятия до уровня термина социальной работы и социальной педагогики. Так, например, термин «технология» устойчиво используется в социальной работе, в социально-педагогической деятельности, в воспитательной работе и т.д.
В Республике Беларусь существует достаточное количество научных исследований по работе с семьей. Значительный вклад в ее научное обоснование и разработку практических рекомендаций внесли отечественные ученые: Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов, С.В. Лапина, Д.Г. Ротман, Л.П. Шахотько, Г.Ф. Бедулина, А.Н. Сизанов, Л.И.Смагина, В. В.Чечет, однако имеющиеся исследования чаще всего освещают общие вопросы социальных аспектов современной семьи, теоретические аспекты взаимодействия семьи и школы. Выявляется лишь небольшое количество работ с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении. Это определило актуальность исследования.
Цель исследования: изучить особенности социальной работы в сельской местности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы социальной работы в сельской местности;
- рассмотреть использование социальных технологий в сельской местности;
- предложить программу социальной работы с группами населения в сельской местности.
Объект исследования: социальная работа в сельской местности.
Предмет исследования: технологии социальной работы с группами населения в сельской местности.
Методология исследования. Теоретической основой исследования послужили работы ученых, изучавших социальную работу с семьями, в
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
1.1. Особенности социального портрета сельского населения
По данным Национального статистического комитета, примерно 74% населения нашей страны проживает в городах, соответственно 26% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 112 городах и 96 поселках городского типа. 13 городов имеют население более 100 тысяч человек; в столице нашей страны г. Минске проживает около 1 млн.800 тысяч граждан [14].
Основным объектом социальной работы как в городской, так и в сельской местности является семья. На сегодняшний день в нашей стране стране накоплен богатый опыт предупреждения и решения проблем семей посредством социальной работы по месту их непосредственного проживания.
Однаـко существует и ряд проблем, одна из которых – серьезная разница в уровне социальной работы с семьей в городе и на селе. Учет различий проблем городских и сельских семей, позволяет более эффективно применять технологии социальной работы с семьями, а так же их модернизировать в соответствии с потребностями клиентов.
Проблемы семьи в сельской местности обусловлены неразвитостью инфраструктуры. Следовательно, можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и образ жизни семьи в сельской местности.
-социально-экономические факторы: отсутствие работы, невозможность развивать индивидуальное предпринимательство, недостаточно развитая инфраструктура, низкий уровень заработной платы, миграция населения;
- психолого-педагогические факторы: девиантные формы поведения родителей и детей (алкоголизм, наркомания, воровство). Низкий уровень педагогической культуры и психологической готовности родителей решать социальные проблемы. В связи с этим, семьи в сельской местности имеют зачастую низкий социальный статус вообще;
-культурно-досуговые факторы: отсутствие культурно-эстетических центров, театров, кинотеатров. Бедность в организации культуры досуга семьи в сельской местности;
-демографический фактор: растет число семей, воспитывающих несколько детей, но в целом в сельской местности наблюдается старение населения [20, с. 66].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
2.1. Организация и методика исследования
Поскольку важой проблемой в сельской местности является алкоголизация населения, и, как следствие, появляются семьи, ведущие ассоциальный образ жизни, характеризующиеся девиантным поведением. Дети в таких семьях (часто многодетных) находятся в «группе риска». С целью выявления особенностей социальной работы на селе с несовершеннолетними, находящимися в «группе риска» было проведено экспериментальное исследование.
Объект исследования: дети и подростки, парожирвающие в сельской местности и находящиеся в «группе риска».
Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми и подростками на селе, находящимися в «группе риска».
Выборка исследования. В исследовании приняло участие 30 учеников 7-9 классов государственного учреждения образования "Учебно - педагогический комплекс Леоновичский детский сад - базовая школа Дятловского района". Учащиеся были разделены на 2 группы: 1 группа: подростки, относящиеся к "группе риска", 2 группа – подростки из благополучных семей и не относящиеся к "группе риска".
1 группа:5 человек - 1-4 классы, 5 человек – 5-8 классы, 5 человек – 9-11 классы;
2 группа: 5 человек - 1-4 классы, 5 человек – 5-8 классы, 5 человек – 9-11 классы.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1) Тест «Несуществующее животное»
2) «Методика цветового выбора» (М. Люшер)
Тест «Несуществующее животное»
Предмет диагностики: личность
. Контингент испытуемых: дети и взрослые
. Операциональный статус: рисунок
. Сопряженные практические задачи: для знакомства с особенностями личности человека, и как элемент развивающей или корректирующей программы.
9. Комплектность методики:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Социальные работники в сельской местности работают с различными группами населения: детьми, семьями, пожилыми людьми, инвалидами. Они работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских районах, как правило, обычно отсутствуют. Специалист по социальной работе должен иметь опыт в оценке проблем и при оказании услуг, ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или организация общины, на практические области, общественная благотворительность.
В социальной работе как в городе, так и на селе основным объектом является семья. Социальная работа в сельской местности должна быть направлена на решение многочисленных проблем, которые семья не в состоянии решить самостоятельно. Необходимо укрепление социального благополучия семей через развитие комплексной системы информационной, социально-психологической и педагогической поддержки деятельности социальных учреждений в сельской местности.
Проблемы семьи в сельской местности обусловлены неразвитостью инфраструктуры. Возможность доступа семей на селе к социальным услугам также снижена из-за пространственно-территориальной удаленности многих социальных служб, когда потенциальные клиенты из-за небольшого возраста детей, по состоянию здоровья, из-за отсутствия транспортных соединений, бездорожья и погодных условий и т.п. не могут добраться до них. По этим же причинам и специалисты по социальной работе, работающие в социальных службах в райцентрах, не могут добраться до семей, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах. Следовательно, можно выделить следующие факторы, влияющие на качество и образ жизни семьи в сельской местности: социально-экономические факторы, психолого-педагогические факторы, культурно-досуговые факторы, демографический фактор.
Особую значимость в сельской местности может приобретать экстренная психологическая помощь, в том числе для семей, которые находятся в социально-опасном положении. Зачастую взрослые и дети из семей «групп риска» не знают, что есть люди, к которым они могут обратиться за помощью. Экстренная психологическая помощь, включая «телефон доверия», может помочь людям преодолеть трудную жизненную ситуацию.
1. Адукацыйны партал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.adu.by. – Дата доступа – 15.02.2017.
2. Антипова, А.А. Социальная защищенность сельской семьи в аспекте программно-целевых установок социальной политики современной России / А.А. Антипова // Вестник Мордовского госуниверситета. – 2010. – №2. – С. 167-171.
3. Балтуева, С.В. Социальная работа с неполными семьями в сельской местности / С.В. Балтуева // Теория и практика общественного развития. –2015. – № 23. – С. 29-32.
4. Бедулина, Г.Ф. Современные методы социально-педагогической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2010. – №7. – С. 32–38.
5. Бедулина, Г.Ф. Современные технологии социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении / Г.Ф. Бедулина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://13rusprint.ru/books/2015/fenomen/c14.html. – Дата доступа: 20.03.2016.
6. Безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-.gorodgomel.by.– Дата доступа – 15.02.2017.
7. Бочаров В. Ю. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / В. Ю. Бочаров. – М. : Дашков и К, 2008. – 429 с.
8. Гусак, А.А. Социально-педагогические проблемы коррекции формирования личности ребенка в семье родителей-алкоголиков / А.А. Гусак //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2007. – № 10. – С. 26–30.
9. Дети из алкогольных семей / авт-сост. Е.Ф. Коваль. – Гродненский район: Гродненский районный СПЦ, 2009. – 18 с.
10. Дудкин, А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми : учебное пособие / А. С. Дудкин ; Пензенский гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского. – Пенза : ПГПУ, 2011. – 39 с.
11. Завражнов, В.В Социально-педагогические аспекты работы с пожилыми людьми в условиях сельской местности / В.В. Завражнов, Г.М. Зинина // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – № 4 (5). – С. 29-31.
12. Лебедева, Л.С. Социальная работа с людьми старшего возраста в условиях сельской местности / Л.С. Лебедева // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности : сборник материалов IV международной научно-практической конференции ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2012. – С. 121-124.
13. Мицкевич, Ж.И. Система социальной профилактики насилия в семье / Ж.И. Мицкевич // Системный подход в оказании социально-психологической помощи семье : материалы междунар. науч.-практ.конф., г. Минск, 28-29 нояб. 2007 г. ; редкол. А.А. Туровец, Ж.И. Мицкевич (отв. ред.), Н.И. Муфель. –Минск : БГПУ, 2008. – С. 114-116.
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 12.04.2017.
15. Сайганов, А.С. Состояние и перспективы социально-экономического развития сельских территорий в Республике Беларусь / А.С. Сайганов // Вестник ОрелГАУ. – 2011. – №5. – С. 49-51.
16. Социальная работа: теория и организация : пособие для студентов вузов / П.П. Украинец [и др.] ; под ред. П. П.Украинец, С.В. Лапиной. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 286 с.
17. Тамбиев, Р.С. Особенности социальной работы с многодетной семьей в сельской местности / Р.С. Тамбиев // Science Time. – 2015. – № 12. – (24). – С. 767-770.
18. Фертикова, Д.О. Методические рекомендации для совершенствования социальной работы в сельской местности / Д.О. Фертикова // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/12/7445 (дата обращения: 30.04.2017).
19. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика : учебное пособие / отв. ред д.и.н., проф. Е. И. Холостова, д.и.н., проф. А. С. Сорвина. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 427 с.
20. Шимановская, Я.В. Особенности применения технологий социальной работы в условиях сельской местности / А.В. Шимановская // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и социального образования : сборник научных статей преподавателей факультета социальной работы. – М., 2016. – С. 66-73.