ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ОТЦОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Выводы по главе 1
2. ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ДЛЯ БУДУЩИХ ОТЦОВ
2.1. Описание программы по организации проекта по организации курсов для будущих отцов
2.2. Особенности организации проекта дистанционной работы для молодых мам
2.2.1. Определение сроков проекта
2.2.2. Определение ресурсов проекта
2.2.3. Оценка качества
2.2.4. Заинтересованные стороны проекта
2.2.5. Планирование человеческих ресурсов
2.2.6. Планирование коммуникаций
2.2.7. Закрытие проекта
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социальные изменения в современном обществе, связанные с распадом традиционной системы полового расслоения, приводят к изменению гендерных ролей, в том числе родительских. Все более актуальными становятся проблемы семьи, проблемы семейного воспитания, влияние семьи на развитие личности ребенка. В настоящее время проводится большое количество исследований, посвященных роли матери, влиянию материнства на развитие личности детей. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя этот вопрос актуален и важен при обучении в области семейной психологии, а также при разработке программ психологической поддержки семьи. Для нашей страны эта проблема особенно актуальна по историческим причинам, в том числе из-за особенностей влияния тоталитарного государства на мужскую роль в целом и на роль отца в частности.
Цель исследования: охарактеризовать процесс разработки проекта по организации курсов для будущих отцов. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить теоретические аспекты изучения роли отцов в воспитании детей.
2. Разработать проект по организации курсов для будущих отцов.
Объект исследования: отцовство, а предмет – курсы для будущих отцов.
Методы: теоретические (анализ литературы, обобщение) и эмпирические (статистическая (математическая) обработка данных).
Новизна и практическая значимость исследования. Составление программы проекта по организации курсов для будущих отцов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ОТЦОВ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Особенности роли отца в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, участие в совместной деятельности с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию учебно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «вовлеченных отцов» и «вовлеченных матерей», т.е. активное участие в воспитании позволило сделать вывод, что такие отцы более успешно влияют на развитие ребенка, чем матери [4, с 19].
Результаты современных психологических исследований показывают значительное влияние отца на развитие ребенка. Рождение ребенка - краеугольный камень в развитии семьи и стрессовая ситуация для нее. Важнейшим фактором нормального внутриутробного развития ребенка является благоприятное окружение в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провокационным моментом для появления в нем депрессивно-тревожных расстройств, которые обычно являются предвестниками послеродовой депрессии, негативное влияние которых на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец влияет на его развитие, создавая благоприятные условия [5, с. 48-49].
Многие исследователи подчеркивают решающее значение родительского поведения в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Например, выявлены такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, интерес, забота о детях, требовательность, демократичность в семейных отношениях [19, с. 317].
Взаимодействие с отцом положительно влияет на познавательное развитие детей. Однако прямая связь между участием родителей и когнитивными достижениями была обнаружена только у мальчиков. Объясняется это тем, что отец дает пример практического и эффективного решения различных проблемных ситуаций, а участие в жизни ребенка также подразумевает эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так сильно заметно на девушках [5, с. 125].
Исследование более 20 000 американских семей показало, что дети, чьи отцы участвовали в их образовании (например, посещали собрания родителей и учителей), с большей вероятностью получали самые высокие оценки, например, в школе и т.д. редко остаются на второй год [6, с. 4]
Психологами получены данные о том, что дети, растущие без отца, развивают более гуманитарные способности. Установлена четкая связь между одаренностью детей и уровнем сложности профессии отца [5, с. 126].
2. ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ДЛЯ БУДУЩИХ ОТЦОВ
2.1. Описание программы по организации проекта по организации курсов для будущих отцов
Создание проекта по организации курсов для будущих отцов будет осуществлено в соответствии с классической моделью процесса обмена знаниями PMBOK 5.
Для реализации проекта была использована четырехэтапная модель жизненного цикла проекта, состоящая из инициации, планирования, реализации и завершения проекта.
2.2. Особенности организации проекта дистанционной работы для молодых мам
2.2.1. Определение сроков проекта
Группа процессов инициации состоит из процессов, выполняемых для определения нового проекта или новой фазы существующего проекта путем получения авторизации на начало проекта или фазы. В рамках процессов инициации определяется изначальное содержание и выделяются изначальные финансовые ресурсы. Определяются внутренние и внешние заинтересованные стороны, которые будут взаимодействовать и влиять на общий результат проекта. Выбирается руководитель проекта, если он еще не назначен [7, с. 19].
Группа процессов планирования состоит из процессов, выполняемых для определения общего содержания работ, постановки и уточнения целей и разработки последовательности действий, требуемых для достижения данных целей. Процессы планирования разрабатывают план управления проектом и документы проекта, которые будут использованы для выполнения проекта.
Группа процессов реализации состоит из процессов, выполняемых для исполнения работ, указанных в плане управления проектом, с целью соответствия спецификациям проекта. Эта группа процессов включает в себя координацию людей и ресурсов, управление ожиданиями заинтересованных сторон, а также интеграцию и выполнение операций проекта в соответствии с планом управления проектом.
Группа процессов завершения состоит из процессов, выполняемых для завершения всех операций в рамках всех групп процессов управления проектом в целях формального завершения проекта, фазы или договорных обязательств. Данная группа процессов, будучи завершенной, подтверждает, что процессы, определенные в рамках всех групп процессов, выполнены необходимым образом для закрытия проекта или фазы проекта, и формально устанавливает, что проект или фаза проекта завершена [16, с. 304-305].
На фазе инициации необходимо оценить актуальность, сформировать команду, распределить обязанности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Результаты современных психологических исследований показывают значительное влияние отца на развитие ребенка. Взаимодействие с отцом положительно влияет на познавательное развитие детей. Отец играет важную роль в усвоении детьми моральных норм. В нормальных условиях отец оказывает значительное влияние на гендерную идентичность ребенка. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто негативно сказываясь на воспитании собственных детей в будущем. Отношения девушки с отцом влияют на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прообразом этих отношений. Любовь отца вселяет в девушку уверенность в своей женской привлекательности и очаровании. Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка.
2. Создание проекта по организации курсов для будущих отцов будет осуществлено в соответствии с классической моделью процесса обмена знаниями PMBOK 5. Для реализации проекта была использована четырехэтапная модель жизненного цикла проекта, состоящая из инициации, планирования, реализации и завершения проекта. С целью поэтапного выполнения задач проекта были установлены сроки реализации фаз проекта: инициация (5 дней), планирование (3 дня), реализация (4 дня), завершение (1 день). Общий срок выполнения проекта 13 дней. Планирование проекта осуществлялось с помощью диаграмм Ганта. Для функционирования проекта по организации курсов для будущих отцов необходимо написать программу курсов, приобрести реквизит (кукла, набор пеленок) и запустить рекламу. Для функционирования проекта по организации курсов для будущих отцов необходимо написать программу курсов, приобрести реквизит (кукла, набор пеленок) и запустить рекламу. Структура персонала проекта представлена руководителем проекта, психологом, акушерками и врачом акушером-гинекологом.
1. Авдеева, Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве / Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №7. – С.117-122.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 344 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – СПб.: Питер, 1992. – 216 с.
4. Бодалев, А.А. Общение и развитие психики / А.А. Бодалев. – М.: АПНСССР, 1986. – 176 с.
5. Борисенко Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С.122-130
6. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства / Ю.В. Борисенко // Журнал практической психологии. – 2007. – №1. – С.3-7.
7. Бэгьюли, Ф. Управление проектом / Ф. Бэгьюли. – М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 202 с.
8. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2015. – 528 с.
9. Воропаева, В.И. Управление проектами: основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетентности специалистов / В.И. Воропаева. – М.: Кубс Групп, 2013. – 265 с.
10. Демарко, Т. Человеческий фактор. Успешные проекты и команды / Т. Демарко, Т. Листер. – М.: Символ, 2014. – 288 с.
11. Десятникова, Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения / Ю.М. Десятникова // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С. 18-25.
12. Донцов, А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов, Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – № 6. – С. 119-133.
13. Доскова, Л.С. Управление персоналом / Л.С. Доскова. – М.: Эксмо, 2014. –320 c.
14. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с.
15. Зурабов, А. Отец и дочь / А. Зурабов // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С.117-120.
16. Ивасенко, А. Г. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 327 с
17. Кон, И.С. Пол и идентификация // Психология индивидуальных различий / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова. – М.: Черо, 2000. – С. 23-46.
18. Кон, Н.С. Психология старшеклассника / Н.С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 446 с.
19. Кочубей, Б.И. Мужчина и ребёнок / Б.И. Кочубей. – М.: Знание, 1990. – 421с.
20. Красовский, А.С. Будущий муж и отец / А.С. Красовский. – Минск: Народная асвета, 2011. – 197 с.
21. Кэтмелл, Э. Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей / Э. Кэтмелл. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 344 с.
22. Мартин, П. Управление проектами / П. Мартин, К. Тейт. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
23. Мудрик, А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих / А.В. Мудрик. – М: Просвещение, 1990. – 156 с.
24. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев, В.В. Столин //Вестник МГУ. – 1989. – № 1. – С.77-81.
25. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1996. – №1. – С. 20-33.
26. Попова, М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии / М.В. Попова. – М.: Сфера, 2002. – 150 с.
27. Смехов, В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье / В.А. Смехов // Вопросы психологии. – 1985. – № 4. – С. 83-92.
28. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 76-89.
29. Фридман, И.К. О контакте родителей с детьми / И.К. Фридман // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С. 93-99.
30. Фурутан, А.А. Отцы, Матери, Дети / А.А. Фурутан. – М.: Прогресс, 1992. – 241 с.
31. Хусанова, Н.Ю. Влияние отца на формирование «Я-концепции» ребенка / Н.Ю. Хусанова // Психотерапия. – 2006. – №5. – С.4-6.
32. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
33. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1994. – 243 с.