ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Выводы
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1. Описание проекта
2.2. Определение сроков проекта
2.3. Оценка ресурсов
2.4. Оценка качества
2.5. Заинтересованные стороны проекта
2.6. Планирование человеческих ресурсов
2.7. Управление стоимостью
2.8. Управление рисками
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. Увеличение количества инвалидов в недавнем прошлом – довольно большой и интенсивный процесс. Проблемы инвалидности в настоящее время затрагивают многих белорусских граждан из-за разных членов их семей, их психического состояния и состояния здоровья. С совокупностью конкретных хронических патологий, старением населения, стабильностью высокого уровня несчастных случаев на транспорте, дома и на работе, ухудшением здоровья населения, которое определяет частоту рождения детей в критическом состоянии - совокупное воздействие этих факторов приводит к увеличению инвалидности.
Социальная специфика инвалидности заключается в юридических, финансовых и других препятствиях, которые мешают различным людям с ограниченными возможностями активно участвовать в жизни общества и участвовать в полной мере.
В результате перед государством стоит острая задача по разработке социальной политики в отношении инвалидов, которая позволит ему полноценно функционировать в обществе наравне с другими членами.
Цель исследования: разработать проект по созданию образовательного центра для людей с ограниченными возможностями. Для успешного решения поставленной цели, были формулированы следующие задачи:
1. Выявить теоретические и методические основы изучения проектов по созданию образовательного центра для людей с ограниченными возможностями.
2. Разработать проект по созданию образовательного центра для людей с ограниченными возможностями.
Объект: образовательный центр, а предмет – разработка проекта по созданию образовательного центра для людей с ограниченными возможностями.
Методы: теоретический анализ, синтез, расчетно-аналитический, метод оптимизации плановых решений, балансовый, аналитико-системный метод.
Научная новизна. В современном образовании Республики Беларусь фактически отсутствуют образовательные центры для людей с ограниченными возможностями.
Практическая значимость исследования. Материалы курсовой работы могут в дальнейшем применяться для практической реализации функционирования образовательного центра.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТОВ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах. Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.
Существует также педагогическая классификация нарушений. Она состоит из следующих категорий. Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие); зрения (слабовидящие, слепые); речи (разные степени); интеллекта; задержкой психоречевого развития (ЗПР); опорно-двигательного аппарата; эмоционально-волевой сферы.
Первая попытка интегрировать другого человека в общество была предпринята одновременно в северных странах, США и Японии. В 1990-е годы Скандинавия приняла политику «нормализации», которая позволила жить своей повседневной жизнью и жить в обществе как можно более нормально. С тех пор разработка и применение закона начали расширять возможности получения образования для лиц с ограниченными возможностями. В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в Саламанке была проведена Всемирная конференция по образованию для обездоленных, результатом которой стало принятие политики инклюзивного образования и введение слова «объединение» в международную практику. Декларация об интеграции, политики и практики в области образования людей с ограниченными возможностями определяет первую политику:
1. Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность приобретать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
2. У каждого ребенка есть уникальные характеристики, навыки, интересы, навыки и знания.
3. Образовательные системы и учебные программы должны разрабатываться с учетом этих характеристик.
4. Людей с образовательными потребностями можно обучать в общеобразовательных школах, которые должны создавать для них условия на основе образовательных методов, направленных на удовлетворение потребностей каждого ребенка [5, с. 72-73].
ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
2.1. Описание проекта
Создание проекта образовательного центра для людей с ограниченными возможностями будет осуществлено в соответствии с классической моделью процесса обмена знаниями PMBOK 5.
Для реализации проекта была использована четырехэтапная модель жизненного цикла проекта, состоящая из инициации, планирования, реализации и завершения проекта.
Группа процессов инициации состоит из процессов, выполняемых для определения нового проекта или новой фазы существующего проекта путем получения авторизации на начало проекта или фазы. В рамках процессов инициации определяется изначальное содержание и выделяются изначальные финансовые ресурсы. Определяются внутренние и внешние заинтересованные стороны, которые будут взаимодействовать и влиять на общий результат проекта. Выбирается руководитель проекта, если он еще не назначен [6, с. 19].
Группа процессов планирования состоит из процессов, выполняемых для определения общего содержания работ, постановки и уточнения целей и разработки последовательности действий, требуемых для достижения данных целей. Процессы планирования разрабатывают план управления проектом и документы проекта, которые будут использованы для выполнения проекта.
Группа процессов реализации состоит из процессов, выполняемых для исполнения работ, указанных в плане управления проектом, с целью соответствия спецификациям проекта. Эта группа процессов включает в себя координацию людей и ресурсов, управление ожиданиями заинтересованных сторон, а также интеграцию и выполнение операций проекта в соответствии с планом управления проектом.
Группа процессов завершения состоит из процессов, выполняемых для завершения всех операций в рамках всех групп процессов управления проектом в целях формального завершения проекта, фазы или договорных обязательств. Данная группа процессов, будучи завершенной, подтверждает, что процессы, определенные в рамках всех групп процессов, выполнены необходимым образом для закрытия проекта или фазы проекта, и формально устанавливает, что проект или фаза проекта завершена [10, с. 304-305].
На фазе инициации необходимо изучить актуальность проекта, сформировать команду и распределить обязанности между членами команды проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате анализа источников и литературы были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы.
1. Первые попытки интегрировать инвалида в общество проводились параллельно в Скандинавских странах, США и Японии в 1970-е годы. В 1994 году под эгидой ЮНЕСКО в городе Саламанка прошла Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, в результате которой был провозглашён принцип инклюзивного образования и введён в международную практику термин «инклюзия». В 2000 году в Дакаре на Всемирном форуме по образованию было создано международное движение «Образование для всех», участники которого выступили за доступность качественного базового образования для детей, молодёжи и взрослых. 13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов, в которую вошли положения об инклюзивном образовании. Наиболее совершенную законодательную базу в области инклюзивного образования имеют Канада, Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР, Испания, Швеция, США и Великобритания. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980—1990 годов. В 2008 году Россия подписала конвенцию о правах инвалидов, а в 2012 — утвердила на законодательном уровне. В Республике Беларусь все усилия по реализации идей инклюзивного образования подкреплены нормативно-правовой базой, закрепляющей права и обязанности участников образовательного процесса (Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь - «О правах ребёнка»; «Об образовании»; «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»; «Об общем среднем образовании»; «О языках в Республике Беларусь» и др.). Обучение многих инвалидов затруднено в связи с отсутствием специально подготовленной для них «безбарьерной среды» в учебных заведениях, недостаточно развитой инфраструктурой, физической недоступностью учебных учреждений. Еще одна проблема, затрудняющая внедрение интегрированных форм образования, связана с проблемами кадрового обеспечения. В настоящий момент разработан проект Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь.
2. Создание образовательного центра для людей с ограниченными возможностями будет осуществлено в соответствии с классической моделью процесса обмена знаниями PMBOK 5. Для реализации проекта была использована четырехэтапная модель жизненного цикла проекта, состоящая из инициации, планирования, реализации и завершения проекта. Общий срок выполнения проекта 21 день. Основными рисками центра являются затруднения с поиском помещения, которое может использоваться для людей с ограниченными возможностями рост цен на канцелярские принадлежности.
1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование / С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 300 с.
2. Алёхина, С.В. Инклюзивное образование: история и современность / С.В. Алёхина. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. – 33 с.
3. Ахметова, Д.З. Педагогика и психология инклюзивного образования / Д. З. Ахметова. – Казань: Познание, 2013. – 204 с.
4. Бенуа, Э. Какие институциональные барьеры могут помешать оперативной реализации принципа доступности в образовании? / Э. Бенуа // Инклюзивное образование. – 2014. – №3. – С. 13-20.
5. Бут, Т. Показатели инклюзии / Т. Бут. – М.: РООИ «Перспектива», 2013. – 124 с.
6. Бэгьюли, Ф. Управление проектом/ Ф. Бэгьюли. – М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 202 с.
7. Голубева, Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. –Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
8. Гусева, Т.Н. Инклюзивное образование / Гусева Т. Н. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. –272 с.
9. Змушко, А.М. Образовательная политика Республики Беларусь в области инклюзивного образования / А.М. Змушко // Человек и образование. – 2016. – №1. – С. 45-51.
10. Ивасенко, А. Г. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 327 с.
11. Инклюзивное образование в России. – М.: «БЭСТ-принт», 2011. – 85 с.
12. Кесялахти, Э. Претворяя в жизнь идеи инклюзивного образования: опыт соседних стран / Э. Кесялахти, С. Вяюрен. – Рованиеми.: Издательский центр Лапландского Университета, 2013. – 33 с.
13. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.
14. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – № 5. – С. 3-10.
15. Кулагина, Е.В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: тенденции и условия развития в России / Е.В. Кулагина // Народонаселение. – 2013. – №4. – С. 29-39.
16. Лич, Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС / Д. Лич. – М.: Оперант, 2015. – 176 с.
17. Мартин, П. Управление проектами / П. Мартин, К. Тейт. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.
18. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования / Д. Митчелл. – М.: РООИ «Перспектива», 2011. – 137 с.
19. Перфильева, М.Ю. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / М.Ю. Перфильева, Ю.П. Симонова, С.А. Прушинский. – М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2012. – 60 с.
20. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210 «Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012-2016 годы // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2012. – 13 марта. – № 5/35382.
21. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу / Н.Я. Семаго // Психологическая наука и образование. – 2011. – №1. – С.51-59.
22. Сигал, Н.Г. Инклюзия сегодня: за и против / Н.Г. Сигал. – Казань: Отечество, 2017. – 200 с.
23. Тараско, С.С. Теоретический анализ зарубежного опыта инклюзивного образования / С.С. Тараско // Вестник Донецкого педагогического института. – 2017. – №2. – С. 35-41.
24. Феузер, Г. Общее инклюзивное образование и развитие логической дидактики / Г. Феузер // Нетрудоспособное образование. – 1989. – № 1. – С. 4-48.
25. Фунтов, В.Н. Основы управления проектами в компании. / В. Н. Фунтов. – СПб.: Питер, 2011. – 393 с.