ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ
1.1 Молодежь как социально-демографическая группа
1.2 Особенности социальных проблем молодежи
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования социальных проблем молодежи
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы. В условиях трансформации современного общества, оказывающей огромное влияние на все сферы общественной жизни, большую актуальность приобретает исследование социальных проблем молодежи, составляющей почти четверть населения Республики Беларуси [1, с. 231]. Именно молодежь является существенной частью трудового потенциала страны и важнейшим перспективным ресурсом развития общества. Потому важно выявить те социальные проблемы, которые вызывают наибольшее волнение у юношей и девушек для их учета в работе с молодежью.
Важнейшей социальной проблемой молодежи является построение карьеры. Современную молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющих на дальнейшее трудоустройство и карьеру. В современных условиях построения рыночных взаимоотношений в нашем государстве на первый план выходит построение карьеры, которая дает возможность организации применять в своих интересах профессиональные навыки и потенциал сотрудников, а работникам дает возможность удовлетворить свои потребности.
Карьера рассматривается как процесс самореализации человека в профессии, процесс развития его познаний, умений и индивидуальных качеств, позволяющих достичь нового социального и профессионального статуса. Вместе с тем, изменилось не только отношение к карьере, но и социально-экономические требования к ней. В данном контексте и в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, особенно противоречивым и сложным является процесс формирования профессиональной карьеры молодежи. Именно молодежь с профессиональной точки зрения является выраженной группой риска, что связано с психологическими особенностями присущими данной категории – быстроменяющимися жизненными ориентирами и карьерными ориентациями, частой сменой интересов, отсутствием трудового стажа и опыта корпоративного общения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ
1.1 Молодежь как социально-демографическая группа
Впервые в российской литературе определение термину «молодежь» дал В.Т. Лисовский в 1960-ых годах: «Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [13, с. 52].
В начале XX в. сформировались теоретико-методологические основы теорий, определяющих сущность молодежи. Систематизировав их, В.А. Луков выделил три подхода к определению сущности молодежи: социально-психологический, субкультурный и стратификационный [14, с. 15].
Социально-психологический подход представляет молодежь социальной группой, выделяемой в структуре общества по периоду возрастных гормональных перестроек организмов большинства людей, которые сопровождаются повышением их активности и социальной мобильности, стремлением к повышению социального статуса. При этом особое внимание уделяется психологическому состоянию человека, которое особым образом сказывается на его социальном поведении. Перечисленные личностные качества у большинства людей проявляются в возрасте от 14 до 30 лет и могут выступать в качестве группообразующих признаков молодежи. Теоретической основой данного подхода выступили работы Г. Холла, К. Гросса, Ш. Бюлера, А. Фрейда, В. Райха, Э. Фромма, Э. Эриксона и других социальных психологов [17, с. 109].
Итак, в рамках социально-психологического подхода молодежь понимается как социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых.
Субкультурный подход выделяет молодежь в обществе как социокультурную группу со специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами, ценностями. В работах Э. Шпрангера, М. Мида, Т. Парсонса, Т. Розака, Ч. Рейча и других ученых молодежь рассматривается через совокупность присущих ей культурных свойств и функций [17, с. 110].
Выводы по главе 1
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Молодежь представляет собой социально-демографическую группу (поколение людей в возрастном диапазоне от 16 до 30 лет), находящуюся в своем развитии на стадии становления и обретения социальной зрелости, а именно в процессе усвоения основных социальных ролей и функций, выбора жизненного пути, самоопределения, самоидентификации и осознания своих ценностей и интересов, своего места в мире. Молодежь определяется совокупностью возрастных характеристик, психологическими, социально-психологическими, духовно-нравственными, социально-экономическими и политическими признаками. Молодежь является остаточно разнородной группой, что отражается на их занятости. Именно в этот период жизни человека приходит формирование карьерных ориентаций, которые в дальнейшем будут определять успешность в профессиональной карьере.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить особенности проблемы построения карьеры у молодежи и степень их неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Задачи эмпирического исследования:
2) выявить карьерные ориентации у молодежи.
1) определить уровень социальной фрустрированости у молодежи и основные сферы ее проявления.
Гипотеза исследования: существуют различия в предпочтениях построения карьеры и степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности у юношей и девушек.
Методология исследования:
– положение о том, что социальные проблемы представляют собой противоречия между общественно желательным и воспринимаемым действительным, что отражается в сознании людей (Ю.Е. Ширков);
– понимание социальной фрустрированности как формы психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях (Л.И. Вассерман);
– теория карьерных ориентаций Э. Шейна, где карьера рассматривается как внутренний процесс проявления личностного потенциала, а «карьерные якоря» рассматриваются в виде системы представлений субъекта о себе как профессионале с учетом его основных ценностей, мотивов и профессиональных навыков, влияющих на выбор карьеры и путь профессиональной жизни.
Методы исследования: психодиагностическое тестирование, математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. Методика диагностики карьерных ориентаций «Якоря карьеры» (Э. Шейн, в адаптации В.А. Чикер, В.Э. Винокуровой) [19].
Цель: выявление преобладающих профессиональных мотивов, изучения системы ценностных ориентаций индивида, его социальных установок по отношению к карьере и работе в целом.
Выводы по главе 2
Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее выраженными карьерными ориентациями у юношей являются: менеджмент, профессиональная компетентность и автономия. Преобладающими карьерными ориентациями девушек являются: интеграция стилей жизни, служение и стабильность места работы.
2. На достоверном уровне юноши при построении карьеры более ориентированы на повышение профессиональной компетентности, менеджмент, проявление автономии, бросать вызов трудностям. Девушки при построении карьеры более ориентированы на сохранение стабильности места работы и места жительства, служение и интеграцию стилей жизни.
3. Молодежь испытывает социальную фрустрированность, связанную с рядом социальных проблем. При этом, юноши имеют умеренный уровень социальной фрустрированности; девушки – неопределенный уровень фрустрированности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что молодежь представляет собой социально-демографическую группу (поколение людей в возрастном диапазоне от 16 до 30 лет), находящуюся в своем развитии на стадии становления и обретения социальной зрелости, а именно в процессе усвоения основных социальных ролей и функций, выбора жизненного пути, самоопределения, самоидентификации и осознания своих ценностей и интересов, своего места в мире. Молодежь определяется совокупностью возрастных характеристик, психологическими, социально-психологическими, духовно-нравственными, социально-экономическими и политическими признаками. Молодежь является остаточно разнородной группой, что отражается на их занятости. Именно в этот период жизни человека приходит формирование карьерных ориентаций, которые в дальнейшем будут определять успешность в профессиональной карьере.
Социальные проблемы молодежи представляют сбой противоречие между общественно желательным и воспринимаемым действительным у молодого поколения. Все соцальные проблемы молодежи можно классифицировать по сферам жизнедеятельности: труд, образование, быт, семейно-брачные отношения, культура и общественная жизнь. В молодежной среде на первый план выступает проблема построения профессиональной карьеры как процесса профессионального формирования субъекта, предполагающего обогащение опытом, позволяющего достигнуть социального признания и реализовать личностный потенциал. Актуальность тех или иных социальных проблем связана со статусом молодежи. Для студенческой молодежи наибольшую обеспокоенность вызывают проблемы состояния здоровья, качества медицинского обслуживания, размер стипендий и государственных пособий, для работающей молодежи – угроза потери работы и жилищные проблемы.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить, что наиболее выраженными карьерными ориентациями у юношей являются: менеджмент, профессиональная компетентность и автономия. Преобладающими карьерными ориентациями девушек являются: интеграция стилей жизни, служение и стабильность места работы. На достоверном уровне юноши при построении карьеры более ориентированы на повышение профессиональной компетентности, менеджмент, проявление автономии, бросать вызов трудностям. Девушки при построении карьеры более ориентированы на сохранение стабильности места работы и места жительства, служение и интеграцию стилей жизни.
1. Бабосова, Е.С. Влияние молодежной политики на устойчивость развития современного белорусского общества / Е.С. Бабосова // Социологический альманах. – 2011. – № 2. – С. 231–237.
2. Бокарев, В.А. Социальные сети как пространство для удовлетворения потребностей молодежи / В.А. Бокарев // Вопросы культурологи. – 2009. – № 8. – С. 56-59.
3. Волонина, Н.А. Безработица молодежи / Н.А. Волонина // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – № 1 (12). – С. 9-14.
4. Гаврилюк, В.В. Патриотизм и воспитание молодежи / В.В. Гаврилюк // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 44-50.
5. Галич, Л.П. Социальное самочувствие молодежи / Л.П. Галич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 160 с.
6. Гусев, Н.Н. Молодежь как особая социально-демографическая общность и ее стратификационные показатели в современном российском обществе / Н.Н. Гусев, М.В. Огнева // Современная наука. – 2015. – № 2. – С. 101-104.
7. Иванов, О.И. Социальные проблемы молодежи и ювенологические исследования (введение в социологию социальных проблем) / О.И. Иванов. – СПБ.: ИРЭ РАН, НАЮ, 2001. – 278 с.
8. Ивушкина, В.О. Социализация молодежи в условиях информационного общества / В.О. Ивушкина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 2. – С. 11-16.
9. Иконникова, С.Н. История культурологических теорий / С.Н. Иконников. – СПб.: Питер, 2005. – 265 с.
10. Карелкин, Е.Н. Социально-психологические особенности студенческой молодежи / Е.Н. Карелкин // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2014. – № 2. – С. 155-157.
11. Киселева, Д.В. Некоторые проблемы молодежи в современном обществе / Д.В. Киселева, Е.В. Кузнецова // Сборник материалов научно-практической конференции. – Кемерово, 2018. – С. 74-78.
12. Курышева, О.В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы / О.В. Курышева // Logos et Praxis. – 2014. – № 1. – С. 67-75.
13. Лисовский, В.Т. Социология молодежи / Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб.: Питер, 2002. – 460 с.
14. Луков, В.А. Концептуализация молодежи в XX веке: новые идеи и подходы / В.А. Луков // Социологические исследования. – 2012. – № 1. – С. 13-16.
15. Макаров, В.В. Безработица молодежи как социальная проблема / В.В. Макаров // Молодой ученый. – 2017. – № 47 (181). – С. 190-192.
16. Маркарян, А.Б. Некоторые проблемы занятости молодежи на современном этапе / А.Б. Маркарян // Молодой ученый. – 2016. – № 21 (125). – С. 410-413.
17. Масалов, А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи / А.Г. Масалов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология. – 2012. – № 2. – С. 107-111.
18. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение / Авт.-сост. Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, М.А. Беребин. – СПб.: НИПНИ им. Бехтерева. – 28 с.
19. Методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна в адаптации В.А. Чикер и В.Э. Винокуровой // Психологическая диагностика организации и персонала / В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2006. – С. 55–61.
20. Мусина, Н.Е. Молодежная политика в Беларуси: история и современность / Н.Е. Мусина // Современная молодежь и общество: сб. науч. ст. – Минск, 2014. – Вып. 2. – С. 19-24.
21. Паршина, В.В. Социальные проблемы молодежи: структура, типология, особенности / В.В. Паршина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. –10-5. – С. 110-114.
22. Сапелкин, Е.П. Молодежная политика в Республике Беларусь: Системный анализ: Монография / Е.П. Сапелкин. – Минск, 2004. – 286 с.
23. Севковская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия / З.А. Севковская. – Мн.: Принткорп, 2002. – 128 с.
24. Слуцкий, Е.Г. Проблемы социальной работы с молодежью: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Е.Г. Слуцкий, К.М. Оганян. – СПб.: Издательство СПБГИСЭ, 2002. – 196с.
25. Степанищенко, О.В. Исследование молодежи как особой социальной группы в социально-гуманитарных науках / О.В. Степанищенко // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2011. – № 2. – С. 1-14.
26. Турарова, О.С. Проблема трудоустройства молодых специалистов / О. С. Турарова // Молодой ученый. – 2016. – № 6 (110). – С. 567-570.
27. Чупров В.И. Социология молодежи / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.
28. Шаповал, М.А. Особенности рынка труда молодежи / М.А. Шаповал // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 598-601.
29. Ширков, Ю.Э. Социальное переживание социальных проблем в общественном дискурсе / Ю.Э. Ширков // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2012. - № 6. – С. 11-19.
30. Юзефавичус, Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью / Т.А. Юзефавичус. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208 с.