Введение
1. Теоретический анализ проблемы исследования самооценки эмоционального напряжения будущих матерей
1.1. Основные подходы к понятию самооценки в психологии
1.2. Психологические особенности будущих матерей
2. Эмпирическое исследование самооценки эмоционального напряжения будущих матерей
2.1. Организация и методы проведения исследования
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество диктует особые требования к личностному развитию современного человека, который должен быть, прежде всего, уверен в себе, своих способностях и возможностях, правильно оценивать свои способности, то есть обладать сформированным самосознанием, адекватной самооценкой.
Самооценка способна оказывать огромное влияние на весь жизненный путь любого человека. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Развитие самооценки у детей на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
Актуальность темы исследования обусловлена широкой распространенностью депрессии у женщин – будущих матерей. Несмотря на высокую распространенность и значение для развития ребенка, депрессии в большинстве случаев остаются нераспознанными и оставленными без внимания.
В перинатальной психологии психологическое здоровье и эмоциональное благополучие будущей матери занимает не менее важное положение, чем уход за ребенком. Депрессии, возникающие у женщин, находящихся в период беременности и после рождения ребенка могут увеличивать возможность наступления рецидивов депрессивного состояния, перехода в хронические состояния. Негативное психоэмоциональное состояние и эмоциональное напряжение женщины в кризисный период жизни семьи оказывает существенное влияние на всех членов семьи и, в первую очередь на будущее здоровье ребенка, который еще не родился. Депрессивное состояние будущей матери затрудняет налаживание контакта с близкими людьми, препятствует его благоприятному психическому развитию.
Изучением самооценки эмоционального напряжения женщин – будущих матерей занимались многие зарубежные (G.E. Robinson, D.E. Stewart, U. Halbreich, L.S. Kahn, J.F. Paulson, S.D. Bazemore, K. Kendall-Tackett, D. Clout и R. Brown) и отечественные (Н.А. Тювина, Н.А. Карнетов , В.А. Дубинин, Т. Гарнизов) исследователи.
Некоторыми авторами (K. Swain, R. Whitley, G.J, McHugo, R.E.Drake) изучены факторы психологических особенностей женщин, находящихся в декретном отпуске и установлено, что будущие матери, находящиеся в декретном отпуске являются подверженными состоянию депрессии. Риск возникновения такого состояния обусловлен низким социально-экономическим статусом, перенесенной в прошлом депрессии, или алкоголизмом, или недостаточной поддержкой со стороны близких людей, личностными особенностями женщин и т.д.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖНИЯ БУДУЩИХ МАТЕРЕЙ
1.1. Основные подходы к понятию самооценки в психологии
Феномен самооценки является предметом изучения многих зарубежных и отечественных психологов. Основные теории к анализу феномен самооценки изложены в работах отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой. В зарубежной психологии изучением самооценки занимались А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, Г. Мид, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни.
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в структуре более широкого понятие «Я-концепции», под которой понимается совокупность всех представлений индивида о себе, тесно связанных с их оценкой. Как отмечает Р. Бернс, в содержание «Я-концепции» входят:
– образ «Я» – совокупность представлений и мнений индивида о самом себе;
– самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением;
– потенциальная поведенческая реакция – те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [4].
В гуманистическом направлении А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс придерживались мнения о том, что образ, который складывается у индивида о самом себе, может быть неполным и искаженным. Мнения других людей, усвоенные в детстве представления, собственные притязания в совокупности при определенных условиях образуют картину, которая не совпадает с объективной структурой личности. Преобразование этой картины для достижения адекватной самооценки возможно путем изменения реальной системы отношений, где она сформировалась, а именно изменения социальной позиции личности, системы ее взаимоотношений с окружающими людьми, характера ее деятельности [15].
К. Роджерс считал, что самооценка является важнейшим компонентом «Я-концепции» личности, которая формируется в процессе социализации личности в ходе взаимодействия со значимыми людьми. В функции
самооценки входят контроль и интерпретация поведения, его влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивной и негативной самооценки [22].
В интеракционистском направлении (Ч. Кули, М. Мид) самооценка рассматривается я связи опытом, получаемым индивидом во взаимодействии с другими людьми. Самооценка и представление индивида о себе зависят от реакций и мнения других людей о нем. Ч. Кули в своей теории «Зеркального Я» особое значение придавал субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой от различных первичных групп, как ключевого источника самооценки [11].
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ БУДУЩИХ МАТЕРЕЙ
2.1. Организация и методы проведения исследования
Целью данной работы является изучить психологические особенности и характеристики эмоционального напряжения у будущих матерей. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе были выбраны методы сбора информации и обработки данных, определена технология проведения эмпирического исследования, включал в себя изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, разработку концепции исследования, его цели, задач, объекта, предмета, уточнение методического замысла, подбор методического инструментария, начало исследовательской работы. Проведены анализ и обобщение результатов психологических исследований, рассматривающие исследуемую в проблему.
На втором этапе проводилось комплексное психологическое исследование на основе определенной выборки, в которую вошли девушки, вынашивающие первую беременность. Осуществлялось целенаправленное и последовательное проведение эмпирического исследования.
База исследования:
Выборка исследования: в исследовании принимало участие 35 девушек, имеющих первую беременность (возраст женщин от 20 до 30 лет).
Эмпирическое исследование осуществлялось с использованием следующих диагностических методик:
1. Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
2. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова.
Опросник САН: самочувствие, активность, настроение (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников) [14].
Цель методики: экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.
Описание методики. Данная методика разработана в московском медицинском институте им. И.М. Сеченова.
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция методики. Испытуемому предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Необходимо в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает состояние, и отметить цифру (3 2 1 0 1 2 3), которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зарубежной психологии самооценка рассматривается в рамках Я-концепции, а развитие связывается с социальным взаимодействием. В отечественной психологии самооценка рассматривается как структурный элемент самосознания и определяется как оценка человеком собственных характеристик. Самооценка представляет собой центральное образование личности, которое формируется при помощи оценок человека окружающими и проведение им оценок самих окружающих.
Биологические, социальные и психологические преобразования подчеркивают важность периода беременности в жизни женщины и являются необходимыми условиями для удовлетворения потребностей будущего ребенка. Будущая мать должна подготовиться к беременности, как морально, так и физически, выяснить все интересующие ее вопросы, проверить свое здоровье, иметь поддержку от окружающих ее людей. Насколько будет внимательно относиться женщина к вынашиванию, соблюдать советы врача, правильно питаться, принимать себя со своими изменениями, настолько будет зависеть благополучие и здоровье будущего ребёнка.
Современная наука обладает рядом исследований, указывающих на взаимосвязь личностных особенностей и состояния здоровья будущих матерей. Я-концепция, ценностно-смысловая, эмоциональная и коммуникативная сферы широко изучаются у женщин с физиологической и осложненной беременностью. Женщины с различными патологиями беременности обладают такими индивидуальными особенностями, как: личностная незрелость, эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, повышенная тревожность и др. Наименее изученными являются влияние сензитивности, эмпатийности, а также рефлексивных способностей женщины на отношение к беременности и развитие осложнений. Обнаружены противоречия во взглядах авторов на влияние локуса контроля на протекание беременности и отношение женщины к своему состоянию. Необходимо продолжать исследовательскую работу по изучению взаимодействия личностных особенностей женщин и возникновения у них патологий беременности. Для профилактической и коррекционной работы также необходим поиск средств и методов коррекции личности беременных. Будущие матери нуждаются в специализированной психологической помощи, которая чаще всего заключается в психокоррекции и психотерапии нарушений аффективной сферы, среди которых ведущими являются невротические расстройства и тенденции к депрессивным состояниям.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2009. – 672 с.
2. Анисимова, К.А. Психологические особенности отношения к будущему ребенку у женщин во время беременности / К.А. Анисимова // Психология и психотехника. – 2014. – №1. – С. 48-52
3. Бангерская, Т. Трудное счастье материнства / Т. Бангерская // Семья и школа. – 2017. – №3. – С. 29-32.
4. Бернс, Р. Что такое Я-концепция / Р. Бернс // Психология самосознания : хрестоматия / под ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – С. 333-393.
5. Блох, М.Е. Использование психотерапии у женщин с невынашиванием беременности / М.Е. Блох // Журнал практического психолога. – 2003. – № 4-5. – С. 199-207.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – Воронеж: Модэк, 2003. – 464 с.
7. Болотова, А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии / А.К. Болотова. – 2006. – № 2. – С. 116-126.
8. Вайнштейн, Л.А. Общая психология: учебник / Л.А. Вайнштейн, В.А. Поликарпов, И.А. Фурманов. – Мн. : Современная школа, 2009. – 512 с.
9. Валитова, И.Е. Психологическая готовность к материнству у девушек разного возраста / И.Е. Валитова // Вестник Брестского университета, 2014. – №1. – С. 121-126.
10. Васильева, В.В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения / В.В. Васильева, В.В. Авруцкая // Психологический журнал. – 2008. – Т.29. – № 3. – С. 110-119
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М. : Эксмо, 2005. – 1136 с.
12. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
13. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания : Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7-44.
14. Заворотных, Е.Н. Особенности эмоциональной сферы беременных женщин / Е.Н. Заворотных // Вестник СПбГУ. – 2007. – № 2-2. – С.136-140.
15. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова / Минск: Народная асвета. – 2011. – 99 с.
16. Ковалева, Ю.В. Контроль поведения при различном течении беременности / Ю.В. Ковалева, Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. –2007. – Т.28. – №1. – С. 70-82
17. Мальчуковская, А.Н. Психическое состояние женщин во время беременности / А.Н. Мальчековская // Медико-психологические аспекты современной пренатальной и перинатальной психологии, психотерапии и перинатологии: материалы V Всеросс. конгр. по пренатальной и перинатальной психологии. – М., 2005. – С. 53-54.
18. Минюрова, С.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева // Психологический журнал. –2002. – №5. – С. 63-75.
19. Молчанова, О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта, 2010. – 392 с.
20. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
21. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
22. Сенченко, Н.А. Особенности механизмов психологической защиты у беременных женщин / Н.А. Сенченко // Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. – 2011. – №1-2(2). – С.155-158.
23. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
24. Скрицкая, Т.В. Ценностные ориентации и уровень удовлетворенности жизнью как показатель личностного роста женщины в период беременности / Т.В. Скрицкая // Перинатальная психология и психология родительства. – 2006. – №1. – С. 76-82
25. Филиппова, Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь / Г.Г. Филипова // Семья и школа. – 2001. – №3. – C.14-17
26. Филиппова, Г.Г. Нарушения репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы / Г.Г. Филиппова // Журнал практического психолога. – 2003. – № 4-5. – С. 83-108
27. Хорват, Ф. Любовь, материнство, будущее / Ф. Хорват. – М.: Прогресс, 2002. – 521 с.
28. Шкуротенко, О.С. Взаимосвязь психологических особенностей женщин в период беременности и психофизиологических показателей новорожденных: автореф. дис. канд. психол. наук, СПб., 2016. – 168 с.
29. Щукина, Е.Г. Развитие материнского поведения при повышенной тревоге во время беременности / Е.Г. Щукина // Экология человека, 2006. – №7. – С.47-53.