Прерывание беременности как актуальная социально- психологическая проблема
БГУ (Белорусский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Прерывание беременности как актуальная социально- психологическая проблема»
по дисциплине: «Психология»
2020
45.00 BYN
Прерывание беременности как актуальная социально- психологическая проблема
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Отношение учащейся молодёжи к абортам»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Информационный час «Сохрани жизнь»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тренинговое занятие «Ещё не время….»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Внеклассное мероприятие «Аборт: за и против»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Психологический театр «Сложное решение»
Поделиться
Введение
Глава 1. Прерывание беременности как социально-психологический феномен
1.1 Прерывание беременности: понятие и основные виды
1.2 Прерывание беременности как социальная проблема
1.3 Прерывание беременности как психологическая проблема
Глава 2. Эмпирическое изучение отношения несовершеннолетних к проблеме прерывания беременности
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Выводы и результаты исследования
2.3 Пути профилактики ранней беременности и абортов среди несовершеннолетних
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь проблема аборта остаётся такой же острой, как и во всем современной мире. Защищая ценность и священность любой жизни, даже закрепив это первоочередное право человека в самом главном документе государства – Конституции, тем не менее, нерешённым остаётся юридический спор о праве на жизнь ещё нарожденного ребёнка.
Аборт – самая актуальная проблема мира, которая также является самой спорной. Общество не может прийти к единому мнению и отношению к абортам, потому что все религии, культуры и народности очень разные. В каждой стране показания для прерывания беременности определяются законодательством и врачи, выставляющие показания для прерывания беременности и проводящие его, должны согласовывать свои действия с соответствующими статьями закона. Допустимость абортов является одной из наиболее дискуссионных проблем, включающих религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточенное противостояние в обществе. Женщина получила право самостоятельно принимать решение о прерывании беременности без уголовного преследования во второй половине XX века. Сегодня общество неустанно призывает к милосердию и обдуманным поступкам, но количество случаев искусственного прерывания беременности не снижается.
Аборт, прежде всего – моральная проблема, ведущая свою историю от Гиппократа. В России и Беларуси женщинам предоставлено право сделать свой выбор на всех этапах беременности и возможность произвести безопасный аборт. Благодаря развитию государственной системы планирования семьи удается снизить количество абортов. Во многом это достигается применением качественной контрацепции всех видов в программах планирования семьи, уровень использования которой в странах СНГ не превышает 40% (в Европе составляет 60-80%).
В настоящее время в Республике Беларусь, как и в других странах постсоветского пространства наблюдается тенденция раннего начала половой жизни. Добрачные сексуальные связи сейчас очень распространены. По данным прибалтийских ученых, каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка получили свой первый сексуальный опыт до 18 лет, до вступления в брак. Основное негативное последствие этого – нежелательные беременности, которые при неумелом пользовании средствами их предупреждения возникают довольно часто.
ГЛАВА 1. ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Прерывание беременности: понятие и основные виды
Аборт – прерывание беременности сроком до 22 недель сопровождающееся уничтожением зародыша или гибелью плода, неспособного к самостоятельному существованию [1, с. 45].
Аборты бывают самопроизвольными и искусственными. Самопроизвольные выкидыши происходят извне. Искусственный аборт – медикаментозное или хирургическое вмешательство, с помощью которого производится прерывание беременности.
По времени проведения:
– ранний – до 12 недель беременности;
– поздний – с 13 по 22 неделю;
Различают следующие виды абортов:
– естественные, называемые выкидышами [3];
– криминальные, проводимые вне стен медицинского учреждения и дающие наибольшее число серьезных осложнений;
– медицинские – искусственное прерывание беременности на разных сроках:
– мини-аборты (вакуум-аспрация) – в сроки до трех недель задержки менструации;
– инструментальные аборты – до 12 недель беременности;
– на сроке 18-22 недели производят искусственные роды в соответствии с медицинскими или социальными показаниями;
– фармакологический аборт на сроке до 42 дней аменореи с применением мифепристона, являющийся перспективным методом относительно безопасного прерывания беременности.
Суть аборта заключается в удалении из матки оплодотворенной яйцеклетки. Вначале влагалище обеззараживается спиртом и йодом. Затем специальными «пулевыми» щипцами наружу из влагалища вытаскивают шейку матки.
Виды раннего аборта:
– Вакуумная аспирация (экскохлеация) плодного яйца или «мини-аборт». Производится на ранних сроках беременности – до пяти акушерских недель или до 21 дня отсутствия менструации. Выполняется обычно без расширения цервикального канала. Плодное яйцо эвакуируется (аспирируется) из полости матки при помощи специальной канюли, присоединенной к аппарату вакуумного отсоса. Обезболивание при этой процедуре обычно не требуется.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ К ПРОБЛЕМЕ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
2.1 Организация и проведение исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 47 г. Гомеля» здравоохранение. Всего в исследовании приняли участие 20 старшеклассниц в возрасте 17-18 лет.
Исследование проводилось анонимно. Время заполнения не ограничивалось.
Эмпирическое исследование осуществлялось в три этапа:
1. теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методик исследования, формирование выборки исследования;
2. проведение исследования методом анкетирования;
3. обработка данных, анализ полученных результатов, формулирование выводов.
Для достижения цели были использованы следующие методики:
1. Анкета «Отношение учащейся молодёжи к проблеме аборта» (авторская) позволяет выявить социально-демографические характеристики и некоторые вопросы относительно возможной беременности женщин: возраст, случаи прерывания беременности, отношение к запрещению аборта, знание средств контрацепции, умении планировать семью, религиозные убеждения по проблеме аборта, знания о последствиях аборта для молодого организма.
Анкета включает 16 вопросов с предложенными вариантами ответов. Испытуемым предлагается выбрать один вариант или дописать свой. Обработка данных осуществляется путем подсчета ответов на каждый вопрос. Текст анкеты представлен в Приложении А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели проблему прерывания беременности в её социально-психологических аспектах. В XXI веке проблема аборта уже переросла из медицинской в социально-психологическую. На наш взгляд, что проблема аборта будет оставаться «открытой» социальной проблемой до тех пор, пока не будут найдены достойные пути ее решения.
На основании глубоко изучения литературы и проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Аборт – прерывание беременности сроком до 22 недель сопровождающееся уничтожением зародыша или гибелью плода, неспособного к самостоятельному существованию. Существуют различные виды абортов, но не существует безвредных по медицинским, физиологическим и психологическим показателям абортов.
2. Аборт является острой социальной проблемой современности и одной из ведущих причин демографического кризиса в любом государстве. Социальные аспекты проблемы связаны с ухудшением показателей общественного здоровья женщин, ростом заболеваемости, инвалидности и смертности, а также отказом от материнства в будущем вследствие перенесённой психологической травмы.
3. Проблема искусственного прерывания беременности является острой психологической проблемой, требующей сегодня целенаправленной профилактики и ориентации подрастающего поколения на формирование жизненных и репродуктивных установок, создание условий для получения доступной информации от профессионалов.
4. Результаты анкетирования показали, что современные выпускницы не осознают духовно-нравственную сторону проблемы искусственного прерывания беременности, рассматривая аборт только как медицинское и социальное явление, не владеют в должной мере знаниями о физиологических и психологических последствиях аборта для здоровья женщины, считают допустимым раннее начало половой жизни, прерывание первой беременности и рождения ребёнка вне брака, а также не знают особенности демографической ситуации в мире и в Республике Беларусь.
5. Проблема профилактики ранней беременности и абортов в среде несовершеннолетних требует немедленного вмешательства и привлечения к ней широкой родительской общественности, а также планирования целенаправленной воспитательной работы учреждения образования в сотрудничестве с субъектами профилактики.
1. Абрамченко, В. В., Гусева, Е. Н. Медикаментозный аборт / В. В. Абрамченко, Е. Н. Гусева. – СПб. : ЭЛБИ, 2005. – 116 с.
2. Авходиев, Г. И., Кот, М. Л., Беломестнова, О. В. Биомедицинская этика : Учебно-методическое пособие / Г. И. Авходиев, М. Л. Кот, О. В. Беломестнова. – Чита, 2009. – 216 с.
3. Айламазян, Э. К. Акушерство : учебник для медицинских вузов. 4-е изд., доп. / Э. К. Айламазян. – СПб. : СпецЛит, 2003. – 528 с.
4. Аничкова, 3. Я. Охрана здоровья будущего ребенка / З. Я. Аничкова. – М. : Гардарики, 2007. – 390 с.
5. Архангельский, Б. А. Мать и дитя / Б. А. Архангельский. – Мн. : Народная асвета, 1999. – 220 с.
6. Береговцова, Д. С. Правовые проблемы права на жизнь в аспекте распоряжения жизнью и новейшее медицинское законодательство Республики Беларусь / Д. С. Береговцова // Веснік Брэсцкага універсітэта. Серыя гуманітарных і грамадскіх навук. – 2009. – № 4. – С. 64 – 68.
7. Березина Д. К., Трофимова К. В., Иванова С. Н. Прерывание беременности как медико-социальная проблема женщин репродуктивного возраста // Молодой ученый. – 2019. – № 49. – С. 240 –242.
8. Бурова, С. Н. Благополучие семьи как предмет социологического исследования (методологические основы изучения) / С. Н. Бурова // Социология. – 2009. – № 4. – С. 57 – 59.
9. Василевич, Д. Г. Законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации об искусственном прерывании беременности (абортах) как средство предотвращения депопуляции населения / Д. Г. Василевич // Вестник Московского Университета МВД России. – 2018. – № 6. – С. 222 – 227.
10. Волгина, В. Ф. Этические и психологические аспекты аборта / В. Ф. Волгина. – СПб. : Питер, 2003. – 179 с.
11. Гаспаришвили, А. Г. Социальные аспекты аборта / А. Г. Гаспаришвили // Социологические исследования. – 1996. – № 9. – С. 122 – 124.
12. Денисов, Б. П. Аборты в России (по материалам выборочного обследования) / Б. П. Денисов, В. И. Сакевич // Доказательная медицина и клиническая эпидемиология. – 2009. – № 2. – С. 32 – 37.
13. Денисов С. Д., Яскевич Я.С. Биомедицинская этика : практикум / Под общ. ред. С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Мн. : БГМУ, 2011. – 255 с.
14. Джонсон, Т. Почему жизнь человека имеет ценность : [Электронный ресурс]. – Режим доступ : http://www.scienceandapologetics.org/text/47.htm.
15. Здравоохранение в Республике Беларусь : офиц. стат. сб. за 2017 г. – Минск : ГУ РНМБ, 2018. – 274 с.
16. Идиятуллина, Э. Р., Лобова, Л. А., Мальцева, Л. И. Сравнительная характеристика частоты осложнении, возникающих при прерывании беременности ранних сроков методом вакуум-аспирации и медикаментозным методом с помощью препарата мифепристон / Э. Р. Идиятуллина, Л. А. Лобова, Л. И. Мальцева // Практическая медицина. – 2007. – № 20. – С. 7 – 9.
17. Ильичева, И. А. Медико-экономические аспекты материнской смертности / И. А. Ильичева // Проблемы управления здравоохранением. – 2002. – № 2. – С. 66 – 67.
18. Калинина, Т. В. Рождаемость населения как важнейшая характеристика общественного здоровья / Т. В. Калинина // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2008. – № 3. – С. 5 – 7.
19. Палладии, Г. А. Гигиена брака / Г. А. Палладии. – ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 263 с.
20. Рассел, Дж. Аборт и психологическая травма / Дж. Рассел. – М. : Книга по Требованию, 2012. – 146 c.
21. Салагай, О. О. Правовые подходы Совета Европы к регулированию вопросов прерывания беременности / О. О. Салагай // Российская юстиция. – 2012. – № 12. – С. 21 – 24.
22. Сент-Роз, Ж. Право и жизнь / Ж. Сент-Роз // ВМУ. Сер. Право. – 2003. – № 6. – С. 56 – 67.
23. Склярова, С. А. К вопросу об осложнениях различных видов абортов / С. А. Склярова // Молодой ученый. – 2017. – № 3. – С. 58 – 60.
24. Сурмач, М. Ю. Медицинские и социальные аспекты репродуктивного здоровья молодёжи / М. Ю. Сурмач. – Гродно : ГрГМУ, 2008. – 268 с.
25. Ткаченко, Л. В., Раевский, А. Г. Основные пути профилактики абортов и их осложнений / Л. В. Ткаченко, А. Г. Раевский // Гинекология. – 2005. – Т. 6. – № 3. – С. 1 – 6.
26. Тобес, Б. Право на здоровье : теория и практика / Пер. с англ. / Б. Тобес. – М. : Устойчивый мир, 2001. – 370 с.
27. Уиллки, Дж. Мы можем любить их обоих. Аборт : вопросы и ответы : [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://life.org.ru/abort.html.
28. Хрусталев, Ю. М. Введение в биомедицинскую этику : учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений / Ю.М. Хрусталёв. – М. : Академия, 2010. – 224 с.
29. Шарапова, О. В., Баклаенко, Н. Г. Меры по профилактике и снижению числа абортов и материнской смертности в РФ / О. В. Шарапова, Н. Г. Баклаенко // Здравоохранение. – 2004. – № 7. – С. 67 – 70.
30. Шурыгина, Ю. Ю. Репродуктивное здоровье населения : программы планирования семьи и репродуктивные технологии : учебное пособие / Ю. Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ : Изд-во ВСГТУ, 2010. – 288 с.
31. Юсупова А. Н. Аборты в России / Под ред. В. Ю. Альбицкого. – М. : ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 208 с.
32. Аhman, E., Shah, I. Unsafe Abortion: Worldwide Estimates for 2000 / Е. Аhman, E., I. Shah, // Journal Reproductive Health Matters. – 2017. – № 7. – P. 3 – 17.
33. Giubilini A., Minerva F., After-birth abortion : Why should the baby live? / А. Giubilini, F. Minerva // Journal of Medical Ethics. – 2012. – № 6. – P. 261 – 266.
34. Marecek, J. Macleod, C., Hoggart, L. Abortion in legal, social, and healthcare contexts / J. Marecek, С. Macleod, L. Hoggart // SAGE journals, 2017. – № 6. – Р. 133 – 143 с.
35. Stewart, M. Curbing Reliance, On Abortion In Russia // The Human Rights Brief. – 2004. – № 11. – P. 54 – 56.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета «Отношение учащейся молодёжи к абортам»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Информационный час «Сохрани жизнь»
ПРИЛОЖЕНИЕ В Тренинговое занятие «Ещё не время….»
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Внеклассное мероприятие «Аборт: за и против»
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Психологический театр «Сложное решение»
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты