ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КОНФЛИКТ» В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН И ИСТОЧНИКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ
1.3 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В СЕМЬЕ
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ
2.3 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
2.4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СЕМЬЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Семья и брак являются предметом многочисленных исследований. Существует большое количество теоретических предположений и различных тенденций, охватывающих проблемы семейных отношений и межличностных взаимоотношений. Постановка проблемы семейных отношений, развитие и изучение актуальных вопросов являются актуальными задачами нашего времени.
Психологическое здоровье семьи является основным показателем ее функционирования. Усиление конфликта и напряженности во внутрисемейных отношениях сегодня требует новых подходов к решению этой проблемы, расширения методологической базы, дополнений к уже существующей. Долгое время семейные отношения не выделялись в отдельную отрасль. Начиная с 20-х и 30-х годов прошлого столетия, возникла необходимость в развитии этой области. Особенно интенсивные исследования проводились в 80-е годы. Экономический кризис 90-х годов усугубил негативные тенденции в развитии института семьи. Сегодня проблема преодоления семейных конфликтов должна решаться в новых экономических, политических и социальных условиях. Ситуация осложняется тем, что сфера разрешения семейных конфликтов недостаточно развита. Поэтому актуальны любые исследования, связанные с институтом семьи, брака и преодоления семейных конфликтов, поскольку полученные данные могут обогатить теоретические знания и методологические инструменты практикующих врачей. Качество брака и межличностных отношений в нем изучалось с разных точек зрения. По мнению В.А. Сысенко, стабильность брака определяется динамическим балансом отношений между двумя людьми.
Все это позволяет сделать вывод, что современная картина происходящих в семье процессов, влияющих на уровень конфликтности в семье, требует более пристального внимания. В данной работе предложим исследование проблемы изучения особенностей конфликтов в семьях на разных возрастных этапах.
Исследованием данной проблемы в психологии занималось большое количество авторов: О.А. Карабанова, Ю.Е. Алешина, С.И. Голод, Е.Г. Силяева, Т.В. Андреева, Д. Браун, В. Сатир, И.В. Гребенников, А.Ю. Федотов, С.В. Ковалев и др.
Цель работы – провести исследование особенностей конфликтов в разновозрастных семьях.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность понятия «конфликт» в отечественной и зарубежной психологии;
– охарактеризовать причини и источники возникновения конфликтов в семьях;
– провести эмпирическое исследование особенностей конфликтов в разновозрастных семьях.
Объект исследования – конфликтное поведение в семье
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СЕМЬЯХ
1.1 Сущность понятия «конфликт» в отечественной и зарубежной психологии
Конфликт (от лат. «сollision») – это расхождение взглядов, столкновение противоположных интересов, мнений или целей двух людей или групп. Изучая конфликты с разных точек зрения, исследователи могут различать разные классификации. Поэтому не существует универсальной единой классификации, и это нецелесообразно [12, с. 53].
Американский исследователь М. Дойч выделяет следующие виды конфликтов:
– подлинный конфликт, основанный на реальных, объективных столкновениях интересов, которые не меняются в зависимости от различных обстоятельств;
– случайный или условный конфликт, основанный на некритических и изменчивых обстоятельствах;
– конфликт перемещенных лиц – действительные причины конфликта сознательно или бессознательно игнорируются сторонами; вместо этого сторонние факторы воспринимаются как причины;
– ложный конфликт не имеет объективных причин, возникает из-за недоразумений, недоразумений и т.д.;
– экономический конфликт – конфликт, основанный на столкновении интересов во владении территорией, ресурсами, в том числе ограничено;
– конфликт ценностей – основан на неприятии сторонами ценностей, принципов, предпочтений, убеждений друг друга (различия в культуре, идеологии, религии и т.д.);
Все эти типы конфликтов являются межличностными или возникают между группами людей. Элементами конфликта являются участники (противники) конфликта, важнейшей характеристикой которого является их сила – звание врага; субъект и объект, вызвавший эту конфликтную ситуацию; конфликтная ситуация и совокупность действий противников – инцидент. В этом случае конфликтная ситуация может существовать задолго до прямого столкновения ее участников [9, с. 143].
Причиной этого могут быть различия во взглядах и оценках работников с разных сторон производственной ситуации, несоответствие интересов различных подразделений организации. Кроме того, индивидуальные характеристики, личные качества сотрудников (плохие манеры, низкая культура общения, неуважение к другим) могут вызывать конфликтные ситуации. Люди с такими характеристиками склонны к конфликтам.
Возникновение конфликта – это единство объективных и субъективных условий.
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТОВ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ СЕМЬЯХ
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью данной работы является провести исследование особенностей конфликтов в разновозрастных семьях. Исходя из цели работы, было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из нескольких этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования. На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное исследование особенностей конфликтов в разновозрастных семьях. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа. На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка: в исследовании приняли участие 20 семей разных возрастов и соответственного разного стажа семейных отношений (стаж семейных отношений от 1 до 23 лет). Все испытуемые семьи имеют от одного до 3 детей. Испытуемые были разделены на две группы:
– первая группа –10 семей молодого возраста, находящихся в браке от 1 года до 5 лет;
– вторая группа – 10 семей зрелого возраста, находящихся в браке от 8 до 23 лет.
Гипотеза исследования: конфликтное поведение в молодых семьях отличается от конфликтного поведения в семьях зрелого возраста.
Для проведения эмпирического исследования данной работе были использованы следующие диагностические методики:
– методика «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман;
– методика «Взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях» Ю.Е. Алешиной и Л.Я. Гозманом.
Методика «Распределение ролей в семье» Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман [7]. Задачу создания компактного опросника, предназначенного для диагностики распределения супружеских ролей в семье реализовали Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская. Ими были выделены основные внутрисемейные роли, наиболее полно характеризующих современную семью. Предлагаемая методика позволяет за минимальное время выявить представления супругов о ролевой структуре их семьи. Она компактна, формализована и легко может быть использована как в исследовательской программе изучения психологии семьи, так и в коррекционной работе. Опросник состоит из 21 вопроса, время прохождения теста не ограничивается. На все вопросы методики необходимо ответить обоим партнерам, не обсуждая свои ответы друг с другом во время прохождения теста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом. В работе предпринята попытка отразить современное состояние проблемы конфликта и ее исследование отечественными и зарубежными учеными. Несмотря на накопленный опыт в области исследования конфликтов, на сегодняшний день нет единой и законченной теории конфликта, отражающей его природу и влияние на развитие общества.
В современной психологии семейный конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей и тенденций между супругами. Сущность семейного конфликта заключается в обострении противоречий при рассогласовании взглядов, несовпадении мотивов поведения членов семьи. Семейный конфликт представляет собой совокупность противоречивых условий и обстоятельств, связанных со значимыми событиями семьи, несовместимыми личностными характеристиками и поведением его участников, а также напряженными межличностными отношениями. Семейные конфликты возникают в разных сферах и обусловлены различными причинами. Они могут быть как деструктивными, так и конструктивными.
Равномерное разделение труда не приводит к равномерному распределению ролей в семейных отношениях. Социальные нормы, изменяясь вместе с развитием общества, перестали ограничивать мужчин единственным кормильцем в семье и позволили женщинам участвовать в финансовой поддержке семьи, но не смогли полностью освободить их от полной ответственности в домашней сфере. Доказано влияние гендерных стереотипов на гендерно-ролевые отношения в современных семьях: они ограничивают деятельность человека определенным кругом обязанностей, препятствуя его участию в других сферах жизни. Сегодня, несмотря на провозглашенное равенство полов, гендерные стереотипы, как и много веков назад, не позволяют этому произойти на практике. Однако развитие общества не стоит на месте, и все чаще мы видим семьи, в которых роль мужа и жены симметрична, а не дополняет друг друга.
Исследование в данной работе было посвящено исследованию особенностей конфликтов в молодых семьях и семьях зрелого возраста. Исследование осуществлялось в несколько этапов. В результате проведенного эмпирического исследования, пришли к следующим выводам. В молодых семьях основная роль в процессе воспитания ребенка отводится женщине (3,8 балла). В плане создания эмоционального климата в семье главенствующая роль также принадлежит женщине (3,6 балла). По шкале «материальное обеспечение семьи» обязанности между супругами распределяются примерно одинаково в молодых семьях (у мужчин – 3,4 балла, а у женщин – 3,1 балла). По выполнению обязанности, которые касаются организации развлечений в молодых семьях, ведущая роль отводится мужчине – 3,6 балла. По шкале «роль хозяина или хозяйки» между мужчинами и женщинами обязанности распределились следующим образом: у мужчин среднее значение составило 3,8 балла, а у женщин – 3 балла. Главная роль, которая касается сексуальной сферы семейной жизни, в молодых семьях отводится мужчинам – 3,2 балла, при этом у женщин по данной шкале среднее значение показателя составило 2,6 балла. Организацией семейной субкультуры в молодых семьях мужчины и женщины занимаются примерно в равной степени: мужчины – 2,9 балла; женщины – 2,8 балла.
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально- психологические проблемы / В.С. Агеев. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 240 с.
2. Александров, А.А. Конфликт как социальное явление / А.А. Александров // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 113. – С. 246-249.
3. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2018 (ГУП Тип. Наука). – 434 с.
4. Анцупов А Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – 534 с.
5. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск.: Наука, 2009. – 189 с.
6. Вдовина М.В. Семейная конфликтология: учебное пособие / М.В. Вдовина; Гос. учреждение г. Москвы «Ин-т переподгот. и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы». – Москва: Ин-т переподгот. и повышения 72 квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы, 2018. – 264 с.
7. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2002. – 312 с.
8. Дмитриев А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев. – М.: Гардарика, 2003. – 320 с.
9. Дойч М. Психология конфликта / М. Дойч. – СПб.: Питер, 2001. – 250 с.
10. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. – Киев.: Политиздат, 2009. – 175 с.
11. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. – СПб.: Питер, 2000. – 433 с.
12. Ильин Е.П. Об адекватности понимания связей свойств нервной системы с эффективностью деятельности и поведения / Е.П. Ильин // Теория и практика физической культуры. – 2005. – № 6. – С.52-54.
13. Ключников С. Семейные конфликты / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2017. – 521 с.
14. Кузьменко Т.В. Теория и практика планирования семьи / Т.В. Кузьменко, Л.И. Савинов. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2015. – 142 с.
15. Левкович В.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович, О.Э. Зуськова // Психологический журнал. – 2005. – Т.6. – № 3. – С. 126-137
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 2007. – 304 с.
17. Лобан Н.А. Конфликт и конфликтное поведение / Н.А. Лобан. – Минск: Изд-во МИУ, 2008. – 215 с.
18. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
19. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
20. Медведев, В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов / В.И. Медведев. – Л.: Наука, 2002. – 104 с.
21. Митрикас А.А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы / А.А. Митрикас // Социологические исследования. – 2018. – № 5. – С.75-79.
22. Олифирович Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Кузёмкина, Т.Ф. Велента. – М.; Обнинск: Соц. науки, 2016 (Фабрика офсетной печати). – 355 с.
23. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования/ О.Г. Прохорова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
24. Райгородский, Д.Я. Психология семьи / под ред. Д.Я. Райгородского (Серия «Психология семейных отношений»). – Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2016. – 487 с.
25. Рубин Д. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Д. Рубин. – СПб.: Прайм, 2002. – 352 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб:. Питер, 2002. – 720 с.
27. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. – Спб.: Изд-во Питер, 2003. – 250 с.
28. Цыбаева Л.А. Психология семьи: учебно-методический комплекс для студентов / Л.А. Цыбаева, С.Н. Донцова; Учреждение 80 образования «Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина». – Брест : БрГУ имени А. С. Пушкина, 2016. – 205 с.
29. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 2007. – 218 с.