ВВЕДЕНИЕ
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала.
Именно в творческом поиске рождаются новые идеи, рушатся стереотипы, мешающие движению вперёд, вырабатываются приоритеты и ценности к пониманию и организации жизненного пространства личности.
С распространением гуманистической парадигмы в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение стало придаваться необходимости развития творческих способностей, креативных характеристик личности; созданию условий для формирования основных компонентов творческого мышления.
Одна из основных задач школы – подготовить учеников к жизни в современном обществе, воспитать личность, способную анализировать, сравнивать и ориентироваться в потоке информации. А для этого необходимо создавать условия для выявления творческих способностей у детей, направлять их к самостоятельному творчеству, подготавливать к беспрерывному обучению и самообучению. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам общеэстетического и нравственного воспитания. Неразрывное единство мировоззренческого, духовного и художественного является неотъемлемым условием личности подрастающего человека, разносторонности и гармоничности её развития. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
Изобретать, осваивать новое, быть открытыми и способными к самовыражению, уметь принимать решения и помогать друг другу – такими качествами должны овладеть сегодняшние школьники в целях опережающего развития общества.
В период формирования личности учеников следует развивать творческий потенциал ребенка, индивидуальные способности, акцентировать внимание на воспитании в учениках уверенности, веры в свои возможности.
Взращивать генетически заложенную в личности способность к творчеству, воспитывать качества человека творческого, необходимые для самоопределения и становления гармоничной, адаптивной личности, способной во всех видах деятельности действовать либо как исполнитель, либо как творец (как этого и требует реальная жизнь) – значит воспитать молодое поколение, способное преодолевать инертность, застылость и косность форм и методов в любой работе, препятствовать погружению общества в эпоху застоя в целом.
Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свою лепту в процесс развития творческих способностей
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
1.1 Сущность понятия «творческие способности»
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию способности.
Проблема способностей в психологии изучена достаточно глубоко. В первую очередь мы исходим из соответствующих теоретических концепций, развитых в работах Б.М. Теплова и С.Л. Рубинштейна. Известно, что под способностями Б.М. Теплов понимал определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения [23, с. 78].
С. Л. Рубинштейн, как и Б. М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. Разбирая их взаимоотношение, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей [22, с. 295].
Творческие способности являются важным предметом изучения, так как в наше время все большее значение стало придаваться необходимости развития именно этих способностей.
Сущность творчества относится к числу наиболее сложных проблем, неизменно привлекающих внимание философов, психологов, социологов, антропологов, культурологов, педагогов.
Понятие «творчество» трактуется как:
• культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества;
• основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.);
• компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности [18, с. 18].
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников
Базой для диагностики воспитанности подростков была выбрана СШ № г. Гомеля. В исследовании приняли участие 10 учащихся 4 класса.
Цель диагностики – опытным путем определить уровень развития творческих способностей учащихся 4 класса.
Была использована методика изучения креативности из сборника «Одаренные дети» [19, с. 23].
Учащимся предлагалось на основе представленных изображений (Приложение А) выполнить рисунок или набросок с узнаваемым сюжетом: на рисование 8 картинок отводилось 20 минут. Правильных ответов не существовало, поскольку в каждом случае возможны варианты.
Результаты теста оценивались по следующим параметрам: за каждый узнаваемый рисунок засчитывался один балл, при условии, что сюжеты различны. Так, если были изображены два человеческих лица, то балл засчитывался только за одно изображение. Креативность предполагает разнообразные сюжеты.
3-4 – креативность низкая.
5-6 – креативность средняя.
7-8 – креативность высокая.
В начале тестирования сразу было оговорено, что главное – это не красивый рисунок, а узнаваемый и неповторимый, чтобы дети, которые считают, что они плохо рисуют, не чувствовали себя дискомфортно.
Дети с удовольствием восприняли идею теста. Отказавшихся от выполнения учащихся не было. Сначала все дети активно выполняли задания, но по мере того, как заполнялись рисунки, некоторые дети стали испытывать трудности. Были учащиеся, которые не смогли заполнить все рисунки. С разной степенью успеха нарисовали все 8 рисунков только 4 учащихся, но у двух из них рисунки оказались поторяющимися, поэтому не были защитаны. Необходимо отметить, что не было учащихся, которые нарисовали менее 3 рисунков.
В ходе проведения исследования были получены результаты, которые мы отразили в таблице 2.1
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсовой работы являлось исследование условий развития творческих способностей при обучении иностранному языку. В ходе анализа научно-теоретической литературы по теме исследования, проведения диагностики и дальнейшей методической разработки урока по развитию творческих способностей учащихся задчи, поставленыые в исследовании были достигнуты.
В ходе работы мы проанализировали научно-теоретическую литературы по выбраной теме. В процессе анализа нами были выявлены основные элементы, без которых не возможно развитие творческих способностей на уроке иностранного языка.
В первую очередь, был рассмотрен вопрос, что же подразумевается под самим термином творчество. Творчество – далеко не новый предмет исследования. Проблема творчества вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей.
Помиимо этого, мы раскрыли сущность понятия талант, как свойства личности, на сонове которого возможно развить творческие способности учащихся.
Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека необходимо признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Во-вторых, чтобы развивать творческие сопсобности, необходимо выявить, в каком же возросте происходит «зарождение» данных способностей». Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к
1. Абраухова, В.В. Развитие творческой направленности как фактора становления и личностного роста ребенка в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования / В.В. Абраухова // Российский психологический журнал. – 2010. – № 3. – Т.7. – С.9–17.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 145с.
3. Алдер, Г. CQ или мускулы творческого интеллекта / Г. Алдер. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – С. 124–130.
4. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие / А.Д. Алферов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 384 с.
5. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В.И.Андреев. – Изд-во Казанского университета, 1996. – 567 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. для вузов / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
7. Варламова, Е.П. Психология творческой уникальности / Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов. – М.: Институт психологии РАН, 2002. – 256 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2007. – 342 с.
9. Дружинин, В.П. Психология общих способностей / В.П. Дружинин. – СПб.: Питер, 2006. – 249 с.
10. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. – М., 2001. – 253 с.
11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.
12. Калацкая, Н.Н. Развитие творческой активности младших подростков / Н.Н. Калацкая // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. – Казань: КГПУ, 2004. – № 7. – С. 139 –141.
13. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
14. Кульневич, С. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель / С. Кульневич, Т. Лакоценина – М, 2010. – 245 c.
15. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Наука, 1978. – 127 с.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 462 с.
17. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, Соловьева А.А. – Р.-н-Д., 2009. – 428 с.
18. Никулин, С.К. Что такое творчество? / С. К. Никулин // Образовательный научно-популярный журнал. – 2007. – № 5. – С. 18–19.
19. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / составители Л.Ф. Васильченко, Я.П. Атласова. – СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. – 39 с.
20. Останина, С.А. Исследование эффективности формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в условиях образовательного процесса гимназии / С.А. Останина // Мир науки. – 2016. – Том 4. – № 2. – С. 1– 23.
21. Подласый, И.П. Педагогика: теория и технологии обучения: учебник для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 575 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 487 с. (с. 295)].
23. Теплов, Б.М. Психология и психифизиология индивидуальных различий: избранные психолог. Труды / Б.М. Теплов. – М.: МСПИ, 2009. – 360 с.
24. Трофимова, О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся / О.В. Трофимова. – 2007. – №1 – С. 143–215.
25. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. –СПб.: Питер, 2001. – 544 с.