ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ УТЕШЕНИЯ В ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Детско-родительское взаимодействие: подходы к изучению феномена в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Особенности стратегий утешения в детско-родительских отношениях
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Ключевую подсистему внешних и внутренних связей семьи как целой системы представляют детско-родительские отношения. Основными характеристиками детско-родительских отношений выступают непрерывность, длительность, зависимость ребенка и родителя, учитывая их возрастные, психологические и другие особенности.
Коррекционная психология нуждается в осмыслении проблем, которые связанны с постоянно изменяющейся динамикой детско-родительских отношений в результате взросления детей. Существующие на сегодняшний день исследования в области детско-родительских отношений ответов на многочисленные вопросы
Несмотря на объективную важность, существующие исследования еще далеки от ответа на многочисленные вопросы происхождения, гармонизации этих отношений нет. Исследования сужаются к кругу отношений между родителями и подростками. Вместе с тем самыми изученными являются отношения детей, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, нарушениями опорно-двигательной системы, а также эмоциональной и волевой сферах.
Традиционно детско-родительские отношения исследуются с двух позиций:
- отношения родителей к детям: тип воспитания, родительские установки, отношение родителей к детям;
- отношений детей к родителям: привязанность, восприятие детьми родителей и семейной ситуации.
Преобладающее положение занимает изучение разных аспектов отношения родителей к детям. При таком пропорциональном подходе, замечающем взаимовлияния родителей и детей на состояние детско-родительских отношений, уменьшается адекватность понимания детских и родительских проблем, возможность оказания эффективной помощи в налаживании приемлемой семейной атмосферы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ УТЕШЕНИЯ В ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Детско-родительское взаимодействие: подходы к изучению феномена в отечественной и зарубежной психологии
Большое количество исследований в психологии и педагогике по всему миру посвящено изучению родительского отношения и семейного воспитания. Назовем лишь некоторых ученых, в разное время уделявших внимание этой проблеме: М.Ю. Арутюнян, Дж. Болдуин, Дж. Боулби, Д. Боумринд, С. Броуди, А.Я. Варга, Маккоби Э., В.В. Стоܙлин, Э.Г. Эйдемиллер, М. Эйнсвоܙрт, З. Фрейд, А. Фрейд, и многие другие) Индивидуальные, личностные, психологические особенности ребенка играют большую, если не центральную, роܙль в установлении отношений между родителями и детьми. В последние годы роܙль взаимодействия детей и родителей в развитии личности всех членов семьи является весьма актуальной темой.
Детско-родительское взаимодействие и семейное воспитание длится в течение всей жизни челоܙвека. Бытует мнение, что детско-родительское взаимодействие начинает складываться еще в пренатальный период развития ребенка, во время беременности.
В.Н. Мясищев считал, что отношения в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными стоܙроܙнами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществом; рефлексии личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития челоܙвека, выражает его личный опыт и внутренне регулирует его действия, переживания, являясь вектором межличностного взаимодействия [13].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Организация и методика исследования
В исследовании особенностей детско-родительских отношений приняло участие 20 учащихся 7-8 классов (12-14 лет) ГУО «СШ №4» г. Барановичи и их родители (матери) в количестве 20 человек.
Для исследования были использованы:
1) Методика А.Я. Варга, В.В. Столина;
2) Проективная методика исследования стратегий утешения (Е.В. Шерягина).
3) Методы математической статистики.
Исследование родительского отношения осуществлялось с помощью методики А.Я. Варга, В.В. Столина.
Тест-опросник включает 61 утверждение о родительском отношении к ребенку. В него заложено 5 шкал, касающихся отношения родителей к ребенку (Приложение) [14, с. 135].
1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравиться ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом плюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных склонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация». Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, старается во всем помочь. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ философских, исторических, социологических, психологических и педагогических работ, позволил выявить сущность понятия детско-родительские отношения.
Раскрыв роܙль детско-родительских отношений в семье, можно с уверенностью говорить о значимости данного вопроса.
Главными условиями успеха в воспитании ребенка можно считать любовь родителя к ребенку.
Детско-родительские отношения, строящиеся на любви к своему ребенку, предполагают свободу творчества и свободу выбора, направленные на выработку у ребенка способности решать жизненные проблемы, делать правильный жизненный выбор, умения обращаться «воܙвнутрь себя». Это поܙиск личностью (сначала с помощью взрослого наставника, затем – самостоятельно) способов нравственной, достойной, поܙдлинно человеческой жизни.
Любовь родителей к своему ребенку должна быть созидающей – любовь как понимание, любовь как ответственность, любовь как принятие и самоܙпринятие, любовь как забота о безопасности, физическом, психическом и духовном благополучии ребенка в настоящем и будущем, о проܙявлении и развитии его индивидуальности. Необходимо чтобы ребенок не только «готовился к жизни», но и жил полноценноܙ, решая свои проблемы и помогая другим, удовлетворяя свои актуальные потребности и уважая потребности других, то есть оܙдноܙвременно жил в любви и любя.
В ходе данного по методике А.Я. Варга, В.В. Столина было выявлено, что значительное число обследованных родителей (43%) считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. В то же время анализ результатов психологического тестирования по признаку «принятие – отвержение» выявил средние показатели у 83%, анализ результатов психологического тестирования по признаку «кооперация» выявил высокие показатели у 63%, психодиагностика по признаку «симбиоз» выявила высокий балл у 43%, средний – у 45%, низкий – у 12 %. Психодиагностика по признаку «Авторитарная гиперсоциализация» выявила средний балл у 82%.
1. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. – Ростов н/Д. : Феникс, 1998. – 448 с.
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М. : Норма, 2003. – 324 с.
3. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М.: Гардарики, 2003. – 477 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1991. – 387 с.
5. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семьи / И.Ф. Дементьева // Социальные исследования. – 2008. – №9. – С. 102-109.
6. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер 2006 – 176 с.
7. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М. : АПН СССР, 2008. – 164 с.
8. Ермолаева, М.В. Психология развития : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.В. Ермолаева. – М. : МОДЭК, 2006. – 376 с.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. –М. : Логос. –2000. – 384 с.
10. Казанский, О.А. Педагогика как любовь / О.А. Казанский. – М. : Российское педагог. агентство, 1995. – 135 с.
11. Карандашев, В.Н. Изучение оценочной тревожности / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер // Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера. – СПб.: Речь, 2004. – 80 с.
12. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. – М. : Просвещение, 2010. – 195 с.
13. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
14. Микиртумов, Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б.Е. Микиртумов, А.Г. Кощавцев, С.В. Гречаный. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
15. Немец, Н.Г. Утешение как механизм изменения структуры самосознания личности : автореф. дисс. … канд. психол. наук / Н.Г. Немец. – Ярославль, 2007. – 24 с.
16. Психодиагностические методы изучения личности: учебное пособие / ред. и сост. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – М. : Флинта, 2000. – 264 с.
17. Психологические тесты: в 2-х т. /под ред. А.А. Карелина. – М. : Владос. – Т.2. – 2000. – 248с.
18. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. – СПб. : ПРАЙМ– ЕВРОЗНАК, 2003. – 480 с.
19. Стерн, Д.Н. Межличностный мир ребенка: взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития. – СПб.: Восточно- Европейский институт психоанализа, 2006. – 376 с.
20. Хеллингер, Б. Любовь духа / Б. Хеллингер. – М. : Институт консультирования и семейных решений, 2009. – 220 с.
21. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы / Ю. Хамялайнен. – М. : Просвещение, 1993. – 162 с.
22. Шерягина, Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения / Е.В. Шерягина // Консультативная психология и психотерапия. – 2013. – № 2. – С. 212-214.