ВВЕДЕНИЕ
В процессе художественной деятельности у ребенка происходит развитие наблюдательности, глазомера, мелкой моторики рук, зрительной памяти, творческого воображения, приобретается навык правильного изображения, дошкольники учатся художественно воспринимать окружающий мир.
С одной стороны, ребенок постигает окружающую действительность и на этой базе создает художественный образ этой действительности. С другой стороны, в процессе обучения изобразительному искусству он осваивает художественный образ, созданный художниками, которые работают в разных видах изобразительного искусства (живописцы, графики, скульпторы, прикладники, дизайнеры и т.д.).
Обеспечение слияния этих двух компонентов и создает для ребенка наиболее адекватную картину окружающей реальности, а также возможностей изобразительного искусства.
Для воспитания и развития детей с помощью изобразительного искусства период дошкольного возраста является наиболее благоприятным, потому что в этом возрасте наиболее активно накапливается информация об окружающей действительности предметов и явлений. Дети усваивают новые понятия, у них формируются все органы восприятия, которые отвечают за осязание и зрение, что необходимы для творческой деятельности.
Действенное отношение детей к окружающей действительности активирует творческие процессы, направленные на разные виды творческой (изобразительной) деятельности, (конструирование, моделирование, лепка, вырезание, вышивка, плетение и др.), которые формируют их «ручную умелость».
Вышеперечисленные аспекты опираются на эмоциональное восприятие ребенка, основы которого закладываются в дошкольный возрастной период.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности художественного творчества и условия его развития у детей дошкольного возраста
Творчество представляет собой определенную деятельность, которая создает новые оригинальные предметы, обладающие общественным значением. Изобразительное творчество связывается с созданием произведений искусства, которые отражают окружающую жизнь на основе переработки и отбора наиболее характерного, типичного при создании художественного образа [9, c. 121].
Творческий процесс создания художественного образа включает в себя следующие основные этапы:
1. возникновение идеи, замысла;
2. вынашивание замысла (уточнение, оформление идеи в конкретное содержание);
3. реализация замысла (дальнейшая разработка содержания, воплощение его в конкретные формы);
4. завершается творческий процесс появлением художественного произведения [13, c. 15].
Психологи отмечают, что изобразительное творчество является выражением внутреннего духовного содержания в соответствующих ему чувственных образах.
В книге «Детское творческое конструирование» (1999) Л.А. Парамонова определяет три особенности детского художественного творчества.
Первой особенностью является то, что ребенок создает иногда оригинальные рисунки, сочиняет стихи, мелодии, делает много «открытий» в процессе познания окружающего мира. Новизна открытий и продуктов
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы исследования уровня творческого развития детей среднего дошкольного возраста
Экспериментальное исследование проводилось среди воспитанников дошкольного учреждения _________________. Участие в эксперименте приняли 15 воспитанников средней группы, среди которых были 8 девочек и 7 мальчиков.
Диагностика проводилась по адаптированному варианту опросника креативности Дж. С. Рензулли и Р.К. Хартмана. Опросник Дж. С. Рензулли является экспресс-методом, позволяет быстро и качественно проводить диагностику в условиях ограниченного времени.
Цель исследования: выявить уровень развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Опросник креативности – это объективный, состоящий из десяти пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, который создан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Каждый пункт оценивается на базе наблюдений эксперта за поведением интересующего ребенка в различных ситуациях (в классе, на занятиях, дома). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности различными лицами: педагогом, психологом, родителями, социальным работником и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество представляет собой определенную деятельность, которая создает новые оригинальные предметы, обладающие общественным значением. Изобразительное творчество связывается с созданием произведений искусства, которые отражают окружающую жизнь на основе переработки и отбора наиболее характерного, типичного при создании художественного образа. Условия развития творчества детей дошкольного возраста: широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни); обогащение детей дошкольного возраста яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта; учет индивидуальных особенностей ребенка; создание атмосферы творчества; комплексное и системное использование методов и приемов; бережное отношение к процессу и результату детской деятельности; материальное обеспечение художественной деятельности ребенка; сочетание разных форм работы с детьми.
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Каждый из этих видов обладает своими возможностями в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общая задача, стоящая перед изобразительной деятельностью, конкретизируется в зависимости от характеристик каждого вида, своеобразия материалов и приемов работы с ними.
Решение задач, которые предусмотрены программой по приобщению детей к художественному творчеству, возможно лишь при условии комплексного подхода в обучении детей творческой деятельности, т.к. художественное развитие детей дошкольного возраста происходит с помощью приобщения ребенка к искусству, разным видам художественной деятельности.