ВВЕДЕНИЕ
В настоящий момент одной из важных задач учреждения дошкольного воспитания – это подготовка детей к обучению в школе, причем которая предусматривает развитие всех физических и психических качеств будущего школьника. Так, в «Программе обучения и воспитания в детском саду» указываются знания, умения и навыки, которые формируются во время пребывания ребенка в стенах дошкольного учреждения. Соблюдение всех образовательных и воспитательных моментов зачастую представляет для педагогов учреждений дошкольного образования некоторую сложность, поскольку в детский сад приходят дети с различным уровнем развития, способностями и потребностями в обучении.
Актуальность исследования в рамках курсовой работы обусловлена тем, что физическому развитию детей дошкольного возраста способствует проведение комплексов игр со спортивным инвентарем, в частности с мячом.
Это помогает развивать: глазомер, координацию, ловкость, ритмичность, согласованность движений. Игры с мячом также развивают быстроту, прыгучесть, силу, поскольку во время игры ребенок осуществляет разнообразные движения (броски в цель, передача мяча, удержание мяча и др.). Постепенно, в результате многократных повторений действий, ребенок начинает овладевать техникой действий с мячом. Вместе с тем, монотонность действий ведет к снижению интереса к игре с мячом, поэтому изучаемые с дошкольниками движения должны быть разнообразными.
Новизна темы исследования заключается в поиске новых форм и методов работы с мячом в группе детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
Научная и практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе УДО.
Цель курсовой работы – изучить пути формирования навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ С МЯЧОМ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте формируются азы здоровья и физического развития. Под физическим развитием ребенка дошкольного возраста понимаются изменения естественных морфофизиологических свойств организма на протяжении данного возрастного периода.
Рассмотрим показатели физического развития детей дошкольного возраста:
- изменение пространственных размеров и массы тела;
- изменение функциональных возможностей организма ребенка;
- изменение отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности [4, с. 21].
Оценка морфофизического состояния дошкольников предполагает оценку телосложения, основных функциональных параметров и уровня развития двигательной сферы [4, с. 21].
В научной литературе отмечается взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка, что обуславливает важность комплексного изучения данных показателей и позволяет осуществлять подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая недоразвитие того или иного физического показателя.
В исследовании физической подготовленности дошкольников, как правило, выделяют два направления: изучение уровня функциональных возможностей основных систем энергообеспечения; изучение уровня развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Место, методика и результаты исследования
Исследование принципов формирования навыков владения мячом детей старшего дошкольного возраста проходило на базе ГУО «Ясли-сад №119 г.Гомеля». В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – 10 мальчиков и 10 девочек.
Анатомо-физиологическое и психическое развитие детей во время исследования соответствовало норме. Согласно нашему наблюдению, дети посещают дошкольное учреждение ежедневно, знали правила поведения в группе, соблюдали режимные моменты, доверительно и с уважением относили к воспитателю и сверстникам. Вместе с тем, можно отметить, у детей практически не сформировано чувство коллективизма, т.е. они предпочитают самостоятельно играть, нежели в группе.
В первой половине дня в группе организуются учебные занятия, потом –прогулка, во время которой проводится одна или две подвижные игры в с перерывом. Продолжительность общей игры 6-10 минут.
Цель исследования – выявить уровень сформированности навыков владения мячом детей старшего дошкольного возраста.
В ходе наблюдения и беседы с педагогом, который проводил подвижные игры, нами было выделено три уровня сформированности навыков владения мячом:
Высокий уровень: ребенок уверенно владеет всеми действиями с мячом на уровне освоения определенной техники (волейболе, футболе и т.д.): умеет ловить и удерживать мяч, правильно его держит, на площадке умеет вести мяч, не мешая другим детям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав теоретические аспекты формирования навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста, мы сделали следующие выводы:
- двигательные возможности детей старшего дошкольного возраста связаны с организацией специального воспитания в УДО;
- благодаря движениям происходит общее физическое развитие ребенка, формируются его психические качества, прививаются нормы поведения, формируется интерес к физической культуре;
- в старшем дошкольном возрасте доступно овладение новыми сложными формами движений, а также совершенствование некоторых элементов их техники;
- в процессе занятий по физической культуре дети старшего дошкольного возраста овладевают различными движениями и упражняются, приобретая некоторые специальные знания, умения анализируют свои действия, выделяют их существенные звенья, изменяют и перестраивают их в зависимости от получаемого результата, оценки и ситуации.
В исследовательской части курсовой работы была представлена диагностика уровня сформированности навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста и выявлено, что что большинство из детей показывают средний уровень владения мячом.
С учетом возрастных и индивидуальных способностей, нами был разработан комплекс игр и игровых упражнений «Мой веселый мяч», направленный на формирование навыков владения мячом.
Данный комплекс может быть использован на занятиях по физической культуре, а также в течение дня на прогулках на свежем воздухе и между занятиями для активного отдыха и смены деятельности.
В заключении можно также отметить, что наша работа не завершена, так как для формирования и более глубокого изучения рассмотренных навыков требуется достаточно длительный период времени.
1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Э.Й. Адашкявичене – М., 1992. – 159 с.
2. Баранов, А.А. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге. / А.А. Баранов. – М.: 2005. – 28 с.
3. Бисярина, В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма / В.П. Бисярина. – М.: «Медицина», 1973. – С. 84-100
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов – М., 1996. – 240 с.
5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. – 526 c.
6. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков – Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 381 с.
7. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.
8. Гербова, В.В. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, Р.А. Иванкова – М., 1984. – 175 с.
9. Гришин, В.Г. Игры с мячом и ракеткой. Пособие для воспитателя старших групп детского сада / В.Г. Гришин – М.: Просвещение, 1982. – т93 c.
10. Грохольский, А.А. Двигательная активность детей дошкольного возраста: метод. рекомендации / А.А. Грохольский. – Минск: 2008. – 44 с.
11. Дегтярев, И.П. Физическое развитие / И.П. Дегтярев. – Киев, 2005. – 23 с.
12. Диагностика физического развития дошкольников: методические рекомендации / Л.В. Карманова, В.Н. Шебеко, Т. Ю. Логвина; под ред. Л.В. Карманова. – Минск: ГВЦ Госкомстата РБ, 1992. – 34 с.
13. Игры на развитие ловкости. Коллекция русских детских игр / Е.А. Покровский - М: Сфера, 2010 – 128 с.
14. Казина, О.Б. Физическая культура в детском саду / О.Б. Казина. – М.: академия Развития, 2011. – 320 с.
15. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева - М.: Детство-Пресс, 2011 – 80 с.
16. Клевенко, В.М. Быстрота как развитие физических качеств / В.М. Клевенко. – М.: «Высшая школа», 2008. – 290 с.
17. Организация профилактических и оздоровительных мероприятий в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования: Методические рекомендации // Пралеска – 2004. – №8 – С. 41-56.
18. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.И. Пензулаева – М., 1992. – 143 с.
19. Подвижные игры в детском саду / М.М. Конторович - СПб.: Книга по Требованию, 2012 – 148 с.
20. Руденко, Н.Н., Мельникова И.Ю. Актуальность физического развития детей // Практическая медицина (Педиатрия). – 2009. – № 7. – С. 31-34.
21. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 220 c.
22. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Степаненкова – М.: Издательский центр «Академия» 2001 – 368 с.
23. Физиология человека: учеб. пособие / А.А. Семенович и др.; под ред. А.А. Семеновича – 3-е издание. – Минск: Выш.шк., 2009 – 500 с.
24. Шебеко, В.Н., Ермак, Н.Н. Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак – М.: ACADEMIA, 2000. – 176с.
25. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «академия», 2004. – 480 с.